СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86 (с Изменением N 1, 3) стр. 12

Приложение В (рекомендуемое). Рекомендации по анализу и оценке основных результатов обследований и испытаний

В.1 Основным критерием удовлетворительной работы конструкций мостов и труб по результатам испытаний является соответствие упругих факторов (усилий, напряжений, деформаций, перемещений и др.), измеренных при воздействии испытательной нагрузки, и значений, полученных расчетным путем с учетом фактического состояния конструкций.
В.2 Работа сооружения при статических испытаниях оценивается с помощью конструктивного коэффициента , вычисляемого по формуле
, (В.1)
где Se - фактор, измеренный под воздействием испытательной нагрузки;
Scal - тот же фактор, найденный от испытательной нагрузки расчетным путем с учетом фактического состояния конструкции.
Конструктивные коэффициенты следует определять для наиболее загруженных элементов при каждом положении испытательной нагрузки.
В.3 По данным многочисленных статических испытаний значения коэффициента K для основных несущих конструкций и их элементов составляют 0,7-1,0, а для элементов пролетных строений, в которых расчетами не учитывается совместная работа главных балок (ферм) с элементами проезжей части и дорожной одежды, как правило, 0,5-0,7. Отклонения результатов замеров от расчетных величин должны подвергаться анализу с выявлением причин их возникновения.
В.4 Значения коэффициента K, большие единицы, указывают на существенное отличие работы элементов сооружения от принятых в расчетах предпосылок. В этих случаях необходимо разработать меры по обеспечению надежной работы элементов.
Значения коэффициента K, вычисленные по величинам максимальных фибровых напряжений, могут в отдельных случаях превышать единицу в связи с наличием концентраторов напряжений, эксцентриситетов действия сил, физической неоднородности соединений и прикреплений элементов и других обстоятельств.
Низкие значения коэффициента K могут указывать на наличие в сооружении или у его элементов резервов несущей способности. Возможность использования этих резервов может быть рассмотрена после изучения причин получения низких значений коэффициента K.
В.5 Соответствие фактической пространственной работы пролетного строения теоретическим предпосылкам, использованным в расчетах, допускается оценивать с помощью коэффициента адекватности Ka:
, (В.2)
где fi, wi - соответственно фактические (измеренные) и теоретические (рассчитанные) прогибы i-й балки;
fmax, wmax  - соответственно максимальные (по абсолютной величине) фактические и теоретические прогибы балки;
n - число балок (ферм, арок) или любых других точек в поперечном сечении пролетного строения, прогибы которых измерялись при испытаниях.
Близость коэффициента адекватности Ka к единице характеризует соответствие фактической и теоретической пространственной работы пролетного строения.
В.6 В качестве одного из критериев фактического состояния моста по результатам статических испытаний может служить соотношение измеренных упругих и остаточных деформаций (в основном прогибов), выражаемое показателем работы конструкции α, равным:
, (В.3)
где fr - величина остаточного прогиба, определенного после стабилизации деформаций;
fel - величина упругого прогиба, определенного при тех же условиях.
Оценку работы вновь построенных (реконструированных или отремонтированных) мостов по соотношению упругих и остаточных деформаций следует производить по результатам первого загружения конструкций испытательной нагрузкой, близкой по величине к нормативной.
Показатели работы конструкций α могут достигать следующих значений:
а) для вновь построенных мостов:
из дерева - 0,3;
из других материалов - 0,15;
б) для мостов, находящихся в эксплуатации:
из дерева - 0,1;
из других материалов - 0,05.
Для вновь построенных мостов следует выполнить оценку затухания остаточных деформаций. В случае отсутствия, при повторных загружениях, уменьшения остаточных деформаций следует выяснить причины этого явления и разработать мероприятия по их устранению.
В.7 Полученные при статических испытаниях величины прогибов и переломов профиля проезжей части с учетом профилей, зафиксированных при обследовании, следует использовать при оценке соответствия их нормируемым величинам.
В.8 Работу конструкций под динамическим воздействием необходимо оценивать на основании сопоставления величин фактических и проектных динамических коэффициентов, сравнения измеренных величин периодов собственных колебаний с расчетными и нормируемыми, выявления неблагоприятных видов колебаний (резонансного типа и биений), рассмотрения характера затухания колебаний и др.
В.9 При сравнении измеренных прогибов, углов перелома профиля проезжей части, коэффициентов поперечной установки и периодов колебаний с расчетными их величинами последние могут определяться с учетом разгружающего влияния конструктивных элементов.
В.10 При определении фактической грузоподъемности сооружения влияние конструктивных элементов на работу основных несущих конструкций следует учитывать в тех случаях, когда обеспечена надежная совместная работа этих элементов с основными несущими конструкциями или когда совместная работа гарантирована принятыми в проекте решениями.
В.11 Грузоподъемность моста определяется грузоподъемностью наиболее загруженного (критического) элемента с учетом фактического состояния моста.
Грузоподъемность критического элемента следует вычислять по формуле
, (В.4)
где Sult - предельное усилие, воспринимаемое элементом по условию прочности, выносливости или устойчивости (несущая способность);
 - усилие в элементе от постоянных нагрузок;
SK - усилие в элементе от временной эталонной (АК, НК и т.д.) нагрузки;
K - класс эталонной нагрузки.

Приложение Г (рекомендуемое). Основные свойства материалов мостовых сооружений и методы их оценки

Г.1 При инструментальных исследованиях свойств материалов мостовых сооружений рекомендуется руководствоваться таблицей Г.1.
Таблица Г.1
N
п/п
Наименование свойства. Метод контроля
Нормативный документ
1
Прочность бетона:
- неразрушающие прямые (отрыв со скалыванием, скалывание ребра) и косвенные (по градуировочным зависимостям, в том числе упругого отскока и ультразвуковой) методы контроля;
ГОСТ 22690
ГОСТ 17624
- разрушающие методы с испытанием кернов
ГОСТ 28570
2
Сплошность бетона. Глубина и ширина раскрытия трещин, распространение зоны неплотного бетона:
- ультразвуковой метод;
ГОСТ 17624
- изъятие кернов
ГОСТ 28570
3
Водонепроницаемость:
- по показателю воздухонепроницаемости
ГОСТ 12730.5
4
Морозостойкость (рекомендуется проводить совместно с определением водонепроницаемости по показателю воздухонепроницаемости)
ГОСТ 10060.0
5
Содержание хлорид-ионов в пробах бетона:
- порошкообразные пробы на различной глубине;
[12]
Экспресс-методика по согласованию с заказчиком
- фрагмент поверхностного слоя бетона
6
Глубина карбонизации защитного слоя бетона
[13]*, [17]
7
Толщина защитного слоя бетона и параметры армирования:
- магнитный метод;
ГОСТ 22904
- радиационный метод;
ГОСТ 17625
- вскрытие арматуры с замером остаточного сечения
ГОСТ 31937
8
Коррозионная активность арматуры
[14]
9
Прочность извлеченной из конструкции арматуры на растяжение
ГОСТ 12004
10
Качество сварных соединений арматуры
ГОСТ 23858
ГОСТ 10922
11
Качество сварных швов металлических конструкций
ГОСТ 3242
12
Сила натяжения арматуры
ГОСТ 22362
13
Стойкость напрягаемой арматуры к коррозионному растрескиванию
ГОСТ Р 52804
14
Химический состав стали
ГОСТ 18895
15
Ударная вязкость стали
ГОСТ 9454
16
Адгезия лакокрасочного покрытия:- метод решетчатых надрезов;- метод параллельных надрезов;ГОСТ 15140
- метод решетчатого надреза
ГОСТ 31149
17
Толщина антикоррозионного покрытия:
- магнитный метод
ГОСТ Р 51694
18
Адгезия гидроизоляции методом отрыва
ГОСТ 26589
Примечания:
1 Количество участков, на которых производят определение характеристики бетона для отдельного железобетонного элемента моста (балки, стойки, ригеля и др.) неразрушающими косвенными методами, должно быть не менее шести при общем количестве измерений на элемент не менее 15.
2 Для трещин шириной раскрытия на поверхности конструкции более 0,3 мм диагностику состояния арматуры и распространения трещины вглубь конструкции рекомендуется проводить с измерением ширины трещины на уровне рабочей арматуры.

Приложение Д (рекомендуемое). Обследование оснований и фундаментов мостовых сооружений

Д.1 Обследование состояния грунтов оснований и фундаментов мостовых сооружений следует проводить силами профильных организаций.
Д.2 Обследование фундаментов и их оснований, по возможности, проводят в выборочном порядке в специально отрытых шурфах.
Д.3 Необходимое число шурфов зависит от цели обследования, объемно-планировочного и конструктивного решений фундаментов, а также от технического состояния строительных конструкций. При обследовании эксплуатируемого мостового сооружения суммарная площадь в плане шурфа должна составлять не более 10%.
Д.4 При обследовании фундаментов шурфы следует располагать против угла фундамента.