Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 32 "О введении в действие Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03" стр. 6

5.7. При предъявлении пищевых продуктов для перевозки грузоотправитель обязан представить вместе с транспортной железнодорожной накладной документ о качестве грузов (сертификат), подписанный грузоотправителем или экспертом по качеству и датированный днем погрузки грузов в транспортное средство. На оборотной стороне накладной в графе "Особые замечания и отметки отправителя" грузоотправитель указывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемого документа о качестве и срок транспортабельности груза.
При перевозке плодоовощной продукции грузоотправителем дополнительно прикладывается документ о содержании токсикантов в продукции растениеводства и соблюдении регламентов применения пестицидов.
При перевозке продуктов и пищевого сырья животного происхождения грузоотправителем дополнительно прикладывается ветеринарное свидетельство или ветеринарный сертификат.
5.8. Транспортировка пищевых продуктов совместно с непродовольственными грузами запрещается. Совместная перевозка в одном вагоне, контейнере разных видов пищевых продуктов допускается только в отношении не выделяющих и не воспринимающих запахи продуктов, имеющих одинаковые условия их перевозки и способ обслуживания по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.
5.9. Запрещается транспортировка пищевых продуктов в транспортных средствах, в которых ранее перевозились опасные грузы.
5.10. Пищевые продукты перевозятся в следующих видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных, и полимерных ящиках, ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах. Указанная тара должна быть исправной, чистой, без следов течи.
5.11. При транспортировке пищевых продуктов должны строго соблюдаться правила их размещения и укладки.
5.12. Пищевые продукты после окончания транспортировки должны отвечать установленным гигиеническим требованиям безопасности для здоровья человека.
5.13. На основании результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы некачественных и опасных пищевых продуктов органы госсанэпиднадзора соответствующей железной дороги принимают постановление об их утилизации или уничтожении.
5.14. Транспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны иметь санитарный паспорт, выданный в установленном порядке.
5.15. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте, имеют право проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими пищевых продуктов в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими пищевых продуктов санитарным правилам, проводить отбор проб, лабораторные и лабораторно-инструментальные исследования в целях установления соответствия исследуемых показателей санитарным правилам.
5.16. После выгрузки пищевых продуктов транспортные средства очищают (пол и стены изотермических вагонов и контейнеров протирают), промывают и в необходимых случаях дезинфицируют. Для обработки вагонов применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в установленном порядке.
После выгрузки консервов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, соков, пива, вина, шампанского, минеральной, питьевой воды, не требующих ветеринарно-санитарной обработки, изотермические вагоны, контейнеры очищаются.
Изотермические вагоны, контейнеры после очистки могут быть использованы под погрузку аналогичных грузов на любой станции погрузки.
При использовании изотермических вагонов, контейнеров после выгрузки вышеперечисленных грузов под погрузку других скоропортящихся грузов в обязательном порядке осуществляется их промывка.
5.17. Лица, сопровождающие груз, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, очистке и мойке транспортных средств, должны иметь личную медицинскую книжку установленного образца, строго соблюдать правила личной гигиены.

VI. Санитарно-гигиенические требования к перевозке опасных грузов

6.1. Транспортная и гигиеническая характеристика перевозимых грузов. Классификация

6.1.1. Государственным стандартом на опасные грузы предусмотрено их деление на классы:
1 - взрывчатые материалы (ВМ);
2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛЖВ);
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющие газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества (ОК) и органические перекиси (ОП);
6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7 - радиоактивные материалы (РМ);
8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
9 - прочие опасные вещества.
6.1.2. Транспортная опасность грузов по пожароопасным и окисляющим свойствам определяется по критериям, представленными в приложении N 3.
6.1.3. Современная технология предусматривает перевозку грузов насыпью, навалом или наливом на открытом подвижном составе, в универсальных или специальных контейнерах, в крытых вагонах, в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
6.1.4. Способы перевозки грузов определяют в значительной степени опасность для контактирующих с ними людей.
Вещества, с которыми соприкасаются рабочие, могут быть опасны при вдыхании, проглатывании и попадании на кожу. Вещества при попадании на кожу могут оказывать местное раздражающее действие и всасываться через неповрежденную кожу, оказывая общетоксическое действие.
Наибольшую опасность представляет для рабочих транспортная переработка навалочных сыпучих химических грузов (минеральные удобрения, строительные материалы).
Перевозка в таре значительно снижает выделение пыли.
Наиболее неблагоприятные условия создаются при ручной выгрузке опасных грузов.

6.2. Требования к различным способам перевозки опасных грузов

Перевозка в транспортной таре

6.2.1. Конструкция тары должна быть надежной, хорошего качества и обеспечивать предотвращение любой потери (утечки) груза при транспортировании во всех климатических зонах с учетом нагрузок, возникающих при перевозке. На тару должны быть нанесены знаки опасности.
6.2.2. Материал для тары должен обладать прочностью, минимальными сорбционными свойствами по отношению к опасным грузам; легко подвергаться очистке, а в необходимых случаях обезвреживанию.
Перевозка опасных грузов в непрочной и легко рвущейся таре (бумажных мешках), а также навалом недопустима.

Перевозка в крытых вагонах и универсальных контейнерах

6.2.3. Вагоны (цистерны) и контейнеры должны подаваться под погрузку в очищенном и обезвреженном изнутри и снаружи виде.
6.2.4. После выгрузки опасных грузов необходимо осмотреть кузов вагона или контейнера, собрать и удалить из них остатки перевозимого груза с соблюдением необходимых мер предосторожности и безопасности.
6.2.5. При отправках ядовитых и едких веществ всех классов получатель грузов обязан после выгрузки тщательно очистить вагон от остатков перевозимых грузов, промыть горячей водой, а при необходимости обезвредить или дезактивировать его.
6.2.6. При обнаружении во время выгрузки поврежденной тары, рассыпанного или разлитого груза, наличия в вагоне запаха опасного вещества следует вызвать представителя грузополучателя и решить с ним вопрос обезвреживания вагона, а также сотрудника центра госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте в целях определения и выполнения необходимых профилактических мероприятий.

Перевозка в специальных контейнерах

6.2.7. Контейнеры должны выдерживать различные нагрузки, возникающие при перевозках во избежание утечки содержимого.
6.2.8. Контейнеры, предназначенные для перевозки некоторых опасных грузов, должны иметь дополнительную защиту, которая определяется степенью опасности данного вещества.
Конструкция тары, вагонов, цистерн, универсальных и специальных контейнеров согласовывается с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.

Перевозка опасных грузов в цистернах