9.13 Работу на вновь антисептированных мостах, а также работу с клеями из полимерных составляющих следует производить в резиновых перчатках. При попадании антисептика или клея на открытые части тела их необходимо немедленно обильно смыть водой. По окончании работ необходимо вымыть теплой водой с мылом открытые части тела (руки, лицо).
9.14 Работники организаций, выезжающие на объекты обследований и испытаний, должны быть снабжены аптечкой с набором необходимых медикаментов и средств оказания первой помощи.
9.15 Работники организаций, участвующие в работах на объектах обследований и испытаний, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями) согласно ГОСТ 12.4.011. Работы следует выполнять в тщательно заправленной одежде, не имеющей порванных мест, свисающих пол и концов, в нескользкой обуви.
9.16 При работе на объектах в зимних условиях должны приниматься меры по обеспечению возможности периодического обогрева работающих.
9.17 Подмости и смотровые ходы, расположенные над землей, водой или конструкцией на расстоянии 1 м и более, должны быть ограждены перилами.
9.18 Подъем и спуск людей на подмости разрешается только по надежно закрепленным лестницам. Запрещается установка лестниц на различных подкладках.
9.19 При обследовании сооружений, особенно в стесненных условиях (между балками, в коробах, на ригелях опор и т.п.), все работающие должны быть предельно внимательны, чтобы не удариться о конструктивные элементы или о выступающие из них штыри, остатки опалубки и т.д. Не следует делать резких движений и перемещаться бегом.
9.20 При простукивании болтов и заклепок, зашлакованных сварных швов, поржавевших металлических элементов, поверхности бетона следует пользоваться защитными очками или козырьками.
9.21 При производстве работ на объекте сотрудники организаций должны иметь защитные каски, а при работе на проезжей части сооружений, находящихся в эксплуатации, обязаны надевать сигнальные жилеты.
9.22 При обследовании сооружений, не полностью законченных строительством, необходимо соблюдать особую осторожность в связи с возможностью возникновения повышенной опасности.
9.23 При работах на старых деревянных сооружениях и настилах следует соблюдать особую осторожность в связи с тем, что в них могут быть элементы, утратившие прочность вследствие загнивания, элементы с нарушенными прикреплениями и т.п.
9.24 На время испытаний подходы к автодорожным и городским мостам должны быть ограждены в соответствии с требованиями действующих правил дорожного движения.
9.25 Во время проведения испытаний нахождение на сооружении и под ним не занятых в испытаниях людей запрещается.
Работники, непосредственно участвующие в испытаниях, должны находиться на своих рабочих местах: сотрудники организаций - в местах, указанных руководителем работ; водители транспортных средств, загружающих конструкцию, - в кабинах транспортных средств; другие работники (например, составители поездов, дежурные электрики и т.п.) - в местах, указанных их непосредственными руководителями.
9.26 При проведении вибрационных испытаний запрещается приближаться к незащищенным эксцентрикам работающей вибромашины на расстояние менее 1,5 м.
9.27 При проведении испытаний ударной нагрузкой запрещается приближаться к намеченному месту падения груза на расстояние менее 3 м.
10 Мониторинг технического состояния мостов и труб
10.1 В необходимых случаях согласно СП 35.13330, ГОСТ Р 22.1.12 и ГОСТ 31937 в проектах с целью оценки фактической работы мостовых конструкций следует предусматривать мониторинг состояния мостов и труб в процессе строительства (реконструкции) и эксплуатации. Программы строительного и эксплуатационного мониторинга должны быть взаимоувязаны.
10.2 При строительстве (реконструкции) целью мониторинга является контроль деформаций и напряжений в элементах сооружения в процессе его возведения. Наиболее нагруженными в этом случае могут оказаться не те элементы, которые являются таковыми в эксплуатационный период. При этом контроль должен осуществляться синхронно с этапами строительства.
Мониторинг эксплуатируемых мостов и труб связан с необходимостью оценки напряженно-деформированного состояния конструкций, когда не известно начальное их состояние и предшествующая динамика развития повреждений. Кроме того, мониторинг следует проводить при возникновении и развитии повреждений, влияющих на грузоподъемность сооружений, вплоть до их устранения.
10.3 В общем случае мониторинг включает в себя следующие этапы:
периодические обследования и испытания;
регулярные инструментальные измерения отдельных физических характеристик (напряжения, усилия в элементах, их прогибы, раскрытие трещин и т.п.), разовые или в течение достаточно длительного промежутка времени;
анализ результатов непосредственно после их получения с целью принятия управленческих решений.
10.4 Для вантовых и висячих мостов, а также в других случаях, определяемых в задании на проектирование, следует составлять динамический паспорт моста, т.е. ведомость собственных частот колебаний несущих элементов с последующим мониторингом этих характеристик в период эксплуатации.
10.5 Мониторинг проводят по программам или методикам, в которых должны быть изложены следующие положения:
цели и задачи мониторинга;
объем намечаемых наблюдений и применяемые способы получения, фиксации и анализа результатов;
общие сроки наблюдений и интервалы между ними;
ответственные исполнители и источники финансирования;
оформление промежуточных и конечных результатов (акты, заключения, отчеты и др.).
10.6 Мониторинг напряженно-деформированного состояния композитных мостов и труб, в том числе стыковых соединений конструктивных элементов, следует осуществлять в течение всего расчетного периода эксплуатации сооружения с рекомендуемыми сроками проведения испытаний, 1, 3, 5, 7, 10 и далее каждые 7-10 лет с момента начала эксплуатации.
Приложение А (рекомендуемое). Характерные дефекты и повреждения, встречающиеся в различных конструкциях мостов и труб, и способы их выявления
Железобетонные пролетные строения
А.1 В железобетонных конструкциях могут иметь место дефекты и повреждения, возникающие на стадиях изготовления, транспортирования и монтажа:
а) технологические трещины: усадочные, образующиеся вследствие усадочных деформаций бетона при плохом уходе за его поверхностью, а также осадочные, возникающие вследствие неравномерной осадки бетонной смеси при ее уплотнении или при деформации опалубки; эти трещины имеют рваные края, резко изменяющиеся по длине раскрытия;
б) температурно-усадочные повреждения, возникающие в затвердевшем бетоне вследствие плохой тепловлажностной его обработки и обычно проявляющиеся в виде трещин с раскрытием до 0,2 мм;
в) дефекты бетонирования: раковины и каверны; места с вытекшим цементным раствором; обнажение арматуры или недостаточная толщина защитного слоя;
г) другие повреждения: сколы бетона, силовые трещины из-за непредвиденных воздействий (возникают обычно в слабо армированных местах), трещины, образовавшиеся в процессе складирования и транспортирования элементов.
А.1а При оценке технического состояния и назначении категорий дефектов следует пользоваться действующими инструкциями и рекомендациями [11, 15-16, 18, 20*]. Мониторинг эксплуатируемых мостов следует проводить с учетом отраслевых документов [19].
А.2 При действии на железобетонные конструкции нагрузок и воздействий могут возникать следующие виды трещин:
силовые трещины в бетоне: поперечные в растянутых элементах и растянутых зонах изгибаемых элементов, продольные в сжатых элементах и в сжатых зонах изгибаемых элементов, косые (наклонные) в стенках балок;
трещины от местного действия нагрузки в зонах установки анкеров напрягаемой арматуры, в местах опираний и в других подобных местах.
Образование и раскрытие этих трещин ограничивается расчетами по трещиностойкости, а в сжатой зоне бетона - также расчетами и по прочности.
А.3 Температурно-усадочные трещины, которые возникают в результате неравномерных по сечению деформаций от действия температуры окружающего воздуха и усадки бетона. Эти явления могут самостоятельно приводить к образованию сетки поверхностных трещин (А.1, б) или, суммируясь с напряжениями от нагрузки, усугублять образование силовых трещин. Развитие последних в этом случае (например, в стенках балок) может происходить в течение 5-7 лет.
А.4 Продольные трещины вдоль арматуры, возникающие из-за стесненной арматурой усадки бетона, замерзания сырого инъекционного раствора в каналах или из-за коррозии арматуры в бетоне. Эти факторы могут ускорять появление продольных трещин от обжатия бетона.
А.5 Причинами развития коррозии арматуры могут быть недостаточная толщина защитного слоя бетона, низкая плотность бетона защитного слоя и как следствие - потеря бетоном пассивирующих свойств (например, в результате карбонизации), особенно опасная в условиях агрессивного воздействия среды (чаще всего хлористых солей).
Величины раскрытия трещин в этих случаях могут быть равны примерно двойной толщине продуктов коррозии (ржавчины) на арматурном стержне или пучках стержней. В свою очередь толщина продуктов коррозии превышает толщину прокорродировавшего металла в 2,5-3 раза.
А.6 В конструкциях могут возникнуть повреждения, связанные с попеременным замерзанием и оттаиванием бетона во влажной среде (морозное разрушение). Такие повреждения проявляются в виде растрескивания поверхности бетона, разрыхления и последующего разрушения наружных слоев.
В случае попадания воды во внутренние полости и каверны могут наблюдаться сколы бетона, вызванные расширением замерзающей воды.