А.7 В конструкциях из-за дефектов и повреждений водоотвода и гидроизоляции наблюдаются протечки воды, сопровождающиеся высолами, т.е. появлением продуктов выщелачивания бетона на поверхностях элементов. Это явление связано с выносом водой растворяемых в ней солей (выщелачивание). Могут наблюдаться также высолы, образовавшиеся на стадии строительства до укладки гидроизоляции, омоноличивания стыков и заделки различных технологических отверстий.
А.8 В клееных стыках составных по длине конструкций могут иметь место следующие дефекты:
наличие щелей в стыке, вызванных отсутствием клея на части площади стыка, что может приводить к появлению трещин в бетоне вблизи стыка из-за концентрации напряжений;
пластичная консистенция клея или его неоднородность, вызванная плохим перемешиванием составляющих, что может снизить сопротивление стыка сдвигу.
При наличии силовых поперечных трещин в стыках составных по длине предварительно напряженных железобетонных конструкций (без объединения арматурных каркасов в стыках), свидетельствующих о недостаточном обжатии стыков, движение по мосту должно быть прекращено.
Стальные и сталежелезобетонные пролетные строения
А.9 При обследовании металлических конструкций мостов внешним осмотром выявляют наличие коррозии металла, а также дефекты и повреждения элементов, стыков и прикреплений (погнутости, вмятины, местные ослабления, трещины, разрывы, неплотности, слабые заклепки, незатянутые болты и др.). Внутренние дефекты сварных швов выявляют с помощью неразрушающих методов обследования (ультразвуковая дефектоскопия, радиографические и акустические методы).
А.10 При наличии коррозии металла непосредственными замерами устанавливают степень ослабления сечения элементов. По ослаблениям определяют также скорость протекания процессов коррозии.
Выявляют конструктивные недостатки, способствующие интенсивной коррозии из-за застоя влаги и плохого проветривания ("мешки"; недостатки водоотвода; пазухи и щели, коррозия в которых приводит к разрушению элементов, и др.).
А.11 Во всех стальных конструкциях проверяют состояние их окраски; при этом выявляют количество и качество слоев краски, сцепление краски с металлом и состояние металла под краской. Отмечают дефекты в окраске металла (недостатки шпатлевки, различные механические повреждения, трещины, пузыри, отлупы, шелушение, размягчение, потеки, пропуски и т.п.).
А.12 Трещины в металлических конструкциях (особенно в сварных, для которых развитие трещин не ограничивается отдельными элементами сечения - уголками или листами) представляют значительную опасность для сооружения. Поэтому при обследовании обращают особое внимание на обнаружение трещин, в случае их выявления выясняют причины их образования, оценивают их опасность для несущей способности, а также дают указания по срочной нейтрализации трещин (сверление отверстий по концам, перекрытие трещин накладками на высокопрочных болтах и т.п.).
А.13 Причинами образования трещин могут быть:
а) концентрация напряжений;
б) остаточные напряжения от сварки;
в) усталостные явления;
г) повышенная хладноломкость металла.
Эти причины могут проявляться самостоятельно, однако обычно имеет место влияние нескольких факторов.
А.14 Наиболее часто образование трещин происходит в местах концентрации напряжений. Поэтому при обследовании на такие места обращают особое внимание.
Концентраторами напряжений в первую очередь являются места с резким изменением сечения элементов (обрывы листов; неплавное изменение их толщины и ширины; места примыкания накладок, ребер, диафрагм и др.). Кроме того, концентрации напряжений могут способствовать необработанные концы сварных швов и различные их дефекты: непровары, несплавления по кромкам, подрезы кромок, наплывы, шлаковые включения, поры, прожоги, неразделанные кратеры, заклепочные отверстия при слабых заклепках.
Большое влияние на образование трещин оказывают остаточные напряжения сварки, которые в околошовной зоне могут достигать предела текучести стали. В связи с этим большое внимание уделяют местам, насыщенным сваркой (обваренным по контуру накладкам, узлам элементов и т.п.).
Для выявления усталостных трещин тщательно осматривают элементы, воспринимающие наибольшее количество циклов нагружения:
места прикрепления знакопеременных раскосов, стоек и подвесок к фасонкам главных ферм;
места прикрепления распорок поперечных связей к ребрам жесткости главных балок (особенно в железнодорожных мостах);
горизонтальные полки уголков верхних поясов продольных балок без горизонтальных листов и горизонтальные листы верхних поясов сквозных ферм при непосредственном опирании на них мостовых брусьев или плиты проезжей части;
стенки продольных балок и уголки прикрепления их к поперечным балкам, "рыбки", концевые поперечные связи;
элементы проезжей части с этажным расположением балок;
ортотропные плиты в автодорожных и городских мостах.
А.15 При обследовании заклепочных соединений обращают особое внимание на заклепки в узлах и стыках главных ферм, а также на заклепки в прикреплениях элементов проезжей части.
Дефектными считаются заклепки: дрожащие при их простукивании; с неоформленными, плохо притянутыми, сбитыми, маломерными, пережженными головками; поставленные с зарубкой основного металла; поставленные в отверстиях неправильной формы.
А.16 При осмотре стальных конструкций с болтовыми соединениями следует проверять: целостность болтов, гаек и шайб; плотность прилегания накладок и болтов; наличие выхода резьбы болта над гайкой; расположение головки болта и гайки под углом к плоскости соединяемых элементов.
При выявлении неплотностей или утоплении резьбы болта во фрикционных соединениях следует выборочно проверить натяжение болта.
А.17 При осмотре заклепочных и болтовых соединений, следует выполнять указания А.15 и А.16. Методические указания изложены в [1-3].
А.18 В болтах-шарнирах проверяют наличие приспособлений, предупреждающих развинчивание гаек при прохождении нагрузки (стопорных винтов, контргаек и т.п.).
А.19 При обследовании сталежелезобетонных пролетных строений (особенно со сборной плитой проезжей части) уделяют внимание качеству омоноличивания плиты с упорами балок (ферм), а также состоянию сопряжения плиты с металлической конструкцией, особенно на концевых участках. Состояние плит проверяется в соответствии с указаниями А.1-А.8 настоящего приложения.
А.20 В мостах висячих и вантовых систем уделяют внимание состоянию вант и подвесок, узлов крепления подвесок к несущим кабелям и к балке жесткости, соединительных муфт подвесок и их резьбы, узлов прикрепления кабелей (вант) к пилонам, опорных частей пилонов и анкерных конструкций на концах оттяжек (во внешне распорных системах).
А.21 В разводных пролетных строениях обращают внимание на исправность устройств наведения и разведения пролета, а также на наличие и исправность средств сигнализации и других устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов, автотранспорта и пешеходов по мосту.
Деревянные мосты и пролетные строения из клееной древесины
А.22 В деревянных мостах чаще всего встречаются следующие дефекты и повреждения:
загнивание древесины;
зазоры и неплотности в узлах и других сопряжениях;
сколы и смятия древесины в сопряжениях деревянных элементов и в опорных узлах;
износ настила проезжей части и тротуаров.
А.23 Загнивание древесины является наиболее опасным и распространенным видом повреждений деревянных мостов. Загниванию в первую очередь подвержены плохо проветриваемые элементы конструкции, особенно в узлах и сопряжениях, подвергающихся периодическому увлажнению.
А.24 При обследовании следует иметь в виду, что развитие гнили в хорошо проветриваемых элементах начинается в сердцевинных частях древесины, в то время как внешние слои часто имеют здоровый вид.
А.25 Загниванию древесины в значительной мере способствует отсутствие или низкое качество ее антисептирования.
Качество работ по антисептированию древесины проверяют путем ознакомления с журналом работ по антисептированию, осмотра антисептированных элементов и в случае необходимости - с помощью отбора проб обработанной древесины для лабораторного исследования.
А.26 Выявление гнили производят с помощью внешнего осмотра, по характерному "грибному" запаху, простукиванием, снятием стружки древесины стамеской, высверливанием внутренних слоев буравами. Другие дефекты и повреждения, указанные в А.22, выявляют внешним осмотром, а также по результатам съемок профилей пролетных строений.
А.27 В пролетных строениях из клееной древесины характерными являются следующие специфические дефекты и повреждения:
отсутствие клея на части швов ("непроклей");
трещины (расслоения) в стыках между досками;