сколы зубчатых стыков.
Опоры и фундаменты*
А.28 В опорах выявляют дефекты, характерные для материала, из которого выполнены опоры (они аналогичны дефектам пролетных строений, выполненных из соответствующих материалов), а также дефекты и повреждения, обусловленные особенностями конструкций, возведения и работы опор:
трещины и сколы в местах опирания конструкций;
нарушения целостности опор;
температурно-усадочные трещины в массивных частях опор;
нарушение целостности облицовки, дефекты в заполнении швов между блоками сборно-монолитных конструкций и блоками каменной облицовки массивных опор;
трещины в конструкциях, выполненных из железобетонных оболочек или объемных блоков;
истирание и другие механические повреждения конструкций в зонах воздействия ледохода, карчехода и донных наносов;
повреждения конструкций в зоне переменного уровня воды, вызванные климатическими факторами и воздействием воды;
повреждения конструкций, вызванные навалами судов и наездами транспорта;
образование пустот внутри массивных частей опор из-за вымывания бетона.
Уточнение состояния (сплошности) бетона внутренней части опор допускается осуществлять с использованием неразрушающих методов контроля (например, ультразвукового по ГОСТ 17624).
А.29 Основным источником получения сведений о состоянии оснований и фундаментов опор является техническая документация, при ознакомлении с которой уделяют внимание правильности производства работ при сложных технологических процессах (погружение свай с подмывом, подводное бетонирование и др.).
Для уточнения состояния оснований и фундаментов опор используют статическое или динамическое зондирование по ГОСТ 19912, бурение скважин и шурфование. Допускается определять параметры фундаментов (глубину заложения, толщину ростверка и т.д.) неразрушающими методами: ультразвуковым, сейсмоакустическим и др.
Кроме того, данные о состоянии оснований и фундаментов могут быть получены на основании анализа общих деформаций опор, определяемых по их просадкам и наклонам, размерам зазоров в деформационных швах, смещениям подвижных опорных частей, а также на основании анализа результатов съемок русла реки.
При расположении опоры, имеющей высокий свайный ростверк, в русле реки состояние свай (столбов) следует определять с помощью подводного обследования с обязательной фотофиксацией дефектов под контролем руководителя работ организации, выполняющей обследование. При расположении русловых опор на реках с сильным течением, где невозможно выполнение подводного обследования, допускается проводить обследование подводной части фундамента опоры в зимнее время путем намораживания льда.
Обследование оснований и фундаментов мостовых сооружений следует проводить в соответствии с приложением Д.
А.29а В фундаментах опор выявляют дефекты, характерные для материала, из которого выполнены фундаменты, а также дефекты и повреждения, обусловленные особенностями их конструкций, возведения и работы:
- размывы вокруг фундамента больше расчетного;
- подмыв фундаментов опор;
- смещение в плане и осадка фундаментов;
- морозное разрушение бетона фундамента в уровне переменных вод;
- вымывание бетона ниже уровня меженных вод;
- разрушение свайного ростверка с нарушением связи с частью свай;
- дефекты в стыке между фундаментом (ростверком) и телом опоры;
- трещины в конструкциях железобетонных ростверков и бетонных фундаментов;
- повреждение свай вследствие коррозии и механических воздействий в зонах воздействия ледохода, карчехода и донных наносов;
- загнивание древесины деревянных свай и ряжей;
- повреждения фундаментов, вызванные навалами судов.
Опорные части
А.30 При обследовании стальных (в том числе с железобетонными валками) опорных частей с помощью внешнего осмотра и измерений проверяют:
- правильность положения подвижных элементов с учетом температуры и обеспеченность расчетных температурных перемещений пролетных строений (как линейных, так и угловых);
- состояние поверхностей катания подвижных опорных частей, наличие смазки;
- равномерность взаимного опирания всех элементов опорных частей и прилегающих к ним конструкций опор и пролетных строений;
- надежность прикрепления балансиров (подушек) к соответствующим элементам опор и пролетных строений;
- состояние защитного лакокрасочного покрытия;
- состояние стопорных и противоугонных элементов, а также защитных кожухов.
А.31 При обследовании резиновых опорных частей устанавливают:
остаточный срок службы опорных частей;
наличие дефектов - трещин в резине, деформаций, свидетельствующих о нарушении крепления резины к стальным армирующим листам (выдавливания резины по всей площади торцевой поверхности и выдавливания в виде отдельных, бессистемно расположенных валиков или пузырей);
отсутствие зазоров между опорной частью и опорными площадками балок и подферменников, а также заглубления опорных частей в бетон подферменников;
правильность положения опорных частей с учетом температуры и обеспеченность расчетных температурных перемещений пролетных строений.
А.32 При осмотре стаканных опорных частей из полимерных материалов проверяют параллельность нижней и верхней плит, правильность ориентации подвижных элементов относительно направления перемещений, состояние защитного лакокрасочного покрытия наружных поверхностей, наличие и состояние шкал и указателей перемещений, а также состояние защитных чехлов и кожухов.
А.33 При обследовании опорных частей всех типов обращают внимание на состояние прилегающих конструкций опор и пролетных строений с точки зрения наличия в них повреждений, связанных с дефектами или неправильной установкой опорных частей (сколов бетона и трещин в нем, отсутствия зазоров для температурных перемещений и др.).
А.34 При наличии продольно-подвижных опираний (разрывов) продольных балок в железнодорожных мостах проверяют обеспеченность свободы продольных перемещений концов балок, плотность опирания концов и невозможность поднятия опираемого конца относительно поддерживающего.
Мостовое полотно, верхнее строение пути и эксплуатационные обустройства*
А.35 При обследовании мостового полотна автодорожных и городских мостов выявляют:
наличие и величины продольных и поперечных уклонов покрытия проезжей части и тротуаров;
толщину слоев мостового полотна, главным образом покрытия и защитного слоя гидроизоляции в пределах проезжей части;