и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре. Базовая (обязательная часть) часть всех циклов должна содержать модули, которые определяют непрерывную подготовку специалистов и формирование соответствующих специализаций.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 40-50 | ||
Базовая часть | 35-45 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные закономерности и многовариантность исторического процесса;этапы исторического развития России; место и роль России в мировой истории и в современном мире; основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;- основные разделы и направления философии, приемы и методы философского анализа проблем, фундаментальные понятия философского учения о мире; смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и обществу;- роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними проблемы охраны окружающей среды, рационального природопользования для сохранения и развития цивилизации;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне; сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;- институциональные основы функционирования экономики на микроуровне;особенности рыночного распределения ресурсов; экономические условия функционирования отрасли, предприятия;- роль и место политики в жизни современного общества; социальные функции политики; политические отношения и процессы;- основы российской правовой системы и законодательства; организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;- основы развития культурологической мысли в контексте европейского и русского сознания;- основные этапы развития мировой и российской социологической мысли;- правовую концепцию регулирования деятельности персонала в рыночных условиях;уметь:- анализировать и оценивать социальную информацию;- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;- вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем; составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;- анализировать в общих чертах основные экономические события в стране и за ее пределами; давать оценку практике хозяйствования предприятия;- проводить анализ политических систем;- уметь реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;- применять действующее законодательство для решения конкретных практических задач;- проводить анализ и прогнозирование сложных социальных проблем;- проводить социологические исследования;- применять нормы хозяйственного права при решении конкретных практических задач по направлению деятельности;- вести монологическую и диалогическую речь с правильным использованием словарного запаса;- грамотно воспринимать информацию по общим, конкретным и связанным с работой темам;владеть:- навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме; навыками публичной речи, ведения дискуссий и полемики; критического восприятия информации;- владеть иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации из зарубежных источников;- основными методами анализа состояния рынка, экономики отрасли, положения предприятия на рынке;- методологией познания политической реальности;- навыками использования и составления нормативных и правовых документов, относящихся к будущей профессиональной деятельности.С целью получения каждой специализации специальные знания, умения, навыки формируются вариативной частью цикла | История,Философия,Иностранный язык, Экономика предприятий,Основы менеджмента,Политология, Правоведение, Культурология, Социология, Хозяйственное право | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ПК-1ПК-3ПК-4 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 60-70 | ||
Базовая часть | 50-60 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, способы построения математических моделей простейших систем и процессов в естествознании и технике;- фундаментальные физические законы, описывающие процессы и явления в природе;- физическую сущность явлений, процессов и эффектов, лежащих в основе устройства и функционирования радиотехнических изделий и объектов;- структуру персонального компьютера, принципы действия периферийных устройств, основы алгоритмизации инженерных задач, основы программирования на алгоритмическом языке высокого уровня;- причины истощения и деградации ресурсов Земли и роль антропогенных факторов в этом процессе;- условия существования живого вещества в биосфере и методы ее защиты;- принципы управления, построения и алгоритмы функционирования элементов систем автоматического управления и регулирования, характеристики их элементов и систем;- основные законы теории электромагнитного поля; особенности статических и стационарных полей, параметры плоской однородной волны в различных средах; структура электромагнитного поля над идеально проводящей поверхностью; особенности распространения волн различных диапазонов;- основы применения вычислительной техники при разработке и эксплуатации радиоэлектронных систем;уметь:- проводить конкретные расчеты, используя методы математического анализа и других разделов высшей математики;- использовать методы теоретического и экспериментального исследования в физике;- работать на персональном компьютере, используя системные и прикладные программные средства;- составлять алгоритмы решаемых прикладных задач и осуществлять их реализацию на персональном компьютере;- оценивать опасные и вредные факторы производственной деятельности;- рассчитывать напряженность электрических и магнитных полей, графически изображать поля, решать инженерные задачи, связанные с использованием волн;- применять вычислительную технику при оформлении отчетной документации, эксплуатации радиоэлектронных устройств и систем;владеть:- основными приемами обработки экспериментальных данных;- математической символикой для выражения количественных и качественных соотношений объектов;- приемами оценивания параметров и характеристик процессов и радиотехнических изделий на основе методов физического исследования;- навыками использования знаний, полученных при изучении общенаучных дисциплин, для решения практических природоохранных задач;- методами моделирования или исследования радиоэлектронных узлов и систем для решения прикладных задач. | Высшая математика, Информатика и информационные технологии,Физика,Экология,Автоматика и управление,Электродинамика и распространение радиоволн,Моделирование систем и процессов Специализации N 1, N 2, N 3, N 4 Компьютерные сети и интернет-технологии | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ПК-5ПК-6ПК-7ПК-29ПК-32 | ||
Специализация N 1 "Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов"; Специализация N 2 "Международные информационные и телекоммуникационные системы на транспорте"; Специализация N 3 "Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота"; Специализация N 4 "Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота".С целью получения данных специализаций при изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- принципы работы и основные топологии сетей, основные сетевые протоколы, работа основных сетевых устройств, принципы построения и работы сети Интернет;уметь:- администрировать сеть, организовать подключение локальной сети к Интернет, работать с Интернет-ресурсами, регистрировать корпоративный домен в Интернет. | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.3 | Профессиональный цикл | 150-160 | ||
Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой частицикла обучающийся должен:знать:- правила и нормы охраны труда, экологии, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности;- изображения трехмерных объектов и обозначения элементов схем;- основные понятия кинематики, динамики и статики, способы задания движения материальной точки;- основные понятия теории механизмов и машин, основные виды механизмов;- характеристики и свойства электро- и радиотехнических материалов;- основы и особенности современного программного обеспечения, их области применения в практике радиоинженера;- основные определения, топологические параметры и методы расчета электрических цепей, электромагнитные устройства и электрические машины, элементную базу современных электронных устройств;- основные понятия, связанные со средствами измерения;- методы и средства измерения характеристик радиотехнических устройств;- методы расчета основных характеристик изделий как объектов эксплуатации, оценки влияния эксплуатационных факторов на надежность и другие характеристики изделий;- основные принципы аналого-дискретной и цифровой схемотехники, построения и чтения схем указанного типа;- технические характеристики аналоговых и цифровых промышленных интегральных микросхем;- основы теории построения устройств формирования и передачи сигналов, методы синтеза таких устройств с заданными характеристиками;- теорию построения оптимальных и квазиоптимальных приемных устройств;- характеристики передающих и приемных антенн, устройств сверхвысоких частот;- методы и средства диагностирования технического состояния радиоэлектронного оборудования;- технологические характеристики и методы построения микропроцессорных комплексов;- основы теории радиолокации, методы построения радиолокационных станций, расчета и измерения их основных характеристик;- основы теории радионавигации, методы построения радионавигационных систем и устройств, расчета и измерения их основных характеристик;- основы теории связи, методы построения связных радиосистем и сетей, расчета и измерения их основных характеристик;- методы оценки характеристик эксплуатационной технологичности и контролепригодности объекта эксплуатации;- методы выполнения форм технического обслуживания, поиска и устранения отказов в объекте эксплуатации;- меры по предотвращению отказов объектов эксплуатации, нарушения технологии технического обслуживания;- правила ведения производственной документации при техническом обслуживании радиоэлектронного оборудования;- систему информационного обеспечения и управления процессом технической эксплуатации транспортного радиооборудования;- принципы построения и функционирования устройств отображения информации и телевидения;- методы оценки параметров электромагнитной совместимости радиоэлектронного оборудования и его функциональных узлов, а также расчет их характеристик для обеспечения заданной электромагнитной обстановки;- принципы организации, построенияи функционирования информационных систем управления;- лексический минимум в объеме 7000 единиц общего и профессионально-ориентированного английского языка, в том числе основную терминологию специальности и специализаций;уметь:- контролировать правильность оформления производственной документации, а также обеспечения рабочих мест инструментом и оборудованием;- проводить анализ структурных схем систем автоматического управления и регулирования;- анализировать и проводить расчет линейных цепей переменного тока;- эффективно использовать методы и средства контроля и диагностирования технического состояния объекта эксплуатации;- оценивать техническое состояние радиоэлектронного оборудования по данным систем регистрации и контроля;- анализировать причины отказов и неисправностей, брака и ошибок в работе инженерных служб;- рассчитывать показатели эффективности процессов технической эксплуатации;- производить расчеты основных параметров и характеристик устройств отображения информации;- пользоваться методами измерений, контрольно-измерительной аппаратурой при оценке качества функционирования устройств отображения информации;- применять различные методы анализа и расчета результатов помехового воздействия на приемо-анализирующие тракты радиоэлектронных средств;- разрабатывать пути обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств в конкретных эксплуатационных условиях;- выбирать и рационально использовать информационные технологии в работе организации;владеть:- правилами построения и чтения схем радиоэлектронных устройств различного назначения;- методами расчета и измерения технических характеристик и параметров узлов и устройств аналого-дискретной и (или) цифровой обработки сигналов;- методами выбора измерительных приборов и работы с ними при определении характеристик радиоэлектронных устройств разного назначения;- методами выбора промышленных интегральных микросхем аналого-дискретного и цифрового типа для синтеза радиоэлектронных узлов и устройств;- навыками работы с вычислительной техникой и прикладными программами, используемыми в деятельности радиоинженера;- методиками оценки функционального состояния радиоэлектронного оборудования по данным систем регистрации и контроля;- способами обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. | 140-150 | Безопасность жизнедеятельности, Инженерная и компьютерная графика,Механика,Материаловедение и технология материалов,Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ в радиотехнике.Электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Радиоизмерения, Радиотехнические цепи и сигналы, Надежность и техническая диагностика, Схемотехника, Программируемые микроэлектронные устройства, Формирование и передача сигналов, Прием и обработка сигналов,Антенны и устройства сверхвысокой частоты (СВЧ), Радиолокационные системы,Радионавигационные системы,Системы связи и телекоммуникаций, Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения, Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования,Устройства отображения информации, Электромагнитная совместимость, Информационные технологии управления,Профессиональный английский языкСпециализация N 1 Организация технического обслуживания и ремонта радиоэлектронных систем воздушного транспорта,Организация воздушного движения, Безопасность полетов,Автоматизированные системы управления воздушным движениемСпециализация N 2 Спутниковые и радиорелейные системы радиосвязи, Сети и системы радиосвязи и средства их информационной защитыСпециализация N 3 Средства морской радиосвязи,Средства морской радионавигации Специализация N 4 Технические средства защиты объектов морского транспорта,Терминалы, модемы и электронная оргтехника,Радиосвязь общего назначения на морском транспорте. | ОК-7ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-27ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПСК-1.1ПСК-1.2ПСК-1.3ПСК-1.4ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3 | |
Специализация N 1 "Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- структуру и задачи подразделений по техническому обслуживанию и ремонту радиоэлектронного оборудования;- организация и методы управления техническим обслуживанием и ремонтом радиоэлектронного оборудования обеспечения полетов;- принципы построения информационного обеспечения автоматизированных систем управления воздушным движением;- методы описания многомерной структуры воздушного пространства, его системные и технологические характеристики;- основные требования воздушного законодательства и нормативные документы в области обеспечения безопасности полетов;- основные системы контроля и обеспечения безопасности на воздушном транспорте;- критерии и методы анализа, оценки, прогнозирования уровня безопасности полетов;уметь:- решать задачи системы управления техническим обслуживанием и ремонтом радиоэлектронного оборудования обеспечения полетов;- использовать соответствующие алгоритмы и программы расчета параметров технологических процессов технического обслуживания и ремонта радиоэлектронного оборудования обеспечения полетов;- использовать методы, средства контроля и диагностирования технического состояния радиоэлектронного оборудования обеспечения полетов;- оценивать уровень надежности и технического состояния радиоэлектронного оборудования обеспечения полетов;- формировать требования, предъявляемые к радиотехническому обеспечению полетов со стороны автоматизированных систем управления воздушным движением для конкретного региона;- оценивать показатели степени опасности последствий отказов авиационного радиоэлектронного оборудования, ошибок личного состава, воздействий неблагоприятных условий;владеть:- методами расчета погрешностей измерений, методами контроля качества, принципами сертификации объектов радиотехнического обеспечения полетов;- способами сбора и обработки информации по надежности объектов радиотехнического обеспечения полетов, методиками расчета и статистической оценки их характеристик надежности, методами построения диагностических моделей;- методами организации и управления процессами технической эксплуатации объектов радиотехнического обеспечения полетов; методами работы с эксплуатационно-технической документацией;- навыками выявления угроз, оценки безопасности и защиты радиоэлектронных систем гражданской авиации. | ||||
Специализация N 2 "Международные информационные и телекоммуникационные системы на транспорте"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- радиорелейные и спутниковые системы радиосвязи в Глобальной морской системе связи, обеспечивающие безопасность и спасение человеческой жизни на море;- назначение, основные технические параметры, состав, принципы построения и работы, особенности схемных решений и конструкции радиоэлектронного оборудования;- федеральные, региональные, и международные стандарты на аналоговые и цифровые системы радиосвязи;- методы защиты и технические средства обеспечения информационной безопасности радиоэлектронных средств; уметь:- осуществлять техническую эксплуатацию радиоэлектронного оборудования связи;владеть:- навыками работы с технической документацией как на русском, так и на английском языке;- навыками проведения радиоизмерений на радиорелейных линиях связи. | ||||
Специализация N 3 "Техническая эксплуатация и ремонт радиооборудования промыслового флота"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- назначение, основные технические данные, состав, принципы построения и работы, особенности схемных решений и конструкции судовых средств радиосвязи различных систем морской радиосвязи;- способы навигационного использования радионавигационных систем в различных условиях плавания судов;- методы построения радионавигационных систем и устройств, расчета и измерения их основных характеристик, способы решения основной навигационной задачи в различных системах координат;уметь:- выполнять действия, связанные с технической эксплуатацией судовых средств радиосвязи;- производить эксплуатацию судового радионавигационного оборудования в условиях плавания;- определять место судна в море с помощью судовых радионавигационных устройств. | ||||
Специализация N 4 "Радиосвязь и электрорадионавигация морского флота"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:знать:- правила, стандарты международных и национальных организаций в области систем связи на морском транспорте;- методы и способы обеспечения комплексной безопасности объектов;- основные организационно-технические мероприятия при установке и вводе в эксплуатацию систем обеспечения безопасности;- назначение и основные характеристики оконечных устройств и устройств преобразования сигналов (кодеков, модемов) применительно к системам связи различного назначения;- информационные характеристики источников сообщений и каналов связи на морском транспорте;- принципы работы и основные характеристики периферийных устройств, систем телефонной и факсимильной связи на морском транспорте;- принципы работы, характеристики различных типоизвещателей (датчиков) и станционного оборудования охранных систем;уметь:- анализировать и эксплуатировать системы связи на морском транспорте;- производить обоснованный выбор модемов, принтеров и другого оконечного оборудования;- производить обоснованный выбор систем охранной сигнализации.- выполнять пуско-наладочные работы по охранным системам. | ||||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
С.4 | Физическая культура | 2 | ОК-9 | |
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 30-50 | ОК-2ОК-3ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-10ПК-12 | |
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 30 | ПК-24ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 330 |
_____________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
Для вузов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, нормативный срок освоения ООП может быть уменьшен за счет сокращения продолжительности каникулярного времени обучающихся в учебном году до 45 суток, переноса части аудиторных занятий по физической культуре на часы проведения утренней зарядки и часы спортивно-массовой работы, сокращения времени, выделяемого на проведение практик путем выполнения аналогичных задач в ходе полетов, вождения боевых машин, учений, несения учебно-боевого и других дежурств, внутренней, гарнизонной, караульной и других служб и практик при условии сохранения общей трудоемкости ООП, определенной данным стандартом.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалистов, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП подготовки специалистов должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалистов в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени за весь период обучения должен составлять не менее 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период ежегодно.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в соответствующей области: Высшая математика, Информатика и информационные технологии, Физика, Экология, Автоматика и управление, Электродинамика и распространение радиоволн, Безопасность жизнедеятельности, Инженерная и компьютерная графика, Механика, Материаловедение и технология материалов, Моделирование систем и процессов, Электротехника и электроника, Метрология, стандартизация и сертификация, Радиоизмерения, Радиотехнические цепи и сигналы, Надежность и техническая диагностика, Проблемно-ориентированные пакеты прикладных программ в радиотехнике, Схемотехника, Программируемые микроэлектронные устройства, Формирование и передача сигналов, Прием и обработка сигналов, Антенны и устройства СВЧ, Радиолокационные системы, Радионавигационные системы, Системы связи и телекоммуникаций, Спутниковые системы навигации, связи и наблюдения, Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования (РЭО), Устройства отображения информации, Электромагнитная совместимость, Информационные технологии управления, Профессиональный английский язык, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП подготовки специалистов "Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессинально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.
7.16. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);