Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 апреля 2003 г. N 32 "О введении в действие Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03" стр. 4

3.4.1. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями: гардеробными, душевыми, умывальными, санузлами, помещениями для сушки спецодежды, обогревания, курения, комнатами приема пищи, кладовыми для раздельного хранения чистой и загрязненной рабочей и домашней одежды.
3.4.2. В составе бытовых помещений должны быть предусмотрены комнаты (пункты, камеры) для обеспыливания, обеззараживания и обезвреживания спецодежды. Для хранения особо загрязненной спецодежды или подвергнувшейся воздействию опасных веществ должны выделяться специальные кладовые.
3.4.3. Санитарно-бытовые помещения для рабочих складов опасных грузов устраивают по типу санитарного пропускника с раздельным хранением домашней одежды и спецодежды, где должны быть камеры и устройства для сушки, обеспыливания, обеззараживания и обезвреживания рабочей одежды, обуви и индивидуальных средств защиты. Необходимо иметь помещения для хранения и зарядки индивидуальных средств защиты (респираторов, противогазов).
3.4.4. Санитарно-бытовые помещения для рабочих складов опасных грузов необходимо размещать отдельно от складских помещений.
3.4.5. При удаленности мест погрузочно-разгрузочных работ на расстоянии более 100 м от основных санитарно-бытовых помещений у мест работ для работающих необходимо оборудовать дополнительные санитарно-гигиенические блоки (санузлы, умывальники, пункты обогрева).

3.5. Гигиенические требования к применению средств защиты работающих

3.5.1. При работе с пеком выдаются специальные очки с желто-зелеными стеклами в дневное время и светлыми стеклами в вечерне-ночное время. Снимать очки для принятия душа не разрешается.
3.5.2. После погрузочно-разгрузочных работ, связанных с перевозкой пека, ядохимикатов, сырья животного происхождения, сильнодействующих ядовитых веществ, минеральных удобрений и пылящих грузов, кислот и щелочей, спецодежда должна подвергаться обеспыливанию, а при необходимости, обеззараживанию и обезвреживанию.
3.5.3. Резиновые сапоги, фартуки, перчатки после работы с ядохимикатами подвергаются дегазации раствором хлорной извести (1 часть извести на 2-3 части воды) с последующей обильной промывкой водой.
3.5.4. Лицевая часть респиратора после работы промывается в теплой воде с мылом, дегазируется 8% раствором борного спирта с 0,1% раствором хинозола или 0,5% раствором марганцовокислого калия, а затем протирается и сушится. У противогазов дегазируется только наружная часть, а внутренняя часть маски - протирается.
3.5.5. Защитные очки тщательно очищают и хранят на стеллаже в специально выделенном сухом месте.
3.5.6. При работе в противогазах и респираторах рабочим периодически предоставляют технологический перерыв (не менее 15 минут) со снятием противогаза или респиратора в месте, свободном от пыления или выделения вредных веществ.
3.5.7. По окончании работы с химическими грузами рабочие снимают спецодежду, спецобувь и защитные приспособления, обезвреживают их, а затем обмывают тело водой с мылом. Спецодежду и индивидуальные средства защиты снимают в следующем порядке: не снимая перчаток, вымыть их в дезинфицирующем растворе, ополоснуть в воде, снять очки, респиратор, сапоги и комбинезон, затем снова промыть печатки и снять. При работе с пеком защитные очки разрешается снимать только после принятия душа. Ежедневно после работы спецодежда очищается и проветривается. Стирка и обезвреживание проводятся не реже 2 раз в месяц. Категорически воспрещается вынос одежды с места работы и хранение ее на дому.
При обнаружении радиоактивных загрязнений одежду собирают в сборник-контейнер и направляют в стирку в спецпрачечную.

3.6. Требования к режиму труда и отдыха

3.6.1. Руководство грузовой станции должно обеспечивать работникам грузовых станций режимы труда и отдыха в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации, а также устанавливать внутрисменные регламентированные технологические перерывы с учетом тяжести труда.
3.6.2. В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ в бачках фонтанного типа, отвечающих санитарным нормам, постоянно должна быть остуженная кипяченая вода для питья.
Бачки с питьевой водой следует устанавливать в помещениях. При отсутствии на участках работ помещений, бачки должны иметь специальные укрытия, защищенные от проникновения пыли.
В местах, где водопроводная вода удовлетворяет требованиям санитарных правил и норм для питьевой воды, по согласованию с центрами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте допускается употребление некипяченой воды.
Ежедневно бачки очищают, промывают и заполняют доброкачественной питьевой водой с температурой не ниже 12°С.
3.6.3. Во время работы с химическими веществами не следует принимать пищу, курить, пить. Прием пищи и хранение пищевых продуктов на рабочих местах категорически запрещается. Перед приемом пищи в столовой, комнате приема пищи спецодежду обязательно снимают и оставляют на месте работы. Прием воды, пищи и курение возможны только после тщательного мытья рук и лица, полоскания полости рта.
При работе с химическими веществами в пищевой рацион необходимо включать не менее 2,5 л жидкости.

IV. Санитарно-гигиенические требования и нормативы для сортировочных станций

4.1. Требования к территории, устройствам, сооружениям и размещению зданий

4.1.1. На всех сортировочных станциях определяют маршруты служебного прохода по территории станции к служебным и вспомогательным зданиям и помещениям.
4.1.2. Сортировочные станции должны иметь асфальтированные подъездные пути для транспортных средств и асфальтированные проходы для людей.
Проезды для автотранспорта и проходы для работников станции должны быть свободны и пригодны для проезда и прохода в любое время года при любой погоде.
4.1.3. Работники сортировочной станции, работа которых связана с нахождением на железнодорожных путях (составители поездов, регулировщики скорости движения вагонов, приемщики поездов, приемосдатчики груза и багажа и другие), должны строго соблюдать установленные требования безопасности в соответствии с действующими правилами по охране труда в хозяйстве перевозок федерального железнодорожного транспорта.
4.1.4. На территории сортировочной станции установка и конструкция осветительных приборов должны обеспечивать защиту глаз работников от слепящего действия источников света.
Очистка светильников наружного освещения производится не реже 3 раз в год.
4.1.5. На открытых производственных территориях сортировочных станций применяют осветительные приборы с разрядными источниками света типов ДРЛ, ДРИ, ДКСТ, с галогенными лампами накаливания типа КГ и светодиодами.
В системе наружного освещения производственных территорий сортировочных станций не допускается применение ламп высокого давления (НЛВД).

4.2. Требования к трудовому процессу и организации рабочих мест

4.2.1. Организация трудового процесса и выполнение различных видов работ на сортировочных станциях осуществляется в строгом соответствии с типовым технологическим процессом работы сортировочной станции.
4.2.2. На каждое конкретное рабочее место должен составляться типовой проект организации труда, основными разделами которого должны быть назначение и характеристика рабочего места; организация трудового процесса; организация рабочего места; условия и безопасность труда.
4.2.3. Планировка складских помещений должна предусматривать раздельное хранение лакокрасочных и антикоррозионных материалов, кислот, щелочей, запасных частей, а также других расходных материалов и соответствовать требованиям правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
4.2.4. Рабочие места диспетчерско-операторских и других работников сортировочных станций, оборудованные видеодисплейными терминалами или персональными электронно-вычислительными машинами, должны соответствовать требованиям санитарного законодательства.
4.2.5. Конструкция рабочего стола диспетчерско-операторских и других работников должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики.
4.2.6. Конструкция рабочего стула (кресла) диспетчерско-операторских и других работников должна обеспечивать возможность поддержания рациональной рабочей позы, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
4.2.7. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сидения. При этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
4.2.8. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, неэлектризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
4.2.9. Рабочие места для профессий диспетчерско-операторской группы и других работников должны быть оборудованы передвигаемой подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

4.3. Требования к параметрам среды на рабочих местах и системам их обеспечения

4.3.1. Параметры микроклимата на рабочих местах станционного диспетчера, дежурного по железнодорожной станции, оператора при дежурном по станции, оператора сортировочной горки, дежурного по парку, приемщика поездов, приемосдатчика груза и багажа, агента станционного фирменного транспортного обслуживания и других работников при выполнении работы в помещении должны соответствовать критериям, приведенным в приложении N 2.
4.3.2. В производственных помещениях уровни шума не должны превышать 80 дБА, а в административных и санитарно-бытовых помещениях - 65 дБА.
4.3.3. На рабочих местах диспетчерско-операторской группы и других работников, оборудованных видеодисплейными терминалами (ВДТ) и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ), уровни шума не должны превышать 60 дБА.
4.3.4. Уровни искусственной освещенности открытых территорий и станционных путей на сортировочных станциях должны быть:
на путях и горловинах парков приема и отправления, сортировочных и вытяжных путях, а также транзитных парков - не менее 5 лк на поверхности земли;
на путях надвига состава на горку, тормозных позициях на подгорочных путях (вагонные замедлители, башмаконакладователи и башмакосбрасыватели) на расстоянии 250 - 300 м от первой разделительной стрелки, хвостовой горловины сортировочного парка, ремонтных путях - не менее 10 лк на поверхности земли;
на участке расцепки на вертикальной плоскости вдоль оси пути на уровне 1 м от поверхности и горизонтальной на поверхности земли - не менее 10 лк;