Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 56 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 090305 Инфо стр. 4

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения дальнейшего обучения по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение всех дисциплин, указанных в структуре ООП подготовки специалиста.
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл
32-42
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных, социальных и экономических наук;- основные этапы развития философской мысли, основную проблематику и структуру философского знания;- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- лексический и грамматический минимум в объеме, необходимом для работы с текстами профессиональной направленности и осуществления коммуникации на иностранном языке;- основы права и законодательства России, основы конституционного строя Российской Федерации, характеристику основных отраслей российского права, правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;- основные экономические теории, категории и закономерности, методы анализа экономических явлений и процессов;- основы экономической и финансовой деятельности отрасли и ее структурных подразделений;- методику оценки хозяйственной деятельности (применительно к отрасли обеспечения информационной безопасности);- научные основы, цели, принципы, методы и технологии управленческой деятельности;- содержание понятия "экономическая безопасность государства",- основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства;- методы оценки уровня экономической безопасности государства;уметь:- использовать принципы, законы и методы гуманитарных, социальных и экономических наук для решения профессиональных задач;- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;- анализировать современные общественные процессы, опираясь на принципы историзма и научной объективности;- читать и переводить научно-техническую литературу на иностранном языке по профессиональной тематике, правильно употреблять терминологическую лексику в профессиональной речи;- использовать в практической деятельности правовые знания, анализировать основные правовые акты, давать правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности;- анализировать экономические показатели деятельности подразделения;- работать в коллективе, принимать управленческие решения и оценивать их эффективность;- объективно оценивать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, региона;- выявлять тенденции и предвидеть последствия снижения уровня экономической безопасности;владеть:- основными методами научного познания;- иностранным языком в объеме, необходимом для получения и изложения информации по профессиональной тематике, навыками общения на иностранном языке;- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;- навыками поиска нормативной правовой информации, необходимой для профессиональной деятельности;- навыками выбора, обоснования, реализации и контроля результатов управленческого решения;- навыками составления таблиц, графиков, диаграмм, связанных с анализом состояния экономической безопасности.
24-32**
История ОтечестваФилософияИностранный языкПравоведениеЭкономикаОсновы управленческой деятельностиЭкономическая безопасностьОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ПК-5ПК-6ПК-10ПК-12ПК-14ПК-20ПК-34ПК-35ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
8-10
С.2Математический и естественнонаучный цикл
78-88
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные свойства алгебраических структур;- основы линейной алгебры;- основные понятия и задачи векторной алгебры и аналитической геометрии;- основные положения теории пределов функций, теории рядов;- основные теоремы дифференциального и интегрального исчисления функций одного и нескольких переменных;- основные понятия и методы теории вероятностей, математической статистики, теории случайных процессов;- основные понятия и методы дискретной математики;- основные понятия информатики;- формы и способы представления данных в персональном компьютере;- состав, назначение функциональных компонентов и программного обеспечения персонального компьютера;- классификацию современных компьютерных систем;- типовые структуры и принципы организации компьютерных сетей;- основные законы механики;- основные законы термодинамики и молекулярной физики;- основные законы электричества и магнетизма;- основы теории колебаний и волн, оптики;- основы квантовой физики и физики твёрдого тела;- методологические основы математического программирования, классификацию и основные подходы к решению оптимизационных задач;- конкретные методы решения оптимизационных задач различных классов, с учетом особенностей компьютерной реализации алгоритмов и анализа алгоритмической сложности;- основные понятия, задачи и методы вычислительной математики;- постановки типовых математических задач, численные методы и алгоритмы их решения;уметь:- исследовать и решать системы линейных уравнений над полями;- исследовать и решать уравнения в кольцах вычетов;- решать основные задачи векторной алгебры и аналитической геометрии;- решать основные задачи на вычисление пределов функций, дифференцирование и интегрирование, на разложение функций в ряды;- применять стандартные методы и модели к решению типовых теоретико-вероятностных и статистических задач;- пользоваться расчетными формулами, таблицами, компьютерными программами при решении математических задач;- применять стандартные методы дискретной математики для решения профессиональных задач;- применять персональные компьютеры для обработки различных видов информации;- применять типовые программные средства сервисного назначения (средства восстановления системы после сбоев, очистки и дефрагментации диска);- пользоваться сетевыми средствами для обмена данными, в том числе с использованием глобальной информационной сети Интернет;- строить математические модели физических явлений и процессов;- решать типовые прикладные физические задачи;- анализировать и применять физические явления и эффекты для решения практических задач обеспечения информационной безопасности;- решать основные типы оптимизационных задач, включая задачи линейного программирования;- применять современные численные методы решения типовых математических задач (нелинейные уравнения, среднеквадратичное приближение и асимптотические методы);владеть:- навыками использования стандартных методов и моделей математического анализа и их применения к решению прикладных задач;- навыками решения задач линейной алгебры и аналитической геометрии;- навыками решения систем уравнений над кольцами и полями;- навыками пользования библиотеками прикладных программ и пакетами программ для решения прикладных математических задач;- навыками решения оптимизационных задач с использованием средств вычислительной техники;- методами проведения научных исследований, постановки и решения специальных задач по профилю будущей деятельности;- методами теоретического исследования физических явлений и процессов;- навыками проведения физического эксперимента и обработки его результатов;- навыками работы с офисными приложениями (текстовыми процессорами, электронными таблицами, средствами подготовки презентационных материалов);- навыками обеспечения безопасности информации с помощью типовых программных средств (антивирусов, архиваторов, стандартных сетевых средств обмена информацией);- навыками поиска и обмена информацией в глобальной информационной сети Интернет;- навыками постановки и решения задач оптимизации при различного рода ограничениях на целевую функцию и ее параметры;- навыками решения задач оптимизации с использованием средств вычислительной техники;- навыками решения типовых математических задач численными методами с использованием средств вычислительной техники.
66-73
АлгебраГеометрияМатематический анализТеория вероятностей и математическая статистикаДискретная математикаИнформатикаФизикаМетоды оптимизацииЧисленные методыОК-5ОК-7ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-22ПК-24
1. Специализация "Автоматизация информационно-аналитической деятельности"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- определение исчисления высказываний и основных понятий этого исчисления;- методы преобразования произвольных формул исчисления высказываний в дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы;- проблему дедукции и её решение методами прямой и обратной дедукции, метод резолюций для исчисления высказываний и его роль в решении проблемы дедукции;- определение исчисления предикатов и основных понятий этого исчисления, метод резолюций для исчисления предикатов;- определение, свойства аксиоматических систем и приёмы работы с ними;- определение и классы машин Тьюринга и их роль в теории алгоритмов;- основные классы формальных грамматик и автоматов, способы задания формальных языков;уметь:- формулировать задачи логического характера в рамках исчисления высказываний и исчисления предикатов;- проводить исследование логических формул для доказательства их свойств;- применять метод резолюций для решения проблемы дедукции в исчислении высказываний и исчислении предикатов;- описывать базы знаний средствами логических исчислений;- проводить доказательства в рамках аксиоматических систем;- формулировать и решать задачи, пользуясь соответствующими классами машин Тьюринга;- строить формальные грамматики для простых формальных языков;владеть:- навыками выполнения преобразования логических формул с использованием схем тождественных преобразований;- навыками описания базы знаний средствами логических исчислений;- навыками синтаксического анализа формальных языков.
5-8
Математическая логика и теория алгоритмовПК-15ПК-16ПК-17ПК-25ПСК-1.1
2. Специализация "Информационная безопасность финансовых и экономических структур"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основы проведения макростатистического анализа функционирования субъектов финансового мониторинга;- основные алгоритмы и методы прогнозирования динамики и тенденций функционирования субъектов финансового мониторинга;- математические методы решения основных классов задач финансового мониторинга;уметь:- формулировать и решать с применением методов оптимизации задачи математической обработки многомерных информационных массивов;- выполнять анализ кластеров динамических информационных объектов;владеть:- навыками выполнения прогнозных оценок поведения динамических информационных объектов и субъектов финансового мониторинга;- навыками решения типовых информационно-расчетных задач финансового мониторинга.
5-8
Макро-статистический анализ и прогнозированиеМатематические методы в задачах финансового мониторингаПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4
3. Специализация "Технологии информационно-аналитического мониторинга"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные алгоритмы и методы анализа и прогнозирования динамики и тенденций развития объектов предметной области профессиональной деятельности;уметь:- применять математические методы анализа и прогнозирования для решения задач информационно-аналитического мониторинга.владеть:- навыками формализации типовых задач обработки результатов информационно-аналитического мониторинга.
5-8
Математические методы в задачах информационно-аналитического мониторингаПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
12-15
С.3Профессиональный цикл
156-166
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- опасные и вредные факторы системы "человек - среда обитания";- научные и организационные основы защиты окружающей среды и ликвидации последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий;- сущность и понятие информации, информационной безопасности и характеристику ее составляющих;- место и роль информационной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, основы государственной информационной политики, стратегию развития информационного общества в России;- источники и классификацию угроз информационной безопасности;- основные средства и способы обеспечения информационной безопасности, принципы построения систем защиты информации;- принципы построения современных операционных систем и особенности их применения;- основные виды и угрозы безопасности операционных систем;- защитные механизмы и средства обеспечения безопасности операционных систем;- основные понятия и принципы делопроизводства и электронного документооборота;- принципы функционирования автоматизированных систем поддержки документооборота и их безопасность;- средства и методы хранения и передачи информации;- эталонную модель взаимодействия открытых систем;- основные стандарты в области инфокоммуникационных систем и технологий;- принципы построения защищенных телекоммуникационных систем;- принципы построения и основные виды симметричных и асимметричных криптографических алгоритмов;- математические модели шифров;- криптографические стандарты;- базовые криптографические протоколы и основные требования к ним;- механизмы реализации атак в компьютерных сетях;- защитные механизмы и средства обеспечения сетевой безопасности;- средства и методы предотвращения и обнаружения вторжений;- основные отечественные и зарубежные стандарты в области компьютерной безопасности;- основные методы организационного обеспечения информационной безопасности специальных АИС;- общие принципы построения и использования современных языков программирования высокого уровня;- язык программирования высокого уровня (объектно-ориентированное программирование);- основные сведения о базовых структурах данных;- основные комбинаторные и теоретико-графовые алгоритмы, а также способы их эффективной реализации и оценки сложности;- общие сведения о методах проектирования, документирования, разработки, тестирования и отладки программного обеспечения;- основные модели данных и модели представления знаний и программные средства работы с ними;- логико-лингвистические основы обработки данных и знаний в специальных АИС;- принципы проектирования реляционных баз данных;- основные функциональные возможности современных систем управления базами данных;- области применения экспертных систем и этапы их проектирования;- методологические основы, методы и средства моделирования предметной области специальных АИС;- методологические основы, методы и средства моделирования специальных АИС;- методы построения и исследования математических моделей специальных АИС;- методы планирования и оптимизации компьютерных экспериментов с моделями специальных АИС;- методологические основы, методы и средства построения распределенных специальных АИС;- системы распределенной обработки данных, используемые в специальных АИС;- нормативную базу, регламентирующую создание и эксплуатацию специальных АИС;- назначение и классификацию информационных и аналитических систем, систем управления;- структуру функциональной и обеспечивающих частей специальных АИС;- методы проектирования АИС;- принципы эксплуатации и сопровождения АИС;- методологические основы теории принятия решений, теории измерений, теории прогнозирования и планирования;- способы измерения свойств объектов предметной области;- методы оценки эффективности и качества в задачах прогнозирования, планирования, принятия решений при различной априорной неопределенности имеющейся информации;- роль и место информационно-аналитической деятельности в системах организационного управления;- методологические основы информационно-аналитической деятельности: задачи, методы и средства;- основные принципы организации информационно-аналитической деятельности;- способы формирования описаний объектов и классов объектов предметной области;- основные положения гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного, уголовно-процессуального и финансового законодательства;- экономическую сущность налогов, функции налогов, элементы налога и их характеристики;- принципы и методы налогообложения, способы уплаты налогов;- налоговую систему и ее особенности в России и других странах;- сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства, основы использования финансов в общественном воспроизводстве;- финансовую политику, управление финансами, финансовое планирование и прогнозирование, финансовый контроль;- финансовую систему страны, ее сферы и звенья;- сущность и функции денег, роль и развитие денег в условиях рыночной экономики, виды денег и их особенности;- денежные системы и их структура, денежное обращение и его законы, методы государственного регулирования денежного обращения;- сущность, принципы и формы кредита;- содержание финансового анализа и последовательность его проведения;- структуру комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей;- виды, направления и основные методы финансового анализа;- виды и способы дистанционного оказания банковских услуг;- классификацию пластиковых карточек, базовые технологии их использования;- требования, методы и средства информационной безопасности в технологиях платежных систем;уметь:- реализовывать и контролировать выполнение требований по охране труда и технике безопасности в профессиональной деятельности;- применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;- классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;- классифицировать и оценивать угрозы информационной безопасности для объекта информатизации;- работать с интегрированной средой разработки программного обеспечения;- реализовывать на языке программирования высокого уровня алгоритмы решения профессиональных задач;- использовать известные методы программирования и возможности базового языка программирования для решения типовых профессиональных задач;- применять средства антивирусной защиты и обнаружения вторжений;- формализовать предметную область с целью создания баз данных и экспертных систем;- использовать модели данных и знаний для решения стандартных задач автоматизации;- проектировать простые базы данных и экспертные системы и реализовывать их с использованием стандартных систем управления базами данных и инструментальных средств создания экспертных систем;- решать задачи исследования специальных АИС методами моделирования;- применять языковые, программные и аппаратные средства исследования эффективности технологических процессов обработки информации в специальных АИС;- решать задачи построения и эксплуатации распределенных автоматизированных систем обработки данных;- применять общенаучные методики, характерные для теории распределенных систем, к решению конкретных задач информационно-аналитической деятельности;- проектировать и сопровождать типовые специальные АИС, локальные сети;- устанавливать корреспондентские отношения с источниками информации, включая взаимодействие с вычислительными системами и базами данных в телекоммуникационном режиме и работу в глобальных компьютерных сетях;- использовать результаты научно-исследовательских работ в решении задач практики;- проводить обследование подразделений в целях определения их информационных потребностей;- формализовывать предметную область с целью создания специальных АИС;- разрабатывать технические задания на разработку специальных АИС;- готовить проекты нормативно-распорядительных документов (приказов, указаний, инструкций) по вопросам создания и эксплуатации специальных АИС;- готовить проектную документацию на создаваемые специальные АИС;- использовать современные модели и методы измерения, прогнозирования, планирования, принятия решений при решении практических задач;- применять защищенные протоколы, межсетевые экраны и средства обнаружения вторжений для защиты информации в сетях;- осуществлять меры противодействия нарушениям сетевой безопасности с использованием различных программных и аппаратных средств защиты;- пользоваться средствами защиты, предоставляемыми системами управления базами данных;- разрабатывать модели угроз и модели нарушителя безопасности компьютерных систем;- разрабатывать частные политики безопасности компьютерных систем, в том числе, политики управления доступом и информационными потоками;- применять отечественные и зарубежные стандарты в области компьютерной безопасности для проектирования, разработки и оценки защищенности компьютерных систем;- ориентироваться в бюджетной системе страны, моделях ее построения;- рассчитывать ссудный процент, определять границы ссудного процента и источники его уплаты;- применять методы финансового анализа, анализа эффективности капитальных и финансовых вложений (инвестиционного анализа);- осуществлять правовую оценку информации, используемой в профессиональной деятельности;владеть:- навыками безопасного использования технических средств в профессиональной деятельности;- профессиональной терминологией в области информационной безопасности;- навыками разработки, документирования, тестирования и отладки программ;- навыками разработки алгоритмов решения типовых профессиональных задач;- методами и средствами разработки прикладных систем поддержки баз данных и знаний;- навыками разработки концептуальной модели предметной области;- навыками формализации знаний предметного эксперта с использованием моделей представления знаний;- навыками применения стандартного программного обеспечения для решения прикладных задач с использованием баз данных;- навыками работы с инструментальными средствами построения систем представления знаний;- навыками моделирования технологических процессов обработки информации в специальных АИС с заданной степенью статистической надежности результатов;- навыками исследования математических моделей технологических процессов обработки информации в специальных АИС с целью оценки качества и оптимизации характеристик специальных АИС;- навыками анализа и синтеза структурных и функциональных схем технологических процессов обработки информации в специальных АИС;- навыками выбора и обоснования критериев эффективности функционирования специальных АИС;- навыками проведения предпроектного обследования и постановки новых задач автоматизации и информатизации;- навыками проектирования и сопровождения специальных АИС;- основной юридической терминологией, используемой в гражданском, гражданско-процессуальном, административном, уголовном, уголовно-процессуальном и финансовом законодательстве;- методами анализа и оценки финансового состояния организации;- методами анализа финансовой устойчивости, кредито- и платёжеспособности организации;- навыками разработки программных модулей, реализующих задачи, связанные с обеспечением безопасности операционных систем распространенных семейств;- навыками конфигурирования локальных сетей, реализации сетевых протоколов с помощью программных средств;- навыками настройки межсетевых экранов;- методикой анализа сетевого трафика;- методикой анализа результатов работы средств обнаружения вторжений;- навыками анализа программных реализаций;- методами и средствами выявления угроз безопасности компьютерным системам;- методами моделирования безопасности компьютерных систем, в том числе, моделирования управления доступом и информационными потоками в компьютерных системах;- основами маршрутизации и управления потоками в сетях передачи информации;- простейшими методами криптографического анализа;- простейшими методами анализа безопасности криптографических протоколов.
110-117
Безопасность жизнедеятельностиОсновы информационной безопасностиБезопасность операционных системБезопасность электронного документооборотаКриптографические методы защиты информацииБезопасность информационных и аналитических системЯзыки программированияТехнология и методы программированияБазы данных и экспертные системыМоделирование автоматизированных информационных системРаспределенные автоматизированные информационные системыПринципы построения, проектирования и эксплуатации автоматизированных информационных системФормализованные модели и методы решения аналитических задачМетодология и организация информационно-аналитической деятельностиОсновы гражданского права и гражданского процессаОсновы административного, уголовного и уголовно-процессуального праваОсновы финансового праваФинансы, денежное обращение и кредитНалоговая система и налогообложениеФинансовый анализСовременные платежные системы и их безопасностьОК-3ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38ПК-39ПК-40
1. Специализация "Автоматизация информационно-аналитической деятельности"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методологические основы анализа данных;- методы статистического анализа случайных последовательностей; методы снижения размерности многомерных данных;- методы распознавания объектов;- понятие и классификацию знаковых систем;- понятие и классификацию информационных языков АИС, свойства информационных языков различных классов;- основные свойства естественного языка как знаковой системы;- структуру естественно-языкового текста как объекта компьютерной обработки;- ограничения, накладываемые свойствами русского естественноязыкового текста на процедуры обработки;- классификацию, методы, алгоритмы морфологического анализа;- основные типы задач по обработке текстов и основные виды автоматизированных систем, решающих эти задачи;- прикладные методы, модели и алгоритмы, применяемые в системах компьютерной обработки естественно-языковых текстов;- теоретические основы построения и использования информационно-поисковых тезаурусов;уметь:- ставить и решать практические задачи анализа данных в условиях различной полноты исходной информации;- проводить комплексный анализ данных с использованием базовых параметрических и непараметрических моделей;- проводить оценку качества и осуществлять выбор автоматизированной технологии семантической обработки текстов в конкретных условиях решения прикладных информационно-аналитических задач;- применять современные автоматизированные технологии семантической обработки текстов при решении прикладных информационно-аналитических задач;- использовать современные средства автоматизации при подготовке выходных аналитических документов;- определять тип информационного языка по его описанию, структуре, словарному составу;владеть:- навыками решения формализованных математических задач анализа данных с помощью пакетов прикладных программ;- навыками работы с программными системами, реализующими автоматизированные технологии семантической обработки текстов;- навыками самостоятельного освоения, оценки и внедрения автоматизированных технологий семантической обработки текстов;- методами поиска, выбора и обработки массивов документов по конкретным направлениям служебной деятельности;- навыками синтеза гуманитарного и технического знания при решении конкретных проблем автоматизации обработки текстов;- навыками использования информационных языков для задания информационных запросов.
9-12
Методы анализа данных и естественноязыковых текстовЛингвистическое обеспечение автоматизированных информационных системПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-1.5
2. Специализация "Информационная безопасность финансовых и экономических структур"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы классификации, нормализации и идентификации информационных объектов предметной области;- методы нечеткого поиска данных в сложных информационных системах и базах данных;- основные методы и инструменты специального анализа данных (в том числе многомерного и визуального);- основные методы и модели комплексного анализа функционирования сложных финансовых и экономических систем и структур на основе разнородных информационных потоков;- методы проведения финансовых расследований в отношении субъектов финансовой и экономической деятельности;- основные типологии совершения финансовых махинаций с денежными средствами или иным имуществом;уметь:- применять базовые технологии повышения качества информационных объектов;- формировать сложные запросы к базам данных на одном из языков запросов к системам управления базами данных;- применять технологии нечеткого поиска и идентификации информационных объектов;- анализировать деятельность финансовых и экономических структур с целью выявления угроз и девиаций в их функционировании;- проводить финансовое расследование в отношении субъекта финансовой или экономической деятельности с применением технологий и инструментов специального анализа данных;- выявлять формальные типологии финансовых махинаций в информационных потоках и массивах;владеть:- навыками работы с аналитическими приложениями специального анализа данных;- навыками автоматического (автоматизированного) выявления и рубрикации сложных информационных объектов, удовлетворяющих заданному набору критериев;- навыками выявления угроз безопасности функционирования финансовых и экономических структур с применением методов макростатистического анализа и прогнозирования;- навыками типологического анализа деятельности сложных финансовых и экономических структур.
9-12
Специальные технологии баз данных и информационных системОсновы финансового расследованияАнализ типологий финансовых махинацийПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4
3. Специализация "Технологии информационно-аналитического мониторинга"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- информационные ресурсы и основные классы систем информационно-аналитического мониторинга в сфере профессиональной деятельности;уметь:- разрабатывать отдельные компоненты автоматизированных систем информационно-аналитического мониторинга;владеть:- навыками применения типовых технологий и систем информационно-аналитического мониторинга.
9-12
Системы информационно-аналитического мониторингаИнформационные ресурсы в сфере профессиональной деятельностиПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
46-49
С.4Физическая культура
2
ОК-12
С.5Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
18-21
ОК-1 - ОК-10ПК-1 - ПК-40ПСК-1.1 - ПСК-3.4
С.6Итоговая государственная аттестация
21-24
ОК-3ОК-5ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1 - ПК-6ПК-8 - ПК-13ПК-15 - ПК-17ПК-19 - ПК-31ПК-33ПК-36 - ПК-40ПСК-1.1 - ПСК-3.4
Общая трудоёмкость основной образовательной программы
330
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Суммарная трудоемкость базовых составляющих циклов С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 75 процентов от общей трудоемкости указанных циклов.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии с ФГОС ВПО и примерной ООП подготовки специалиста.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются вузами по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся данные образовательные учреждения.
Реализация ООП по специальности 090305 Информационно-аналитические системы безопасности допускается только при наличии у вуза лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В случае, если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, то условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов, связанных с проблемами обеспечения информационной безопасности, должны быть предусмотрены встречи с представителями органов государственной власти и управления, российских компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 процентов аудиторных занятий, в том числе специальных профессиональных деловых игр (комплексных учений) в объеме не менее одной недели. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 55 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет не менее 27 и не более 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах) трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части циклов С.2 и С.3, формирующим у обучающихся умения и навыки в области физики, информатики, безопасности жизнедеятельности, Интернет-технологий, моделирования, проектирования и эксплуатации информационных и аналитических систем, информационно-аналитической деятельности, а также по дисциплинам специализации и вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами, правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специализацию ООП подготовки специалиста;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;