умением в полевых условиях давать лесотипологическую характеристику обследуемого участка, определять стадии возрастного развития лесных насаждений, этапы сукцессионной динамики лесных и урбо- экосистем (ПК-13);
умением в полевых условиях выполнять измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять и оценивать количественные и качественные характеристики лесов (ПК-14);
умением в полевых условиях определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных и декоративных растений, вредных и полезных лесных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно значимых организмов (ПК-15);
производственно-технологическая деятельность:
умением использовать знания о природе леса в целях планирования и проведения лесохозяйственных мероприятий, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение продуктивности лесов, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов (ПК-16);
готовностью использовать знания технологических систем, средств и методов ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов при решении профессиональных задач (ПК-17);
готовностью использовать знания технологических систем, средств и методов создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение (ПК-18);
способностью обеспечить организацию работ по эксплуатации машин, механизмов, специализированного оборудования при проведении лесохозяйственных, противопожарных, лесозащитных, лесокультурных мероприятий (ПК-19);
готовностью к проведению государственной инвентаризации и мониторинга состояния лесов (ПК-20);
организационно-управленческая деятельность:
способностью использовать результаты оценки структуры лесного фонда при обосновании целесообразности и планировании лесохозяйственных мероприятий в целях достижения оптимальных лесоводственных и экономических результатов (ПК-21);
готовностью в полевых условиях осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов (ПК-22);
готовностью осуществлять государственный лесной контроль и надзор (соблюдение основных принципов лесного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения), исчислять размер вреда, причиненного объектам лесного и лесопаркового хозяйства вследствие нарушения лесного законодательства (ПК-23);
способностью анализировать технологический процесс как объект управления и хозяйственной деятельности (ПК-24);
способностью выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-25);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-26);
готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-27);
готовностью к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-28);
научно-исследовательская деятельность:
способностью применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем (ПК-29);
готовностью к участию в разработке и проведении испытаний новых технологических систем, средств и методов ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов (ПК-30);
способностью воспринимать научно-техническую информацию, готовностью изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
готовностью спланировать необходимый эксперимент, получить адекватную модель и исследовать ее (ПК-32);
проектная деятельность:
способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой систем постоянного, неистощительного использования лесов, ухода за лесами, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов (ПК-33);
готовностью к участию в разработке проектов объектов лесного и лесопаркового хозяйства с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий (ПК-34);
способностью обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке проекта освоения лесов (ПК-35);
способностью принимать участие в обосновании конкретного технического решения при разработке технологических процессов рационального, непрерывного, неистощительного использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, направленных на повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций (ПК-36);
способностью принимать участие в обосновании конкретного технического решения при проектировании, разработке технологических процессов создания, эксплуатации и реконструкции лесопарковых насаждений, повышающие их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение (ПК-37);
готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства (ПК-38).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основы философии, способствующие развитию общей культуры личности, приверженности к культурным ценностям;историю, её роль и место в жизни современного общества;общие положения экономической теории, основы микро- и макроэкономики, экономическую ситуацию в стране и за рубежом; закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;методы организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе современных методов управления;законодательство Российской Федерации в области лесных отношений и охраны окружающей среды;земельное законодательство Российской Федерации;уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности; использовать знание иностранных языков в межличностном общении, профессиональной работе;пользоваться простейшими приёмами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности;владеть:основными положениями и методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;культурой мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; социологическим подходом в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности. | 33-38 17-19 | История,Философия,Иностранный язык,Экономика | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ПК-3ПК-24ПК-26ПК-28 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный цикл | 75-85 | Высшая математика,Физика,Химия,Экология,Ботаника,Дендрология,Лесоведение,Почвоведение,Информационные технологии | ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-11ПК-12ПК-13ПК-15ПК-16ПК-19ПК-29ПК-31ПК-32 |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основные законы естественнонаучных дисциплин, необходимые для использования в профессиональной деятельности; аналитические и численные методы для анализа математических моделей; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики;основные компоненты лесных и урбо- экосистем: растительный и животный мир, почвы; свойства лесных экосистем, роль компонентов биоценозов, поверхностных и подземных вод, воздушных масс тропосферы в функционировании и динамике лесных экосистем;основные органы растений и их строение, способы размножения; процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды; систематикурастений;растения-индикаторы лесорастительных условий и плодородия почв;основные хвойные и лиственные лесообразующие породы, их географическое распространение, лесоводственные и декоративные свойства и народно-хозяйственное значение;закономерности почвообразовательного процесса, экосистемные функции почвы, лесорастительные свойства почв, рациональное использование и пути повышения их плодородия, влияние лесохозяйственных мероприятий на почву, экологические основы охраны почв;классификацию типов леса и типов условий местопроизрастаний; проблемы сохранения биоразнообразия и принципы организации экологически грамотного природопользования; основные методы решения прикладных задач;базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ, необходимые для использования в профессиональной деятельности;основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;уметь: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин, в профессиональной деятельности; решать обыкновенные дифференциальные уравнения; исследовать компоненты лесных биоценозов;давать лесотипологическую характеристику лесных насаждений;определять состав, структуру и показатели продуктивности лесныхнасаждений;проводить полевые исследования почв, оценивать их лесорастительные свойства, давать рекомендации по их улучшению;использовать изученные прикладные программные средства;определять систематическую принадлежность, названия основных видов лесных и декоративных травянистых, кустарниковых и древесных растений;владеть: основными методами определения показателей продуктивности, устойчивости и видового разнообразия лесных фитоценозов;основными методами качественного и количественного химического анализа;методами проведения стандартных испытаний по определению показателей механических и агротехнических свойств почв и применения удобрений;основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, основными методами работы на персональной электронно-вычислительной машине (ПЭВМ) с прикладными программами. | 38-43 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: средства и методы воздействия на объекты профессиональной деятельности, необходимые для формирования технологических систем:а) лесовосстановления, ухода за лесами, охраны и защиты лесов, повышающих продуктивность лесов, обеспечивающих многоцелевое рациональное, непрерывное,неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;б) государственного лесного контроля и надзора за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов;в) планирования освоения лесов, государственной инвентаризации лесов, мониторинга их состояния, включающих методы, способы и средства сбора, обработки и анализа количественных и качественных характеристик состояния лесов;г) лесоразведения для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, для создания защитных лесов, для рекультивации техногенных ландшафтов;д) проектирования, создания, эксплуатации, реконструкции лесопарковых насаждений, повышающих их устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, эстетическую выразительность, уровень комфортности пребывания человека в лесной среде, её общее эстетическое обогащение;действия коллектива предприятия (цеха, отдела, лаборатории) в чрезвычайных ситуациях; уметь: анализировать состояние и динамику показателей качества объектов деятельности (лесных участков, лесных и декоративных питомников, лесных плантаций, искусственных лесных и лесопарковых насаждений, лесных гидромелиоративных систем и сооружений на объектах лесного комплекса);владеть: методами, необходимыми для достижения оптимальных технологических и экономических результатов при решении следующих задач профессиональной деятельности на объектах лесного и лесопарковогохозяйства:а) рациональное многоцелевое использование лесов;б) охрана, защита, воспроизводство лесов;в) управление лесами, государственный лесной контроль;г) сохранение лесов высокой природоохранной ценности;д) государственная инвентаризация лесов, лесоустройство, государственный кадастровый учет лесных участков;е) дистанционный и наземный мониторинг состояния лесов с применением технологий геоинформационных систем (ГИС-технологий);ж) обеспечение средообразующих, водоохранных, защитных и иных полезных функций лесов. | 80-85 40-43 | Таксация леса,Лесоводство,Лесные культуры,Лесная фитопатология;Лесная энтомологияМашины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве,Лесная пирология,Безопасностьжизнедеятель-ностиМодуль "Рациональное многоцелевое использование лесов":Технология и оборудвание рубок лесных насаждений,Лесное товароведение с основами древесиноведения,Лесная селекция,Недревесная продукция леса,Основы лесопаркового хозяйства,Гидротехнические мелиорации,Лесомелиорация ландшафтов,Технология лесозащиты,ОхотоведениеМодуль "Государственное управление лесами, контроль и надзор, лесное ресурсоведение":Государственное управление лесами,Лесоустройство, Геоинформационные системы в лесном деле,Землеустройство, земельный и лесной кадастр,Аэрокосмические методы в лесном деле | ОК-1ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-8ПК-9ПК-10ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32ПК-33ПК-34ПК-35ПК-36ПК-37ПК-38 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-11 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикиБазовая часть учебных практикВ результате прохождения базовой части учебных практик обучающийся должен в полевых условиях уметь: определять основные виды лесных и декоративных растений, вредных и полезных лесных насекомых, фитопатогенных грибов и других хозяйственно значимых организмов;проводить описание почв; выполнять с использованием геодезических приборов измерения, описание границ и привязку на местности объектов лесного и лесопаркового хозяйства на местности;выполнять измерения деревьев и кустарников с использованием лесотаксационных приборов, определять количественные и качественные характеристики лесов;использовать методы наблюдения,описания, идентификации, классификации объектов лесных и урбо- экосистем различного иерархического уровня; выполнять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов | 26-30 12-15 | ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-33ПК-34ПК-36ПК-37ПК-38 | |
Производственная практика | 6 | |||
Вариативная часть учебных практик (практические умения и навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1ОК-2ОК-8ПК-16 - 18ПК-21ПК-23 - 25ПК-27ПК-29 - 38 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.