Освещенность на рабочем столе при диа- и кинопроекции должна быть 500 лк и может быть создана системой "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном или при использовании одного местного освещения.
2.4.2.3. Для общего освещения учебных помещений (кабинетов, аудиторий, лабораторий) следует использовать люминесцентные светильники: ЛСО02-2х40, ЛПО28-2х40, ЛПО02-2х40, ЛПО46-4х18-005, могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
2.4.2.4. Исключен.
2.4.2.5. Необходимое количество светильников и их размещение в помещении определяют по светотехническим расчетам с учетом коэффициента запаса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
В учебных кабинетах светильники с люминесцентными лампами располагают параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м - от внутренней. Классную доску оборудуют софитами и освещают двумя светильниками типа ЛПО-30-40-122(125), расположенными выше верхнего края доски на 0,3 м и на расстоянии 0,6 м перед доской в сторону класса.
Предусматривают раздельное включение светильников или отдельных их групп (с учетом расстановки учебного и технологического оборудования).
2.4.2.6. Рабочее искусственное освещение в учебно-производственных мастерских и на предприятиях проектируют двух систем: общее (равномерное и локализованное) и комбинированное (к общему добавляется местное).
2.4.2.7. При выполнении в помещении работ I-IV разрядов следует применять систему комбинированного освещения. Освещенность рабочей поверхности, создаваемая светильниками общего освещения в системе комбинированного, должна составлять не менее 10% в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
Для общего освещения в системе комбинированного следует использовать преимущественно люминесцентные лампы независимо от типа источника света местного освещения. Для местного освещения следует применять люминесцентные лампы или лампы накаливания.
2.4.2.8. Уровни освещенности при разных видах работ, выполняемых при производственном обучении подростков, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к определенным классам выполняемых работ. Для оптимальных условий выполнения отдельных видов работ рекомендуются уровни освещенности, представленные в Приложении 1. настоящих санитарных правил.
2.4.2.9. Выбор источника света следует производить с учетом характеристики зрительной работы, уровня освещенности, требований к цветоразличению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению.
2.4.2.10. Для общего и местного освещения производственных помещений со специфическими условиями среды (пыльные, влажные, взрывоопасные, пожароопасные и др.) применяют светильники в соответствии с их назначением и светотехническими характеристиками.
2.4.2.11. Неравномерность освещения (отношение максимальной освещенности к минимальной) не должна превышать 1,3 для работ I-III разрядов при люминесцентных лампах; при других источниках света - 1,5; для работ IV-VII разрядов - 1,5-2,0 соответственно. Для производственных помещений, в которых выполняются работы I-IV разрядов, следует предусматривать ограничение отраженной блескости.
2.4.2.12. Очистку от пыли светильников общего освещения следует производить не реже 2-х раз в год; замену перегоревших ламп - по мере выхода из строя. К этой работе обучающиеся не привлекаются. Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных для обучающихся.
2.4.3. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.4.3.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в учреждениях НПО следует предусматривать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общественным зданиям и сооружениям.
2.4.3.2. Удаление воздуха из классов и кабинетов проводится через систему вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Через открытые форточки (фрамуги, створки окон) осуществляется проветривание учебного помещения перед занятиями, в каждую перемену, после уроков, а также по окончании учебных занятий. Наибольшая эффективность достигается сквозным проветриванием. Длительность сквозного проветривания определяют погодными условиями. Во время учебных занятий проветриваются рекреационные помещения.
2.4.3.3. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях составляет не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.4.3.4. Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока следует предусматривать через обеденный зал. Объем подаваемого воздуха должен составлять не менее 20 м3/час на одно место в обеденном зале.
2.4.3.5. Механическая вытяжная вентиляция предусматривается для следующих групп помещений: учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов, бассейнов, столовой, медпункта, гардеробной, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.
2.4.3.6. В лабораториях, учебно-производственных мастерских, рабочих местах на предприятиях, где проводится обучение, у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, оборудуется общая и местная механическая вентиляция, обеспечивающая параметры факторов и уровень содержания веществ в пределах, не превышающих установленные гигиенические нормативы.
2.4.3.7. В сварочных мастерских рабочие столы оборудуют местными отсосами со всасыванием воздуха в габаритном сечении со скоростью 5-6 м/с. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться рассредоточено.
2.4.3.8. При электросварке на нефиксированных рабочих местах помещение оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией из расчета воздухообмена по наиболее токсичному компоненту в зависимости от применяемых электродов.
2.4.3.9. Электромонтажные столы оборудуют местными отсосами на поворотном шарнирном соединении со скоростью в габаритном сечении 5-6 м/с.
2.4.3.10. Резку металла осуществляют на раскроечном столе, имеющем вытяжку снизу из-под решетки из расчета 0,7 м/с с открытой поверхности стола.
2.4.3.11. Помещения монтажных мастерских оборудуют общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с кратностью воздухообмена, рассчитанной на количество поступающих вредностей (пыль, газ и тепло).
2.4.3.12. Температура воздуха в учебных кабинетах, лабораториях должна составлять 18-20°С при обычном остеклении, 19-21°С при ленточном остеклении;
- в учебных мастерских - 15-17°С;
- в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;
- в дисплейных классах должна соблюдаться оптимальная температура воздуха в пределах 19-21°С, допустимая 18-22°С, при относительной влажности соответственно 62-55% и 39-31%,
- в спортивном зале и комнатах для проведения секционных занятий - 15-17°С, в раздевалке при спортивном зале - 19-23°С, в медицинских кабинетах - 21-23°С,
- в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг - 17-21°С,
- в жилых комнатах общежития - 18-20°С, в умывальных - 20-23°С, в душевых - не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе - 16-19°С.
2.4.3.13. Величины показателей микроклимата в производственных помещениях, где проходят практику обучающиеся, не должны превышать допустимых параметров в соответствии с гигиеническими требованиями к воздуху рабочей зоны. При наличии теплового облучения температура воздуха на рабочих местах обучающихся не должна превышать параметры оптимальных значений для теплого периода года.
2.4.3.14. Производственная практика в условиях открытых площадок в холодное время года не должна проводиться при параметрах микроклимата, указанных в табл.5.
Таблица 5
Микроклиматические условия, при которых не проводится производственная практика
Температура, град. С | Скорость движения воздуха, м/с |
-25 | 2,0-2,5 |
-20 | 3,5-4,0 |
-15 | 4,5-5,0 |
-10 | 6,0-6,5 |
-5 | 7,0-7,5 |
0 | 8,0-9,5 |
2.4.4. Шум и вибрация
2.4.4.1. В целях уменьшения влияния шума на обучающихся необходимо применять комплекс мероприятий по защите от шума.
2.4.4.2. При согласовании проектов учреждений НПО проектные организации должны представить акустические расчеты по снижению шума в учебных помещениях, включая время реверберации (затухания звука).
2.4.4.3. Время реверберации в помещениях для теоретических занятий, мастерских, спортивном зале, столовой не должно превышать 1 секунды. Частотная характеристика времени реверберации в диапазоне 250 - 400 Гц должна быть ровной, а на частоте 125 Гц спад времени реверберации должен быть не более 15%.
2.4.4.4. Спортивный зал, мастерские следует выделять в отдельный блок или пристройки к учебно-теоретическому корпусу.
2.4.4.5. Учебные кабинеты не проектируют над и под спортивным залом, над и под мастерскими, если процесс производственного обучения сопровождается шумом и вибрацией.
2.4.4.6. Одну мастерскую от другой отделяют сплошной перегородкой с повышенной звукоизолирующей способностью или вспомогательными помещениями (инструментальной, помещением для заготовок и т.п.).
2.4.4.7. В рекреационных помещениях, в спортивном зале, учебных кабинетах, мастерских и других помещениях с повышенными уровнями шума потолок следует облицовывать звукопоглощающими материалами (типа акмигран, перфорированной плиткой или перфорированными панелями и др.) с максимальным поглощением звука в диапазоне частот 63-8000 Гц.
В помещениях, где выполняются работы, сопровождающиеся шумом, стены не облицовывают звукоотражающими материалами (керамические плитки и др.) и не окрашивают масляными красками.
2.4.4.8. При расположении учебных кабинетов и кабинетов педагогического персонала смежно или в непосредственной близости от помещений мастерских, учебных цехов предъявляют повышенные требования к конструктивным решениям в отношении звукоизоляции. Вход в кабинет оборудуют тамбуром с установкой двойных дверей с прокладками (резиновыми или другими), способствующими их плотному притвору.
Двери всех учебных кабинетов, мастерских и производственных помещений плотно закрывают.
2.4.4.9. В спортивном зале физкультурные мостики, предназначенные для отталкивания при прыжках, должны иметь амортизирующие прокладки (резиновые, войлочные или из другого материала). Занятия двух групп в одном спортивном зале одновременно не проводят.