наличие дефектов и повреждений: в покрытии проезжей части - трещин, выбоин, местных неровностей (особенно около деформационных швов); в конструкциях тротуаров, бордюрах, ограждающих устройствах и в перилах.
А.36 Особое внимание в автодорожных и городских мостах уделяют состоянию водоотвода и гидроизоляции. С этой целью оценивают достаточность и правильность функционирования водоотводных устройств, а также оценивают обеспеченность отвода воды за пределы моста.
Состояние гидроизоляции оценивают по отсутствию (или наличию) протекания воды или следов ее протекания, высолов бетона, потеков ржавчины. В необходимых случаях для проверки состояния гидроизоляции производят выборочное вскрытие покрытия, защитного слоя или балласта.
А.37 При осмотре конструкций деформационных швов в автодорожных и городских мостах устанавливают обеспеченность свободного перемещения концов пролетных строений от воздействия температуры и временных нагрузок, а также плавность сопряжения конструктивных элементов швов с покрытием проезжей части.
В швах закрытого и заполненного типов проверяют герметичность швов, наличие и состояние металлических компенсаторов, состояние мастичного заполнения, резиновых вкладышей или закрывающего зазор асфальтобетона.
В швах перекрытого типа определяют состояние перекрывающих элементов (листов, гребенчатых или откатных плит), элементов окаймления и надежность их анкеровки, наличие и состояние водоотводных лотков.
А.38 В железнодорожных мостах при обследовании верхнего строения пути особое внимание обращается на следующие характеристики:
- состояние щебеночного балласта (чистота, толщина под шпалой, ширина, форма, однородность на мосту и подходах, просадки, выступание верхней постели шпал над поверхностью балласта);
- наличие и состояние шпал и мостовых брусьев;
- состояние рельсов и рельсовых скреплений;
- наличие и правильность установки противоугонов и контруголков;
- состояние и прикрепление к пролетному строению плит БМП.
А.39 На всех мостах проверяют надежность крепления перил, ограждающих устройств, бордюров, мачт освещения, мачт и кронштейнов контактных сетей электрифицированного транспорта, знаков судовой и иной сигнализации.
А.40 При осмотре проверяют состояние смотровых приспособлений, площадок-убежищ, противопожарного оборудования, элементов заземления и прочих эксплуатационных обустройств.
А.41 При наличии на мосту разрешенных проектом коммуникаций (линий связи, теплофикации, водопровода, ливневых коллекторов и др.) проверяют соответствие проекту конструкций их прикрепления к элементам моста, а также выявляют возможное отрицательное влияние коммуникаций на условия эксплуатации моста (повышение влажности, увеличение загрязненности, ограничение доступа к элементам мостов и т.п.).
В пролетных строениях коробчатого сечения обращают внимание на наличие отверстий для спуска жидкостей при аварии коммуникаций и на условия проветривания замкнутых конструкций.
Подмостовая зона и подходы к мостам
А.42 При обследовании подмостовой зоны с помощью осмотра, измерений, съемок и опроса работников служб эксплуатации устанавливают:
а) на больших и средних мостах:
состояние подмостового русла, пойменных участков, берегов, берегоукрепительных и регуляционных сооружений;
изменение положения главного русла по отношению к опорам;
образование новых проток и островов (по сравнению с проектом или предшествовавшим обследованием);
наличие посторонних предметов и остатков сооружений, создающих дополнительное стеснение русла или поймы;
наличие размывов русла вблизи опор;
б) на малых мостах:
состояние подмостовой, подходной и отводящей частей русла и его укреплений;
засорение и заиленность отверстия моста;
в) на всех мостах:
характер отрицательного воздействия сооружений мостового перехода на окружающую среду (подтопление подпорными водами, заболачивание и занос сельскохозяйственных и лесных угодий, образование оползней, оврагов и т.п.);
г) на путепроводах:
состояние и ровность покрытия пересекаемой дороги, а также наличие и состояние ограждающих устройств на ней;
достаточность установленных габаритов проезда под путепроводом, а также наличие и правильность установки соответствующих дорожных знаков;
д) на эстакадах и эстакадных частях мостов:
характер вредных для сооружения последствий деятельности учреждений и предприятий, расположенных в подэстакадных помещениях (например, вибрационные и ударные воздействия, создание агрессивной среды и среды с высокой влажностью воздуха и т.п.).
А.43 При осмотре подходов к мостам устанавливают: состояние насыпей, обочин, берм, откосов и их укреплений; наличие подмывов насыпи и фильтрации воды через нее; состояние и ровность дорожного покрытия (особенно в местах сопряжений с мостом); эффективность работы переходных плит; правильность укладки рельсового пути и охранных приспособлений; обеспеченность закрепления пути от угона; наличие и состояние водоотводных устройств; наличие, состояние и надежность закрепления ограждающих устройств (бордюров, надолб, парапетов, подпорных стенок и т.д.), лестничных сходов, дорожных знаков; правильность нанесения горизонтальной и вертикальной дорожной разметки.
Водопропускные трубы
А.44 В процессе обследования труб производят:
осмотр внутренних и наружных (не закрытых грунтом) поверхностей труб и оголовков;
измерения вертикальных и горизонтальных диаметров круглых труб, высоты и ширины отверстий прямоугольных труб (или других характерных параметров труб, имеющих сложное очертание отверстий);
замеры величин зазоров в швах между звеньями и между секциями фундаментов (для фундаментных труб), взаимных вертикальных деформаций звеньев;
выявление заносимости лотков грунтом;
проверку профиля лотка и положения оси трубы в плане.
Кроме того, при необходимости производят:
замеры углов пересечения осей сооружения с осью пути или дороги;
съемку поперечников земляного полотна;
осмотр укрепленных откосов конусов, подводящих и отводящих русел, а также примыкающих к трубам водоотводов;
съемку планов и характерных сечений логов, проверку соответствия гидравлического режима работы трубы проектному;
выявление фильтрации воды через тело насыпи;
выявление признаков пучения грунта или образования наледей.
При обследовании труб, построенных на вечномерзлых грунтах, выявляют наличие осадок труб, которые могут быть вызваны деградацией вечной мерзлоты.