3.23. Эксперт: специалист по определенному направлению научных, прикладных, инженерно-технических, технологических исследований, имеющий подтвержденную квалификацию в соответствующей области и уполномоченный осуществлять экспертизу научно-технических работ.
3.24. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
НИОКР: научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа;
НИР: научно-исследовательская работа;
ОКР: опытно-конструкторская работа;
ОТР: опытно-технологическая работа.
4. Состав и ответственность участников процесса управления реализацией научно-технических работ
4.1. Управление реализацией научно-технических работ производится на всех стадиях их жизненного цикла, определенных в СТО РЖД 1.08.003:
- на стадии подготовки предложений о необходимости выполнения НИОКР;
- на стадии формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД";
- на стадии выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- на стадии внедрения и использования результатов работ.
4.2. Участниками процесса управления реализацией научно-технических работ являются структурные подразделения ОАО "РЖД", причастные к проведению инновационной и научно-технической деятельности и участвующие в реализации инновационных программ и планов научно-технического развития ОАО "РЖД" на основе договоров и соглашений.
4.2.1. Участниками процесса управления реализацией научно-технических работ на стадии предварительной проработки предложений являются:
- Департамент технической политики;
- потенциальные функциональные заказчики;
- Центр инновационного развития.
Ответственность за управление научно-технической работой на стадии предварительной проработки предложений несет Департамент технической политики.
4.3. Участниками процесса управления научно-технической работой на стадии формирования заявки на включение работы в план НТР ОАО "РЖД" являются:
- Департамент технической политики;
- функциональные заказчики;
- Центр инновационного развития.
Ответственность за управление научно-технической работой на стадии инициирования инновационного проекта несут функциональные заказчики.
4.4. Участниками процесса управления на стадии выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ являются:
- Департамент технической политики;
- функциональные заказчики;
- Управление по вопросам интеллектуальной собственности.
Ответственность за эффективное управление научно-технической работой на стадии выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ несут функциональные заказчики.
4.5. Участниками процесса управления на стадии внедрения и использования результатов работ являются:
- Департамент технической политики;
- функциональные заказчики.
Ответственность за управление реализацией научно-технических работ на стадии внедрения и использования инновационного продукта несут функциональные заказчики.
5. Требования к организации процесса управления реализацией научно-технических работ
5.1. На стадии подготовки предложений о необходимости выполнения НИОКР производится:
- выявление проблем в хозяйственной деятельности ОАО "РЖД", требующих научно-технического решения, в том числе путем отбора и анализа предложений главных инженеров железных дорог;
- отбор предложений, в том числе сторонних научных, учебных и иных организаций, относящихся к сфере железнодорожного транспорта, направленных на реализацию стратегических направлений инновационного развития ОАО "РЖД";
- проведение патентных исследований в соответствующих областях техники по определению технического уровня и конкурентоспособности известных научно-технических решений;
- подготовка обоснованных предложений для включения в план НТР ОАО "РЖД" работ, результаты которых должны соответствовать лучшим мировым образцам и высшему техническому уровню;
- формулирование и обоснование предложений для включения работы в план НТР ОАО "РЖД".
5.1.1. Руководство ОАО "РЖД" в лице президента ОАО "РЖД", вице-президентов ОАО "РЖД", подразделения аппарата управления, филиалы и другие структурные подразделения ОАО "РЖД", совещательные органы ОАО "РЖД", дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД", причастные к научно-технической деятельности, рассматривают и определяют потребности ОАО "РЖД", направленные на реализацию стратегических направлений инновационного развития, формулируют предложения и рекомендуют инициирование научно-технических работ и представляют их в Департамент технической политики.
5.1.2. Потенциальные функциональные заказчики выявляют проблемы филиалов, иных структурных подразделений ОАО "РЖД", требующие научно-технического решения, и принимают решение о необходимости инициирования научно-технических работ.
5.1.3. Центр инновационного развития:
- участвует в выявлении проблем в хозяйственной деятельности ОАО "РЖД", требующих научно-технического решения, в том числе путем отбора и анализа предложений главных инженеров железных дорог;
- участвует в отборе предложений, в том числе сторонних научных, учебных и иных организаций, относящихся к сфере железнодорожного транспорта, направленных на реализацию стратегических направлений инновационного развития ОАО "РЖД";
- на основе анализа и экспертизы инновационных проектов и их соответствия стратегическим направлениям развития ОАО "РЖД" принимает решения о необходимости инициирования НИОКР для реализации инновационных проектов;
- по указанию Департамента технической политики совместно с потенциальным функциональным заказчиком осуществляет проведение технического аудита заявляемых предложений в объеме экспертизы их технического уровня.
5.1.4. Департамент технической политики:
- анализирует предложения, представленные руководством ОАО "РЖД", подразделениями аппарата управления, филиалами и другими структурными подразделениями ОАО "РЖД", совещательными органами ОАО "РЖД", потенциальными функциональными заказчиками, научными, учебными, иными организациями и физическими лицами;
- принимает окончательное решение по определению функциональных заказчиков предлагаемых работ;
- в необходимых случаях направляет предложения на дополнительное рассмотрение совещательных органов ОАО "РЖД" с возможным привлечением независимых экспертов из числа наиболее авторитетных представителей науки и производства или на проведение технического аудита в части определения технического уровня предлагаемых работ;