В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод о необоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Жилой дом, 1937 г., арх. Д.Д. Булгаков" по адресу: Большая Сухаревская пл., д. 14/7 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля);
вывод об отнесении объекта экспертизы по адресу: Большая Сухаревская пл., д. 14/7 к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Жилой дом, 1937 г., архитектор Д.Д. Булгаков", а также описание особенностей объекта экспертизы, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель | А.В. Кибовский |
Акт государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Жилой дом, 1937 г., арх. Д.Д. Булгаков" Адрес: г. Москва, Большая Сухаревская пл., д. 14/7 (Ананьевский пер., д. 7)
"15 декабря 2010 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 08 ноября 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 15 декабря 2010 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество | Баталов Андрей Леонидович |
Образование | высшее |
Специальность | архитектор |
Ученая степень (звание) | доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы | 33 года |
Место работы и должность | заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации | Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448, Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, предложенный (заявленный) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия: "Жилой дом, 1937 г., арх. Д.Д. Булгаков", по адресу: г. Москва, Большая Сухаревская пл., д. 14/7 (Ананьевский пер., д. 7).
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
Материалы и документы заказчиком не были представлены заказчиком.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Согласно современному административно-территориальному делению рассматриваемый объект расположен в районе Красносельский ЦАО г. Москвы, в квартале, ограниченном с севера - Большой Сухаревской площадью, с востока - Ананьевским переулком, с запада - Панкратьевским переулком и улицей Сретенка, с юга - Сретенским тупиком.
Название Сухаревской площади возникло в XVIII в. по Сухаревой башне, возведенной здесь в конце XVII - начале XVIII в. и снесенной в 1934 г. В XVII в. на этом месте была стрелецкая слобода, в которой стоял полк Л.П. Сухарева, охранявший ворота Земляного города. Площадь и примыкающие к ней переулки занимал Сухаревский. С 1939 по 1994 г. площадь носила название Большая Колхозная в честь I Всесоюзного съезда колхозников-ударников (в 1934-1939 гг. - Колхозная площадь, вместе с бывшей Малой Колхозной, ныне Малой Сухаревской площадью).
На рассматриваемом участке до 1920-х гг. располагался дом, до 1917 г. принадлежавший В. Канановой, после чего он был снесен, а на его месте образовался пустырь. Некоторое время на участке работал рынок, а в 1930 г. территорию отдали под застройку жилого дома для работников Народного комиссариата тяжелой промышленности. Крупный дом для номенклатуры, построенный в 1930 г. немецким архитектором Г. Ремеле, в 1935 г. был отдан под переделку советскому архитектору Д.Д. Булгакову. К 1937 г. работы были закончены, и здание окончательно получило новый облик, который сохранился до настоящего времени.
Рассматриваемый объект представляет собой "Г"-образный в плане восьмиэтажный бетонный дом, фиксирующий угол пересечения Большой Сухаревской площади и Ананьевского переулка. Здание было возведено в качестве жилого дома для специалистов Наркомтяжпрома в 1930 г. по проекту архитектора Г. Ремеле и перестроено в 1937 г. архитектором Д.Д. Булгаковым.
В процессе перехода советской архитектуры от аскетичных и строгих форм авангарда к освоению классического наследия многие здания, запроектированные еще в духе конструктивизма и рационализма, реконструировались с учетом новых архитектурных тенденций советского зодчества. Зачастую конструктивисткий костяк уже построенных на рубеже 1920-1930-х годов домов "драпировался" карнизами, лопатками, пилястрами, скульптурными фризами, поясками. Одним из самых известных примеров подобной реконструкции в Москве можно считать рассматриваемый объект.
Эскизный проект и рабочие чертежи жилого дома были выполнены в 1930 г. московской организацией "Заводстрой" под руководством немецкого архитектора Г. Ремеле. В том же году было начато строительство. Однако в силу различных проблем заказчику приходилось из года в год консервировать строительство. После всеобщей перерегистрации проектов в 1934 г. весь проектный материал по жилому дому Наркомтяжпрома был передан 4-ой архитектурно-проектной мастерской Моссовета для переработки до стадии утверждения и в дальнейшем до выполнения объекта в натуре. Руководить этой работой глава мастерской Илья Голосов доверил архитектору Булгакову Д.Д. От архитектора требовалось обогатить фасады элементами классического наследия и т.д.
Произведенные Булгаковым перестройки вызвали в архитектурной среде неоднозначную реакцию и много дискуссий, посвященных оформлению дома. Основные претензии к архитектору сводились к его излишней свободе и изобретательности в обращении с классическими деталями. Особенно непримирим в критике был Георгий Гольц. По его мнению, дом на Колхозной площади - "супрематистский прием беспредметной пластики, заимствованный из западной архитектуры 20-х годов: геометризация форм, неорганически связанных в комбинацию плоскостей и объемов". Главной мишенью стало утрирование и изменение конструктивного смысла отдельных деталей (карнизов, арок, кронштейнов).
Несмотря на неоднозначность постройки, рассматриваемый объект стал ярким примером здания 1930-х гг. Архитектор использовал ряд новаторских приемов в обращении с классическими деталями, переведя их на язык современных материалов.
В начале 30-х годов постройка была выполнена из монолитного теплого бетона и носила сугубо утилитарный характер. Помимо этого немецкий архитектор разрешил композицию плана таким образом, что все обслуживающие помещения - кухни, ванные и уборные - выходили на главный фасад.
Для решения объемного силуэта здания Булгаковым было решено, в первую очередь, отказаться от применения плоских крыш, запроектированных Ремеле. Используя неглубокое заложение ширины корпуса, сделав односкатную кровлю под железо и продумав архитектурное оформление всех обслуживающих помещений, Булгаков добился желаемого силуэта здания и нарастания архитектурных масс к углу по обоим фасадам. По фасаду с Ананьевского переулка была проведена частичная перебивка оконных проемов и частичная их закладка, так как первоначально запроектированный плоский фасад с переулка отличался большим числом разных по величине окон. После упорядочения фасадов карнизы, балконы и их объединяющие тяги, лестничные клетки и витрины были архитектурно оформлены с учетом невыгодного положения здания в смысле солнечного освещения.
К настоящему моменту исследуемый объект сохранил все особенности организации фасадной плоскости 1937 г. Главный фасад, выходящий на площадь, и фасад со стороны переулка решены по-разному, что вносит в характер всей площади живописное начало. Выразительные, "супрематические", по выражению архитектора, приемы, асимметричное расположение деталей, позволили придать дому особую пластику, существующую вне и независимо от конструктивной логики. Примечательна общая компоновка уличных фасадов со ступенчатым углом. Сопряжение двух фасадов на углу акцентировано в виде отдельно стоящей на крыше башни-павильона - прием, встречающийся в московской архитектуре 30-х годов - плоскость которой прорезают узкие оконные проемы, фланкированные колоннадой. Этой колоннаде в свою очередь отвечают полукруглые столбы входной части здания со стороны фасада, выходящего на площадь.
Композиция северного фасада построена на сочетании вертикальных и горизонтальных членений. Главными вертикалями служат три полностью остекленных эркера лестничных клеток, между которыми устроены балконы. Основную линию горизонтали составляет лента балконов и балконных лоджий в уровне третьего этажа. Справа на крыше со стороны северного фасада установлен постамент для неосуществленной скульптуры "Семейное благополучие".
Со стороны Ананьевского переулка дом выглядит иначе. Слева внизу расположена, названная самим автором батистовой, аркада - балкон (низ балкона устроен как верх аркады, не имеющей опор). В центральной части данного фасада находится квадратная в плане композиция, где в шахматном порядке расположены небольшие оконные проемы. Венчает композицию стилизованный сандрик, на поверхности которого применен мотив дентикул. Композицию фасада зрительно уравновешивает вертикаль узкого витража в правой части, идущего через все восемь этажей здания. Фасад по Ананьевскому переулку венчает сильно вынесенный карниз, поддерживаемый стилизованными кронштейнами.
Дворовые фасады решены в единой стилистике с уличными, однако в их оформлении отсутствуют специфические архитектурно-художественные детали. Их плоскость прорезают довольно широкие оконные проемы. Горизонтальное членение здесь сформировано междуэтажными карнизами.
Первоначальная жилая функция постройки в настоящее время не изменилась; на первом этаже размещаются торговые и административно-деловые помещения.
Сведений о мемориальной ценности объекта не выявлено.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
1. Материалы фотофиксации рассматриваемого объекта, 2010 г.
2. Альбом "Подготовка документов, необходимых для первичного учета объектов, заявленных к постановке под государственную охрану", выполненный ГУП "Специализированной дирекцией объектов культурного наследия" в 2009 г.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект является примером здания, продемонстрировавшим определенный принцип работы с классическим наследием, который существовал в процессе перехода советской архитектуры от аскетичных и строгих форм авангарда к освоению советского неоклассицизма. Здание, запроектированное еще в духе конструктивизма в 1930 г. немецким архитектором Г. Ремеле, было полностью перестроено в 1937 г. по проекту архитектора Д.Д. Булгакова.
Объект экспертизы представляет собой "Г"-образный в плане восьмиэтажный бетонный дом, фиксирующий угол пересечения Большой Сухаревской площади и Ананьевского переулка. Здание было возведено в качестве жилого дома для специалистов Наркомтяжпрома.
Архитектор использовал ряд новаторских приемов в обращении с классическими деталями, переведя их на язык современных материалов. Выразительные, "супрематические", по выражению архитектора, приемы, асимметричное расположение деталей, позволили придать дому особую пластику. Главный фасад, выходящий на площадь, и фасад со стороны переулка решены по-разному, что вносит в характер всей площади живописное начало.