способен управлять информационными ресурсами и информационными системами (ПК-21);
способен управлять проектами по информатизации прикладных задач и созданию ИС предприятий и организаций (ПК-22);
способен организовывать и проводить переговоры с представителями заказчика и профессиональные консультации на предприятиях и в организациях (ПК-23);
способен в условиях функционирования ИС брать на себя ответственность за выполнение производственных задач ИТ-служб, эффективно использовать современные приемы и методы работы с ИТ-персоналом (ПК-24);
производственно-технологическая деятельность:
способен использовать передовые методы оценки качества, надежности и информационной безопасности ИС в процессе эксплуатации прикладных ИС (ПК-25);
способен использовать международные информационные ресурсы и стандарты в информатизации предприятий и организаций (ПК-26);
способен использовать информационные сервисы для автоматизации прикладных и информационных процессов (ПК-27);
способен интегрировать компоненты и сервисы информационных систем (ПК-28).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1 | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:знать:логические методы и приемы научного исследования;методологические принципы современной науки, направления, концепции, источники знания и приемы работы с ними; основные особенности научного метода познания;программно-целевые методы решения научных проблем;основы моделирования управленческих решений;динамические оптимизационные модели;математические модели оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов, их сравнительный анализ; многокритериальные методы принятия решений;виды информационной и инструментальной поддержки лица, принимающего решения (ЛПР);методы группового принятия решений;методы исполнения решений на различных этапах цикла принятия решений; возможности систем поддержки принятия решений (СППР);критерии выбора инструментов СППР;уметь:осуществлять методологическое обоснование научного исследования;формулировать требования ЛПР к СППР;выбирать инструментарий для каждого этапа принятия решения; использовать инструментарий мониторинга исполнения решений; управлять рисками при проектировании и внедрении СППР; осуществлять выбор СППР, исходя из потребностей и возможностей предприятия и организации;владеть:навыками логико-методологического анализа научного исследования и его результатов;методами оптимального управления непрерывными и дискретными процессами для оптимизации прикладных и информационных процессов;навыками формулирования требований к СППР, разработки отдельных их элементов, оценки вариантов последующих закупок ИКТ для внедрения и эксплуатации ИС | 25-35 8-11 | Философские проблемы науки и техникиМатематическое моделированиеМатематические и инструментальные методы поддержки принятия решений | ОК-1 - 4ОК-6 - 7ПК-1 - 13ПК-15ПК-17ПК-18ПК-24ПК-26 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.2 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:языковые конструкции делового общения на одном из иностранных языков;профессиональную терминологию и языковые профессиональные конструкции одного из иностранных языков;содержание, объекты и субъекты информационного общества, критерии эффективности его функционирования; структуру интеллектуального капитала, проблемы инвестиций в экономику информатизации и методы оценки эффективности;правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации;теоретические проблемы прикладной информатики, в том числе семантической обработки информации, развитие представлений об оценке качества информации в информационных системах;современные методы, средства, стандарты информатики для решения прикладных задач различных классов; правовые, экономические, социальные и психологические аспекты информатизации деятельности организационно-экономических систем;архитектуру информационных систем предприятий и организаций; методологии и технологии реинжиниринга, проектирования и аудита прикладных информационных систем различных классов; инструментальные средства поддержки технологии проектирования и аудита информационных систем и сервисов; методы оценки экономической эффективности и качества, управления надежностью и информационной безопасностью;особенности процессного подхода к управлению прикладными ИС; современные ИКТ в процессном управлении; системы управления качеством;концептуальное моделирование процессов управления знаниями;архитектуру систем управления знаниями;онтологии знаний;подсистемы сбора, фильтрации, накопления, доступа, генерации и распространения знаний;уметь:вести деловые переговоры в профессиональной области и осуществлять деловую переписку на одном из иностранных языков;проводить анализ современных методов и средств информатики для решения прикладных задач различных классов;выбирать методологию и технологию проектирования информационных систем;обосновывать архитектуру ИС;управлять проектами ИС на всех стадиях жизненного цикла, оценивать эффективность и качество проекта;применять современные методы управления проектами и сервисами ИС;использовать инновационные подходы к проектированию ИС;принимать решения по информатизации предприятий в условиях неопределенности;проводить реинжиниринг прикладных и информационных процессов;обосновывать архитектуру системы правления знаниями;владеть:навыками общения с зарубежными партнерами в профессиональной области на одном из иностранных языков;навыками применения современных программно-технических средств для решения прикладных задач различных классов;навыками реинжинринга прикладных и информационных процессов;навыками моделирования процессов и знаний;навыками проектирования информационных систем с использованием современных инструментальных средств;навыками управления проектами по информатизации прикладных процессов и систем;навыками управления информационными ресурсами и сервисами с использованием современных инструментальных средств и в рамках систем управления знаниями. | 25-35 11-15 | Деловой иностранный языкИнформационное общество и проблемы прикладной информатикиМетодология и технология проектирования информационных систем | ОК-1 - 6ПК-1 - 28 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
М.3 | Практики:производственная, научно-исследовательская, педагогическая и научно-исследовательская работа практические умения и навыки определяются ООП вуза | 45 | ОК-1ОК-2ОК-4 - 6ПК-1 - 13ПК-15 - 22ПК-24 | |
М.4 | Итоговая государственная аттестация | 15 | ОК-1 - 7ПК-1 - 28 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
_____________________________
* трудоемкость циклов M.I, M.2 и разделов М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестации
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии социально-личностных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, проведение форумов и выполнение групповых семестровых заданий и курсовых работ в интернет-среде, электронное тестирование знаний, умений и навыков) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Основной активной формой обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытной, опытно-конструкторской, технологической, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов с возможным использованием электронных средств проведения видеоконференций и видеолекций.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ОПП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общенаучные и профессиональные компетенции.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть меньше двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения должен составлять не более 27 академических часов. В случае использования средств электронного обучения объем аудиторных занятий для очной формы обучения может быть сокращен до 20 часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов, видеоконференций, форумов, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области философских проблем науки и техники, математического моделирования, математических и инструментальных методов поддержки принятия решений, делового иностранного языка, информационных технологий, информационного общества и проблем прикладной информатики, методологии и технологии проектирования информационных систем, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей);
обязанность выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по направлению подготовки Прикладная информатика предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся: