проектная:
формирование целей проекта (научной или инновационной программы), решение исследовательской или прикладной задачи в избранной предметной области, формирование критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учётом социальных и экологических последствий и нравственных аспектов деятельности;
участие в разработке проектов исследовательской и инновационной направленности, включая разработку обобщённых научно-технических и организационно-управленческих вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности и неопределённости, планирование решения поставленной в проекте задачи;
организация выполнения проектов исследовательской и инновационной направленности в качестве исполнителя, ответственного за выполнение отдельного направления (участка) работы;
разработка проектной документации по профилю специализации предметной области.
организационно-управленческая:
проведение работ по стандартизации, по подготовке к сертификации оборудования, объектов новой техники и других технических средств, алгоритмов и программных продуктов, по подготовке материалов для защиты объектов интеллектуальной собственности;
руководство работой малых коллективов исполнителей;
составление научно-технической, производственной и другой служебной документации по установленной форме.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
компетенция системного аналитического мышления: способность использовать на практике углубленные фундаментальные знания, полученные в области естественных и гуманитарных наук, и обладать научным мировоззрением (ОК-1);
компетенция креативности: способность ставить, формализовать и решать задачи, уметь системно анализировать научные проблемы, генерировать новые идеи и создавать новое знание (ОК-2);
компетенция самообразования и профессиональной мобильности: способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, в том числе в новых областях (ОК-3);
компетенция профессионального общения: способность формулировать устно и письменно свою точку зрения, владеть навыками ведения научной и общекультурной дискуссий на русском и английском языках; (ОК-4)
компетенция командной работы: способность работать в коллективе и применять навыки эффективной организации труда и командной работы (ОК-5).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
компетенция профессиональной аналитической деятельности: способность применять в своей профессиональной деятельности углубленные знания, полученные в соответствии с профильной направленностью (ПК-1);
компетенция профессиональной научной деятельности: способность ставить задачи теоретических и (или) экспериментальных научных исследований и решать их с помощью соответствующего физико-математического аппарата, современной аппаратуры и информационных технологий (ПК-2);
компетенция профессионального развития: способность самостоятельно осваивать новые дисциплины и методы исследований (ПК-3);
компетенция профессионального владения информационно-коммуникационными технологиями: способность применять современные методы анализа, представления и передачи информации, использовать пакеты прикладных программ по профилю подготовки (ПК-4);
компетенция профессионального использования технических средств: способность профессионально работать с исследовательским и испытательным оборудованием, приборами и установками в избранной предметной области в соответствии с целями программы специализированной подготовки магистра (ПК-5);
компетенция профессионального представления результатов деятельности: способность профессионально представлять планы и результаты собственной деятельности на русском и английском языках с использованием современных средств (ПК-6);
компетенция определения перспектив научного поиска: способность определять вместе с коллективом исполнителей направления собственной научной, технической или инновационной деятельности, выбирать подходы к решению конкретных исследовательских и (или) инновационных задач (ПК-7);
компетенция планирования и организации профессиональной деятельности: способность применять методы планирования и проведения исследований и экспериментов при выполнении проектов и заданий в избранной предметной области (ПК-8);
компетенция математического и физического моделирования явлений и процессов: способность самостоятельно и (или) в составе исследовательской группы разрабатывать, исследовать и применять математические и физические модели для качественного и количественного описания явлений и процессов и (или) разработки новых технических средств (ПК-9);
компетенция проектной, инновационной и организационно-управленческой деятельности: способность применять на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, способность самостоятельно организовывать и проводить научные исследования и внедрять их результаты в качестве члена или руководителя малого коллектива, готовность к участию в инновационной деятельности (ПК-10).
Иные специализированные профессиональные компетенции (профильно-специализированные) могут устанавливаться вузом в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры, научными традициями и рекомендациями работодателей при разработке основной образовательной программы.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. Основные образовательные программы магистратуры по направлению подготовки 010900 Прикладные математика и физика предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- лексический минимум в объеме, необходимом для профессиональных устных и письменных коммуникаций и для работы с информацией профессионального содержания (для иностранного языка);- место и роль общих вопросов науки в научных исследованиях;- соотношение принципов и гипотез в построении научных систем и теорий;- принципы философии и естествознания; проблему познания и истины;- проблему материи и движения:- понятия энергии и энтропии,- проблемы пространства-времени;- современные проблемы физики, химии, математики, биологии, экологии;- великие научные открытия 20-го и 21-го веков;- христианскую, теософскую и научную картины мира;- эволюцию научной картины мира;- взаимосвязь мировоззрения и науки;- пути преодоления современного мировоззренческого кризиса;- проблему формирования нового мировоззрения;- о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;- теоретические модели фундаментальных процессов и явлений в физике и её приложениях к естественным наукам;- о Вселенной в целом как физическом объекте, и ее эволюции;- о дискретности и непрерывности в природе;- о соотношении порядка и беспорядка в природе;- динамические и статистические закономерности в природе;- о вероятности как объективной характеристике природных систем;- принципы симметрии и законы сохранения;- новейшие открытия естествознания для создания технических устройств;- о физическом, химическом и биологическом моделировании;- особенности биологической формы организации материи, принципы воспроизводства и развития живых систем;- о биосфере и направлении ее эволюции;- экологические принципы охраны природы и рационального природопользования, перспективы создания неразрушающих природу технологий;- о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;- механизмы воздействия производства на человека и компоненты биосферы;- перспективы развития техники и технологии, в том числе и для защиты среды обитания, повышения безопасности и устойчивости современных производств с учетом мировых тенденций научно-технического прогресса и устойчивого развития цивилизации;- применение современных технологий и систем, в том числе компьютерных и информационных технологий и систем, в области обеспечения устойчивого развития и безопасности жизнедеятельности;уметь:- работать с профессиональной информацией на иностранном языке и общаться с иностранными коллегами на общегуманитарные и профессиональные темы.- эффективно использовать на практике теоретические компоненты науки: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, доказательства, законы;- применять методологию естествознания при организации конкретных исследований;- дать панораму наиболее универсальныхметодов и законов современного естествознания;- использовать вероятностные модели для конкретных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;- моделировать процессы и анализировать модели с использованием информационных технологий;- анализировать и оценивать степень опасности антропогенного воздействия на среду обитания;- пользоваться нормативно-технической и правовой документацией по вопросам инновационного развития технологий, обеспечения устойчивого развития, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности;- использовать современные технологии, модели и программные продукты в области предупреждения риска; владеть:- иностранным языком в объеме, необходимом для общегуманитарных и профессиональных коммуникаций и работы со специальной литературой.- научным методом как исходным принципом познания объективного мира;- методологией выбора адекватных методов исследования (наблюдений, теоретических и экспериментальных методов исследований);- системным анализом;- логикой в научном творчестве;- научной картиной мира;- планированием, постановкой и обработкой физического и химического эксперимента;- навыками безопасности при работе с химическими и опасными физическими объектами;- математическим моделированием природных, антропогенных и технологических процессов и явлений, надежности работы отдельных звеньев технических систем;- основами применения современных измерительных систем для анализа технологических процессов и контроля среды обитания. | 25-35 12-16 | Иностранный язык, включая деловой иностранный язык.История, философия и методология естествознанияСовременные проблемы естествознания и устойчивого развития | ОК-1-5,ПК-1-10 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный цикл является полностью вариативным(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 20-30 | ОК-1-5ПК-1-10 | |
М.3 | Научно-исследовательская работа(практические знания, умения и навыки определяются ООП вуза) | 60-70 | ОК-1-5ПК-1-10 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация** | 6-10 | ОК-1-5ПК-1-10 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
*) Трудоёмкость циклов М1, M2 и раздела М3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
**) Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный квалификационный экзамен (по направлению подготовки), который по усмотрению вуза может проводиться в том числе и по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
Общая трудоёмкость ООП магистратуры зависит от выбранной образовательной траектории, но не может быть менее 120 зачётных единиц. При разработке образовательных траекторий не допускается превышение верхней границы интервала трудоёмкости, устанавливаемой данным ФГОС ВПО (таблица 2).
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно технологической, опытно-конструкторской, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.