2.2.3.20. Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других учебных помещений.
2.2.3.21. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.
2.2.3.22. Электромонтажные мастерские, в которых проводится пайка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие размером не менее 300х300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.
2.2.4. Помещения общего и специального назначения
2.2.4.1. Актовый зал в учреждениях НПО рассчитывают на одновременное пребывание не менее 60% общего количества обучающихся.
2.2.4.2. Площадь актового зала следует принимать из расчета не менее 0,65 м2 на 1 место.
2.2.4.3. Учебно-спортивные залы следует размещать на первом этаже. Количество и типы спортивных залов предусматривают в зависимости от вида учреждения, его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м при высоте не менее 6 м.
2.2.4.4. При залах предусматривают снарядные, кабинет инструктора физического воспитания, бытовые помещения: раздевальные мужские и женские площадью не менее 10,5 м2 каждая; раздельные душевые площадью по 9 м2 каждая; уборные площадью по 8 м2. Вход в спортивный зал из гардеробных (раздевальных) следует предусматривать непосредственно или через обособленный коридор.
2.2.4.5. Устройство и планировочное решение бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.
2.2.4.6. Помещения библиотеки состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчета 0,6 м2 на 1 обучающегося.
2.2.4.7. Площадь хранения библиотечных фондов открытого хранения составляет не менее 4,5 м2 на 1 тыс. единиц хранения.
2.2.4.8. Медицинский пункт учреждения включает:
- кабинет врача площадью не менее 21 м2, (длина кабинета - не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха);
- процедурный кабинет площадью не менее 12 м2;
- кабинет зубного врача площадью 12 м2.
При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
2.2.4.9. В служебно-бытовые помещения входят гардеробные, бельевая, санитарно-гигиенические помещения и комната отдыха персонала столовой.
2.2.4.10. В здании учебного корпуса предусматривают уборные и умывальные для обучающихся на каждом этаже и по отдельным блокам здания.
2.2.4.11. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подростков обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для девушек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2.
2.2.4.12. Для персонала на каждом этаже устанавливают санитарный узел, оборудованный 1 унитазом и 1 умывальником (с чередованием по этажам для мужчин и женщин). Для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств на каждом этаже учебного корпуса предусматриваются помещения, оборудованные поддоном, подводкой холодной и горячей воды, естественной вытяжной вентиляцией, стены облицовываются глазурованной плиткой на высоту 1,5 метра.
2.2.4.13. Общежития учреждений НПО должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных заведений и профессионально-технических училищ.
2.2.5. Утратил силу.
2.3. Требования к водоснабжению и канализации
2.3.1. Здание учебного заведения должно быть оборудовано водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией.
2.3.2. Водоснабжение и канализация должны быть централизованными.
2.3.3. Учреждения должны быть обеспечены доброкачественной водой, отвечающей санитарным требованиям.
2.3.4. Использование фильтров для очистки питьевой воды должно быть согласовано с местными центрами госсанэпиднадзора.
2.3.5. Горячим водоснабжением должны быть обеспечены производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, гигиенические кабины для девушек, помещения медицинского кабинета.
2.3.6. В неканализованных районах учреждения должны оборудоваться внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений.
2.4. Требования к условиям внутренней среды помещений
2.4.1. Естественное освещение
2.4.1.1. Учебные, учебно-производственные, рекреационные, жилые и др. помещения с постоянным пребыванием обучающихся имеют естественное освещение.
Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезсредств.
2.4.1.2. Основной системой естественного освещения учебных помещений является боковое левостороннее. Направление основного светового потока не должно быть спереди и сзади от обучающихся. При глубине учебных помещений более 6 метров обязательно устройство правостороннего подсвета.
В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах применяют системы освещения (боковое - одно-, двух- и трехстороннее и комбинированное - верхнее и боковое). Выбор системы освещения определяют характером зрительной работы, габаритами помещения и оборудования, особенностями светового климата и др. Для мастерских с большой глубиной - наилучшими системами следует считать двухстороннее боковое и комбинированное (в одно- и двухэтажных зданиях).
Направленность света от боковых окон на рабочую поверхность, как правило, левостороннее. В слесарных и токарных мастерских направление света от боковых окон справа (при этом обеспечивается наименьшее затенение от корпуса тела работающего и громоздкой левой части токарных станков).
2.4.1.3. В учебных помещениях коэффициент естественного освещения (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам, кабинетах технического черчения - 2,0%, в спортивном зале при боковом освещении - 1,0%, при верхнем и комбинированном - 3,0%.
2.4.1.4. В учебно-производственных мастерских и рабочих местах обучающихся на предприятиях КЕО обеспечивается в соответствии с характеристикой зрительной работы согласно требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. В помещениях, специально предназначенных для работы или производственного обучения подростков, нормированное значение КЕО повышается на один разряд и должно быть не менее 1,0%.
2.4.1.5. Неравномерность естественного освещения в учебно-производственных помещениях не должна превышать 3:1 (отношение среднего значения КЕО к наименьшему в пределах характерного разреза помещения). Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни; ориентация кабинета вычислительной техники - на север, северо-восток.
2.4.1.6. Соотношение яркостей в поле зрения не должно превышать 3:1 - между тетрадью и поверхностью стола; 10:1 - между тетрадью и стеной; 1:3 - между классной доской и стеной и 20:1 - между световым проемом и стеной.
2.4.1.7. Для окраски и отделки поверхностей интерьера и оборудования учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует использовать диффузно-отражающие материалы светлой гаммы цветов: потолок и верхнюю часть стен, двери и оконные рамы окрашивают в белый цвет, стены - в светло-желтые, светло-голубые, светло-розовые, бежевые, светло-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,6-0,7; столы - в светло-зеленые и цвета натурального дерева с коэффициентом отражения не менее 0,5; классные доски - в темно-коричневые или темно-зеленые цвета с коэффициентом отражения не менее 0,2; пол - в светлые тона с коэффициентом отражения 0,4-0,5.
2.4.1.8. В учебных и учебно-производственных помещениях комнатные цветы следует размещать в подвесных кашпо в простенках между окнами или на подставках высотой 65-70 см от пола.
2.4.1.9. Очистку оконных стекол необходимо производить на реже двух раз в год.
2.4.1.10. Искусственное освещение следует включать при снижении уровня естественной освещенности на удаленных от оконных проемов столах ниже 300 лк.
2.4.1.11. Светопроемы учебных помещений оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми однотонными шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен. В нерабочем состоянии шторы необходимо сдвигать в простенки между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используют.
2.4.2. Искусственное освещение
2.4.2.1. Искусственное освещение учебных, учебно-производственных и вспомогательных помещений должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению. Для учебно-производственных помещений дополнительно используются отраслевые нормы искусственного освещения.
Проектируемые установки внутреннего освещения обеспечивают нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации).
2.4.2.2. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности составляют: на рабочих столах - 300-500 лк; на классной доске - 500 лк; в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк; в помещениях с ВДТ и ПЭВМ на столах - 300-500 лк; в спортивных залах на полу - 200 лк; в рекреациях на полу - 150 лк.
В кабинетах технических средств обучения при использовании телевидения и графопроекции при необходимости сочетания восприятия информации с экрана с ведением записи освещенность на рабочем столе должна быть не ниже 300 лк.