Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 237 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 010900 Прикладные математик стр. 3

Общая трудоёмкость дисциплины не может быть менее двух зачётных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам трудоёмкостью более трех зачётных единиц при проведении промежуточной аттестации рекомендуется выставлять дифференцированную оценку.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы по очной форме обучения составляет в среднем за весь период обучения не более 27 академических часов в неделю с учетом специфики направления подготовки.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять не менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных траекторий.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной траектории, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, включая, например:
обязательное участие обучающихся в выполнении реальных научно-исследовательских и (или) инновационных проектов, развивающее навыки командной работы, межличностные коммуникации, навыки принятия решений и лидерские качества;
обязательное участие обучающихся в работе научных семинаров (кафедр, лабораторий, научно-исследовательских и проектных институтов), симпозиумов и конференций по профильной направленности ООП магистратуры, включая обязательные регулярные презентации результатов научно-исследовательской и аналитической работы обучающегося (не реже одного раза в семестр при двухсеместровой организации учебного процесса);
организацию олимпиад и творческих конкурсов по профильной направленности ООП магистратуры, в том числе и конкурсов инновационных проектов;
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов последних научно-технических достижений и исследований, включая результаты исследований научных школ вуза и организаций, где проходит научно-исследовательская работа обучающихся;
проведение групповых дискуссий;
проведение мастер-классов с участием ведущих учёных и специалистов;
анализ деловых ситуаций и имитационных моделей;
проведение ролевых игр и тренингов.
Данные технологии должны учитывать региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных проблем естествознания и устойчивого развития, современной теоретической и экспериментальной физики, естествознания, высшей и вычислительной математики, включая математическое моделирование, современных компьютерных и других наукоёмких технологий, истории, философии и методологии естествознания, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков, включая лабораторные практикумы и практические занятия на современном, в том числе, уникальном оборудовании с использованием специализированного программного обеспечения в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы обучающегося, разработанным с участием научного руководителя магистра и научного руководителя ООП магистратуры с учетом пожеланий магистра. Индивидуальный учебный план магистра, включая план его научно-исследовательской работы, утверждается в соответствии с процедурой, разработанной в вузе.
В соответствии с настоящим ФГОС ВПО научно-исследовательская работа обучающегося в магистратуре является важнейшей составляющей ООП магистратуры, включающей в себя:
научно-исследовательскую работу в семестре;
подготовку и защиту магистерской диссертации.
7.16. Научно исследовательская работа в семестре выполняется студентом под индивидуальным руководством научного руководителя, имеющего ученую степень не ниже кандидата наук, деятельность которого связана с непосредственной работой в области проблем современной науки и техники. Направление научно-исследовательской работы определяется в соответствии с избранной ООП магистратуры с учетом результатов, полученных студентом в выпускной квалификационной работе бакалавра или в дипломной работе специалиста. Объём индивидуальных консультаций магистра научным руководителем (и научными консультантами) должен составлять не менее семи процентов времени, отводимого на научно-исследовательскую работу.
Научно-исследовательская работа студента в основной образовательной программе магистратуры по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика, реализуется в научно-исследовательском (производственном) коллективе и должна являться составной частью общей работы, выполняемой данным творческим коллективом.
Конкретные виды научно-исследовательской работы определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и текущие формы отчетности по научно-исследовательской работе также определяются вузом.
Научно-исследовательская работа должна проводиться на основе непосредственного и систематического в течение всего учебного года участия обучающегося в выполнении научно-исследовательского проекта на кафедрах и (или) лабораториях вуза, лабораториях научно-исследовательских подразделений сторонних организаций, при которых вуз организует базовые кафедры или осуществляет иные формы сотрудничества с предприятием. Обязательным условием обеспечения научно-исследовательская работа является наличие в подразделении, в котором выполняется научно-исследовательская работа, необходимого кадрового и научно-технического потенциала.
Научно-исследовательская работа обучающихся, являясь обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области знаний, техники и технологии в соответствии с ООП магистратуры;
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
сбор, обработка, систематизация и анализ и научной и (или) научно-технической информации по теме научно-исследовательской работы;
участие в проведении конкретных научных исследований, научно-технических разработок и (или) научно-технологических инновационных проектах;
с учетом направления научно-исследовательской работы участие в лабораторных, стендовых экспериментах и (или) промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
при необходимости корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
регулярные, не реже одного раза в семестр (при двухсеместровой организации учебного процесса), составление отчета о научно-исследовательской работе и публичная зашита выполненной работы;
при необходимости подготовка материалов исследования в виде научной публикации, заявки на патент, выступления на научном семинаре, конференции.
Итоговая аттестация по результатам научно-исследовательской работы магистра проводится в виде публичной защиты выпускной квалификационной работы магистра - магистерской диссертации.
К защите магистерской диссертации допускаются обучающиеся, успешно выполнившие остальные составляющие ООП магистратуры в полном объеме.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучающихся является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара и заседания кафедры, на которой проводится научно-исследовательская работа. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика должны иметь ученые степени или ученые звания (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), при этом ученую степень доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 25 процентов преподавателей.
Настоящий ФГОС ВПО по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика рекомендует следующие соотношения преподавателей, имеющих ученую степень кандидата, доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания:
преподаватели, обеспечивающие учебный процесс по циклу общенаучных дисциплин, - не менее 70 процентов (из них - 20 процентов профессоров и докторов наук);