Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 47 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270200 Реконструкция и рест стр. 3

способностью к передаче архитектурного опыта и осуществлению педагогической деятельности на различных этапах довузовской, вузовской подготовки и этапах профессиональной переподготовки, готов к пропаганде ценностей историко-культурного наследия (ПК-19).
До поступления в магистратуру обучающийся должен владеть профессиональными компетенциями в объеме программы бакалавриата реконструкции и реставрации архитектурного наследия.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. ООП магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин или разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный цикл
12-15
Базовая частьВ результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- философские и методологические проблемы современной научной и научно-творческой деятельности;- методологию деятельности и научных исследований в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия;
4-5
Методология научных исследований в архитектуре, реконструкции и реставрации архитектурного наследияОК-1 - 12ПК-1 - 19
уметь:- сопоставлять тенденции развития деятельности в области реконструкции и реставрации архитектурного наследия с отношением общества к наследию, с философскими парадигмами эпохи;владеть:- современной источниковой базой философско-методологических основ научной и научно-проектной деятельности.Философские проблемы архитектурной и реставрационной деятельности
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный цикл**
45-48
Базовая часть
15-16
Проектированиеобъектов реконструкции и реставрацииОК-1 - 2ПК-1 - 16
Проектирование и исследованиязнать:- основы теории и методологические принципы работы с объектами архитектурного наследия;
- методические основы анализа исторических архитектурных объектов;Методология реконструкции и реставрации
уметь:- анализировать и использовать результаты архивных исследований и архитектуроведческого анализа объектов архитектурного наследия на основе критической оценки современных парадигм методологии реконструкции и реставрации и философских течений;владеть:- методами проведения прикладных и фундаментальных научных исследований;- навыками разработки и руководства разработкой проектных решений на основе проведения комплексных исследований;комплексом приемов реконструкции и архитектурного наследия.Проблемы и методы историко-архитектурных исследований
Архивные исследования и архитектуроведческий анализ памятников
Архитектурная историография и источниковедение
История и теориязнать:- тенденции развития новейшей мировой архитектуры в контексте культуры, современный опыт, основные проблемы и направления научных исследований;Актуальные проблемы теории реконструкции и реставрацииОК-1 - 12ПК-1 - 16
- философские, методологические основания и проблемы архитектурной и реставрационной деятельности;уметь:- использовать знания в области истории для прогнозирования процессов развития архитектурно-исторической среды;- выявлять актуальные проблемы науки и практики, разрабатывать теоретически обоснованные решения;владеть:- навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности.История охраны и реставрации памятников архитектуры
Менеджмент, право и этиказнать:правовые и нормативные документы в области строительства и архитектуры, охраны объектов наследия;- структуру и принципы организации управления в сфере охраны наследия;- принципы и структуру коллективной проектной работы;уметь:- строить проектную и административную деятельность в соответствии с нормами охранного и строительного законодательства, грамотно ставить задачи специалистам смежных дисциплин; владеть:- основами коммуникационной деятельности в сфере охраны наследия.Законодательная и нормативная основа реконструктивной и реставрационной деятельностиОхрана наследияОК-1 - 12ПК-1 - 16
Архитектурная педагогиказнать:- историю архитектурной педагогики;- основы теории методологии креативного образования в архитектуре;- проблемы и перспективы развития архитектурного образования;уметь:- строить модели и планы учебного процесса;владеть:- методами планирования и ведения учебных занятийМетодология архитектурного образованияОК-1 - 12ПК-19
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работа
45
ОК-1 - 12ПК-1 - 19
М.4
Итоговая государственная аттестация
15
ОК-1 - 12ПК-1 - 19
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Набор модулей в профессиональном цикле, их дисциплинарное содержание, состав компетенций и объем в зачетных единицах определяется вузом с учетом профиля подготовки магистров.
Для организации вариативной части профессионального цикла ООП вуз может использовать кроме содержательного наполнения модулей "Проектирование и исследования", "История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика", также модули "Архитектурно-строительные конструкции, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "Профессиональный язык и средства коммуникации" и циклы "Гуманитарный, социальный и экономический" и "Математический и естественнонаучный".

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
До поступления в магистратуру студент должен владеть профессиональными базовыми компетенциями в объеме программы бакалавриата архитектуры.
Высшие учебные заведения проводят профессиональные вступительные испытания абитуриентам по основополагающим предметам:
теория архитектурной реставрации;
архитектурное реконструктивно-реставрационное проектирование.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП магистратуры с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (проектной, научно-исследовательской, критической и экспертной, коммуникативной, организационно-управленческой, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В рабочие программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Курсовые проекты/работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы и рефераты рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям профессионального цикла ("История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика") и циклам: "Общенаучный цикл", "Практика и научно-исследовательская работа", - и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП подготовки магистров архитектуры соотношение "преподаватель-студент" должно составлять 1:4.
Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП магистратуры и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП магистратуры в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать курсовое проектирование и практические занятия по следующим модулям базовой части структуры ООП:
проектирование и исследования;
история и теория;
менеджмент, право и этика;
архитектурная педагогика, а также по тем же модулям вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих знаний, умений, владений.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП магистратуры, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;