7.1 Оценку состояния сооружения следует производить путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях. При оценке наиболее характерных дефектов и повреждений следует использовать приложение Б.
7.2 Полученные при обследовании данные по контрольным измерениям и съемкам сопоставляют с допускаемыми отклонениями на изготовление и монтаж конструкций, указанными в СП 46.13330, и с результатами предшествовавших обследований.
7.3 Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения конструкций следует оценивать с точки зрения их влияния на потребительские свойства сооружения по следующим основным показателям:
грузоподъемность в виде классов расчетных нагрузок по действующим нормам с учетом фактического состояния конструкций в соответствии с приложением В. Определение грузоподъемности приведено в [4-6];
долговечность эксплуатируемых сооружений - в виде предполагаемого остаточного ресурса в годах, определяемого путем экспертной оценки;
безопасность и комфортность движения транспортных средств и пешеходов с учетом состояния мостового полотна и железнодорожного пути.
7.4 Контрольную оценку состояния материалов и конструкций проводят путем инструментальных измерений с использованием (при возможности) статистических методов обработки результатов с обеспеченностью 0,95.
7.5 По материалам проведенных обследований и испытаний и результатам оценки расчетной грузоподъемности сооружения следует, при необходимости, разрабатывать рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации сооружения, в том числе:
проведение различных видов ремонтных работ;
усиление отдельных элементов, введение ограничений для обращающихся нагрузок (в том числе уменьшение количества полос движения или увеличение интервалов между транспортными единицами на автодорожных и городских мостах);
ограничение скорости движения, массы транспортных средств и осевых нагрузок, изменение габаритов проезда.
7.6 В тех случаях, когда невозможно достоверно установить причины возникновения и влияния на потребительские свойства мостового сооружения, дефекта, выявленного на стадии приемки моста, должен быть организован мониторинг сооружения в процессе его плановой эксплуатации в течение времени, необходимого для подтверждения проектного режима использования моста.
8 Оформление результатов обследований и испытаний
8.1 Результаты обследований и приемочных испытаний вновь построенных, реконструированных или отремонтированных мостов и труб оформляют в виде заключений и научно-технических отчетов.
8.2 Предварительные заключения по результатам обследований и испытаний вновь построенных, реконструированных или отремонтированных сооружений составляются организациями, проводящими обследования, при необходимости передачи полученных данных в сжатые сроки. Кроме того, заключения могут составляться организациями по результатам работ локального характера.
Заключения по результатам обследований и испытаний должны содержать:
краткое описание объекта обследования и испытаний;
перечень выполненных работ;
ведомость дефектов;
основные результаты работ и их краткий анализ;
выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению.
8.3 Научно-технические отчеты составляют после полной обработки и анализа всех полученных материалов и данных. Отчеты должны содержать:
- описание конструкций сооружения и необходимые сведения из проектной и другой технической документации по сооружению, использованные для обоснования выводов;
- краткое описание технологии строительства с указанием имеющихся отступлений, а также дефектов, возникших на стадии строительства;
- результаты контрольных измерений и инструментальных съемок;
- результаты осмотра сооружения с указанием состояния отдельных его частей и описанием обнаруженных дефектов и повреждений;
- ведомость дефектов и повреждений;
- результаты расчета сооружения на испытательную нагрузку;
- результаты испытаний и их сравнение с расчетными данными;
- анализ результатов обследования и испытаний с оценкой грузоподъемности и долговечности конструкций, а также безопасности движения транспорта и пешеходов;
- рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и повреждений и по дальнейшей эксплуатации сооружения;
- выводы о состоянии сооружения и о соответствии его работы расчетным предпосылкам.
При необходимости проведения повторных обследований и испытаний (в том числе для изучения работы сооружения по истечении некоторого срока эксплуатации) или длительных наблюдений в выводах следует разместить соответствующую информацию.
8.4 Исключен
8.5 В научно-технический отчет необходимо включать чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. следует приводить в приложениях.
9 Правила охраны труда и техники безопасности при выполнении работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб
9.1 К выполнению работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб допускаются работники, прошедшие обучение и проверку знаний, инструктажи по охране труда в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.0.010.
9.2 До начала полевых работ по обследованиям и испытаниям все участвующие в них работники должны быть проинструктированы их руководителями о безопасных методах проведения работ с учетом особенностей конкретного объекта и о действиях в случаях обнаружения отклонений от нормальной работы сооружения.
Для выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, ответственному исполнителю работ выдается наряд-допуск на производство работ повышенной опасности согласно требованиям ГОСТ 12.4.011. Работающие должны быть обучены безопасным методам и приемам ведения таких работ по типовым программам.
9.3 Для возможности проведения обследований и испытаний (осмотра, инструментальных измерений, установки и снятия приборов и взятия отсчетов по ним) организация, в ведении которой находится сооружение, обязана осуществлять меры, обеспечивающие безопасные условия работы.
9.4 Контроль выполнения требований охраны труда и техники безопасности сотрудниками организации при проведении полевых работ по обследованию и испытаниям должен осуществлять ее руководитель.
9.5 Работы по обследованиям и испытаниям мостов и труб, движение по которым прекращается частично, не должны нарушать безопасность движения транспорта, а организация работ должна обеспечивать безопасность работающих. Разработка необходимых мероприятий по обеспечению безопасности работающих и их осуществление производятся организацией, в ведении которой находится сооружение.
9.6 При производстве работ по обследованиям и испытаниям мостов и труб в случаях наличия на них или вблизи них высоковольтных линий электропередачи (в том числе контактной сети железных дорог) запрещается приближаться или подносить какие-либо предметы на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети. Особенно внимательно за этим необходимо следить при работах с предметами большой длины (штангами, металлическими рулетками, отрезками проволоки и т.д.).
При невозможности соблюдения этого требования линия по согласованию с организацией, в ведении которой она находится, должна быть обесточена.
9.7 К работе с ручными электрическими машинами при напряжении сети более 42 В могут допускаться только специально проинструктированные работники, знающие безопасные методы работы, меры защиты при работе с электрическим током и приемы оказания первой помощи при поражении им.
9.8 Работа с лебедками, домкратами и другими специальными приспособлениями при проведении обследований и испытаний должна производиться под руководством работника, отвечающего за безопасное производство работ и имеющего соответствующую квалификацию и опыт.
9.9 Одновременное проведение работ в двух или более ярусах по одной вертикали может быть разрешено только при принятии мер обеспечения безопасности работающих внизу.
9.10 При производстве работ, связанных с передвижением по воде, сотрудники организаций должны быть обеспечены спасательными средствами (спасательными жилетами, кругами, шарами, веревками и т.п.).
9.11 Работа людей со льда допускается при его толщине не менее 15 см (без учета толщины снежного покрова) и расстоянии до кромки льда не менее 5 м.
9.12 На мостах через реки шириной более 100 м (по урезу меженных вод) руководитель работ обязан до начала обследования проверить наличие спасательных средств. На воде должны находиться подготовленные плавсредства.