Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 742 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика стр. 3

применять методы системного анализа и моделирования для анализа архитектуры предприятий (ПК-3);
организационно-управленческая деятельность:
разрабатывать стратегию развития архитектуры предприятия (ПК-4);
планировать процессы управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия и организовывать их исполнение (ПК-5);
управлять исследовательскими и проектно-внедренческими коллективами (ПК-6);
управлять электронным предприятием и подразделениями электронного бизнеса несетевых компаний (ПК-7);
проектная деятельность:
проектировать архитектуру предприятия (ПК-8);
разрабатывать и внедрять компоненты архитектуры предприятия (ПК-9);
научно-исследовательская деятельность:
проводить исследования и поиск новых моделей и методов совершенствования архитектуры предприятия (ПК-10);
проводить поиск и анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-11);
проводить научные исследования для выработки стратегических решений в области ИКТ (ПК-12);
организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую работу (ПК-13);
консалтинговая деятельность:
консультировать по совершенствованию архитектуры предприятия (ПК-14);
консультировать по вопросам развития ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-15);
инновационно-предпринимательская деятельность:
управлять инновационной и предпринимательской деятельностью в сфере ИКТ (ПК-16);
управлять внедрением инноваций для развития архитектуры предприятия (ПК-17);
педагогическая деятельность:
разрабатывать образовательные программы и учебно-методические материалы по управленческим и ИТ-дисциплинам (ПК-18);
проводить лекционные и практические занятия по управленческим и ИТ-дисциплинам (ПК-19).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основная образовательная программа ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методологию построения моделей сложных систем;- модели представления и обработки знаний, системы принятия решений;- методы оптимизации и принятия проектных решений;уметь:- применять теории систем и системного анализа для проектирования архитектуры предприятия;- применять методы теории принятия решений для выработки организационно-управленческих и проектных решений;владеть:- методами теории систем и системного анализа;- методами теории принятия решений;
12
6
Теория систем и системный анализ Теория принятия решенийОК-1ОК-3ОК-4ПК-3ПК-10
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
6
М.2
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы проектирования и совершенствования архитектуры предприятия;- методики технико-экономического обоснования проектов внедрения ИТ-решений;- показатели и методики оценки влияния информационных технологий на эффективность деятельности предприятий и организаций;- бизнес-функции и структуру управления бизнесом;- теорию управления бизнес-процессами;- методы анализа функциональных бизнес-задач и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем;уметь:- управлять архитектурой предприятия;- управлять жизненным циклом ИС и ИКТ;- проводить научные и поисковые исследования в экономике, управлении и ИКТ;- консультировать по совершенствованию архитектуры предприятия, развитию ИТ-инфраструктуры предприятиявладеть:- методами и инструментами исследований моделей и методов совершенствования архитектуры предприятия;- методами управления инновационной и предпринимательской деятельностью в сфере ИКТ;
48
10
Архитектура предприятия (продвинутый уровень)Управление жизненным циклом ИС (продвинутый уровень)Научный семинарОК-2ОК-5ОК-6ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
38
М.3
Практики и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза
50
ПК-2ПК-13ПК-18ПК-19
М.4
Итоговая государственная аттестация
10
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.