общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: | 6-12 4-6 | Философия образования и науки | ОК-1ОК-10ОК-11 |
Знать - историю культуры, науки и философские принципы познания; особенности мировоззрения и менталитета в различных культурах и этнических общностях; закономерности поведения и развития личности в поликультурной среде;общественно-исторические факторы развития образования;Уметь - логично и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, аргументировать свою точку зрения,применять этические нормы в организации профессиональной деятельности, оценить особенности социальной и культурной среды в реальной ситуации развития;Владеть - методологией культурно исторического и деятельностного подходов;способами организации и оптимизации познавательной и исследовательской деятельности;современными компьютерными средствами и инновационными технологиями организации профессиональной деятельности (в том числе, информационными и сетевыми технологиями). | Методология и методы организации научного исследования | ОК-3ОК-4ОК-8 | ||
Проектирование и экспертиза образовательных систем | ОК-2ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9 | |||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4-6 | |||
М.2 | Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать - феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции поведения;способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно-воспитательном процессе;показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека; способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; методологию и методы оценкиособенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой;признаки и показатели уровня психологического стресса, способы их интерпретации. | 45-55 12-26 | Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | ОПК-3ОПК-4ОПК-8 |
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании Социальная психология образования | ОПК-1ОПК-2ОК-2ОПК-5ОПК-6ОПК-7ОПК-9ОК-5 | |||
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды | ОПК-7ОПК-8 | |||
Уметь - оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства;выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий; оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и разрабатывать научно-обоснованные методы повышения их эффективности с учетом возрастных критериев и норм;апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психологических и педагогических обследований (мониторинг,наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.); исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе, в поликультурной среде; проектировать и организовать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную,профессиональную); организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательногопроцесса, в преодолениииндивидуальных трудностейповедения, обучения и развития учащихся;организовать коллективнуюдеятельность участниковобразовательного процесса.Владеть - современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе, способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации; принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;методами активного обучения;современными (в том числе, организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок. | Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | ОПК-1ОПК-2ОПК-4ОПК-6 | ||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 36-42 | |||
М.3 | Практики и научно-исследовательская работапрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 54-60 | ОК-3ОК-6ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОПК-2ОПК-7ОПК-9 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 6 | ОК-1ОК-4ОК-8ОПК-1ОПК-2ОПК-3ОПК-4ОПК-5ОПК-7ОПК-8 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления). В вузе должна быть сформирована социокультурная среда, созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (педагогической, научно-исследовательской, научно-методической, организационно-управленческой деятельности, психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий (определяется с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины, устанавливаемые вузом дополнительно к ООП и являющиеся необязательными для изучения.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки междисциплинарных взаимодействий и межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, гуманистическую ориентацию и другие профессионально значимые компетенции:
интерактивные лекции с использованием мультимедийных средств,
проведение групповых дискуссий, анализ профессиональных ситуаций и имитационных моделей;
проведение ролевых и деловых игр, тренингов, презентаций и видеоконференций;
организация учебных занятий с выходом к поисковым системам и материалам, размещённым в сети Интернет;
дистанционные курсы ведущих отечественных и зарубежных специалистов, в том числе, в форме телемостов;
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):
практические занятия по проектированию и экспертизе образовательной среды;
практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности;
практические занятия по дисциплине "Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды".
Кроме того, практические занятия и практикумы должны быть предусмотрены по всем дисциплинам профессионального цикла.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;