готов к реализации промежуточного и финишного контроля материала, технологического процесса и готовой продукции (ПК-5);
способен к освоению установок и методик для проведения контроля продукции (ПК-6);
художественно-производственная деятельность:
способен к проектированию и созданию художественно-промышленных изделий, обладающих эстетической ценностью, к разработке # проектировании художественных или промышленных объектов (ПК-7);
способен к художественно-производственному моделированию проектируемых объектов в реальные изделия, обладающие художественной ценностью (ПК-8);
готов к выбору технологического цикла для создания художественных изделий из разных материалов (ПК-9);
способен к реставрации художественных объектов с использованием современных методов физико-химического и художественного анализа (ПК-10);
способен к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11);
научно-исследовательская деятельность:
способен к систематизации и классификации материалов и технологических процессов в зависимости от функционального назначения и художественных особенностей изготавливаемого объекта (ПК-12);
готов к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13);
проектная деятельность:
способен к проектированию участков и индивидуальных установок для мелкосерийного производства художественных изделий (ПК-14);
способен к выбору и размещению необходимого оборудования в рамках выделенных производственных площадей (ПК-15);
способен к созданию моделей художественно-промышленных объектов, технологий их обработки и систем оценки их качества (ПК-16);
организационно-управленческая деятельность:
способен к организации производственного процесса в рамках индивидуального и мелкосерийного производства (ПК-17);
способен к организации и контролю работы коллектива по выпуску серийной художественной продукции в соответствии с трудовым законодательством (ПК-18).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессиональное образование в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 40-50 | ФилософияИсторияИностранный языкКультурологияМаркетинг и менеджментПравоведение | ОНК-1ОНК-2ОНК-3ОНК-4ОНК-5ОНК-6ОНК-7ОНК-8ОНК-9ОНК-10ОНК-11ИК-1ИК-2ИК-3ИК-4ИК-5ИК-6ИК-7ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13 |
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:научные основы философии, философские школы, их развитие и трансформацию;взаимосвязь личности и общества в современном мире, закономерности взаимодействия материального и духовного начал и их роль в развитии человечества;права и обязанности человека в обществе, пути борьбы с насилием;основные составляющие мировой культуры, основные тенденции ее развития, роль отечественной культуры в развитии современной цивилизации;материальную и духовную роль культуры в развитии современного общества;иностранный язык в рамках профессионального общения, получения и обмена необходимой информацией;общие закономерности руководства и рентабельности предприятий;правила проведения маркетинговых исследований;основные понятия правоведения, историю права, правовое законодательство, конституционные права;уметь:формировать алгоритм создания функционально-полезного, художественно-ценного, инновационного продукта, производство которого обеспечивает экономическую рентабельность;определять состав и структуру коллектива, необходимого для решения заданной задачи;систематизировать и обобщать накопленный практический и литературный опыт в области профессиональной деятельности с целью его практической реализации;владеть:необходимыми для профессиональной деятельности навыками общения на иностранном языке, сбора и систематизации зарубежной информации;методами проведения маркетинговых исследований;арсеналом правовых сведений при формировании трудового коллектива для решения производственных задач, владеть тенденциями современного рынка при постановке производственной задачи;основными навыками работы на компьютере. | 20-25 | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные разделы математики, необходимые для разработки и создания объектов материального мира:аналитическую геометрию и линейную алгебру, ряды, дифференциальные уравнения;элементы теории вероятности, основы математической статистики;основы обработки экспериментальных данных;базовые физические законы материального мира;физические основы механики, колебания и волны, молекулярную физику и термодинамику;законы оптики, основы акустики, электричество и магнетизм; проводники, полупроводники и диэлектрики;основные физические константы твердых тел:плотность, теплоемкость, теплопроводность;физические основы дизайна;теорию диффузии и массопереноса;основные химические законы, периодический закон (Менделеева); закон сохранения массы (Ломоносова);химические системы, химические закономерности получения материалов различных структурных классов;строение и свойства материалов:металлов и сплавов, полупроводников, полимеров;жидкие и твердые растворы, дисперсные системы;методы электрохимического воздействия;основные законы движения материальных тел и взаимодействия между ними;механические свойства материалов;основные законы информатики;методы сбора, передачи, обработки, накопления и систематизации информационных материалов;программные средства реализации информационных процессов;универсальные и специальные компьютерные программы;базы данных в сфере профессиональной деятельности;уметь:определять физико-химические и механические свойства материалов;обрабатывать результаты эксперимента;осуществлять на базе требуемых физико-химических и механических характеристик выбор материала и технологии его обработки, которые обеспечивают современный дизайн готовой продукции;владеть:методами компьютерного моделирования цикла изготовления художественно-промышленной продукции;художественными программами, с помощью которых достигается эстетическая ценность готового изделия;приемами создания композиций из двух или более разнородных материалов;отечественной и зарубежной информацией в области изготовления аналогичной продукции. | 60-70 30-35 | МатематикаФизикаХимияМеханикаИнформатика | ОНК-1ОНК-2ОНК-3ОНК-4ИК-1ИК-2ИК-3ИК-7ПК-5ПК-6ПК-8ПК-12ПК-16 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклПрофессиональный цикл по направлению ТХОМ состоит из двух частей: | 90-110 | ||
1 - техническая | 50-60 | |||
2 - художественная | 40-50 | |||
B.3.1 | Базовая (общепрофессиональная) часть 1 (техническая)В результате изучения базовой части 1 обучающийся должен:знать:основные законы компьютерного построения чертежей;основополагающие требования к конструкторской документации;основные понятия метрологии, достоверность оценки получаемых результатов, оценку погрешности измерений;задачи сертификации и ее роль в повышении качества продукции;основные положения государственной системы стандартизации, ее цель и объекты;стандарты составов материалов и комплекса их свойств;основные классы материалов, используемых для изготовления объектов материального мира, материалов, определяющих классификационные признаки художественных материалов, используемых для художественно-промышленной продукции;физико-химические, механические, технологические свойства, критерии выбора художественных материалов;структуру, свойства, строение художественных материалов различных классов;влияние размера зерна на механические свойства металлических материалов;строение и свойства наноматериалов;дефекты материалов;покрытия и их классификацию, основы технологий нанесения покрытий;влияние покрытий на повышение функциональных и эстетических свойств поверхности художественной продукции;защитные и декоративные покрытия;покрытия для повышения износостойкости, твердости;методы оценки качества материала и определения степени его дефектности;технические и эстетические критерии оценки качества готовой продукции;классификацию технологий художественной обработки материалов разных классов;основы процессов литья (металлы и сплавы, стекло, каменное литье), пластической деформации (металлические материалы), обработки резанием (различные виды древесины, металлические материалы и пластмассы) и огранки (обычных, поделочных и драгоценных камней), термическую обработку (дерева, металлических сплавов, керамики);поверхностные и комбинированные виды технологической обработки;основные технологии защитных и декоративных покрытий, явление адгезии;технологические приемы реставрационных работ, пути достижения художественной идентичности с оригиналом;классификацию основных видов оборудования для реализации ТХОМ;оборудование, оснастку и инструмент для промышленного и индивидуального производства художественных изделий;основные виды печного оборудования для литья и термообработки, обработки давлением, резанием, пайки;методы и приборную базу контроля параметров технологических процессов;основные законы электротехники, электрические и магнитные цепи, электромагнитные устройства и электрические приборы;эстетику электрических приборов различного назначения;взаимодействие человека и среды его обитания, параметры комфортности жизнедеятельности человека, связь условий труда и жизнедеятельности с результатами производства;уметь:формулировать цель и задачи производства художественно-промышленного продукта;проводить литературный поиск по производству аналогичной продукции;осуществлять компьютерное проектирование готового объекта;выбирать материал, обладающий необходимым комплексом служебных и эстетических свойств;назначать комбинацию технологических обработок, позволяющих получить нужный продукт;определять оборудование, оснастку и инструмент, необходимые для проведения технологических процессов, как в промышленном масштабе, так и на индивидуальном уровне;уметь осуществлять контроль функциональных и эстетических свойств объектов готовой продукции;осуществлять пути формирования структуры и комплекса свойств для материалов каждого класса;выявлять связь между составом, структурой и свойствами материалов разных классов;владеть:компьютерными программами проектирования художественной продукции, методами сбора и обработки информации в рамках производственных задач, методами определения функциональных и эстетических свойств готового продукта;статистическим анализом полученных данных с оценкой погрешности измерений;инструментальной базой определения функциональных и эстетических характеристик;комплексом физико-химических, механических и эстетических параметров для проведения реставрационных работ. | 25-30 | Компьютерное проектированиеМетрологияСтандартизация и сертификацияХудожественное материаловедениеПокрытия материаловТехнология обработки материаловОборудование для реализации ТХОМЭлектротехникаБезопасность жизнедеятельности | ОНК-1ОНК-2ИК-1ИК-2ИК-3ИК-4ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-9ПК-10ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18 |
Вариативная часть 1 (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3.2 | Базовая (общепрофессиональная) часть 2 (художественная) | 20-25 | РисунокЖивопись иЦветоведениеКомпозицияСкульптура и лепкаИстория искусствДизайн | ПК-7ПК-8ПК-11ПК-12ПК-13ОНК-3ОНК-5ОНК-4 |
В результате изучения базовой части 2 обучающийся должен:знать:основные законы выполнения рисунка на плоскости;законы построения трехмерного пространства на плоскости листа, технику рисунка и используемые материалы;эскизов художественно-промышленных изделий, понятия фактуры, матовости, прозрачности предмета, понятие перспективы;компьютерный рисунок;основные разновидности живописи;факторы, определяющие выразительность и эмоциональное воздействие живописных произведений;живописные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, историческую, батальную, бытовую живопись);основные разновидности живописных материалов;основные цвета, монохроматические и составные цвета;цветовые палитры;области применения цветовых решений при производстве художественно-промышленных изделий;теоретические основы композиции;соразмерность целого и частей, выразительные средства композиции:ритм, масштаб, статику, динамику;типы композиции:открытые и закрытые, двухмерную и трехмерную композиции;орнамент;композиционные решения из разнородных материалов;количественные критерии совместимости разнородных материалов;основные законы формообразования в скульптуре;материалы скульптуры;механические, художественные, технологические свойства скульптурных материалов разных классов;основные жанры скульптуры (исторический, бытовой, символический, аллегорический);технологические процессы получения скульптурных произведений (лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка);использование скульптуры и лепки при разработке моделей художественной продукции;основные тенденции развития искусства:морфология искусства, изобразительное, прикладное и декоративное искусство первобытного общества, древнего мира, античное искусство и искусство средневековья, эпохи Возрождения, современные тенденции развития искусства;понятие стиля, основные художественные стили (романский, готика, барокко, рококо, классицизм, модерн);стилевые отклонения и понятие эклектики;русское декоративное, прикладное, изобразительное искусство:традиции художественной отечественной школы;содержание дизайна и историю его развития, основные составляющие дизайна, связь материаловедческой и технологической базы с развитием дизайна;роль дизайна в современной цивилизации, техника дизайна, роль композиции, формообразования, цветовой палитры, фактуры материала при создании современной художественно-промышленной продукции;компьютерный дизайн, современный дизайн как основу создания художественного объекта прикладного или промышленного назначения, производимого в современном мире;уметь:создавать художественно-промышленный продукт различного назначения, обладающий функциональной целесообразностью, эстетической ценностью и новизной, то есть современным дизайном;соблюдать стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля;осуществлять выбор материалов для художественного изделия в зависимости от его структуры, фактуры, эстетических, механических и технологических свойств;проводить оценку технологического процесса с позиций возможности решения совокупности поставленных задач;разрабатывать оригинальный дизайн проектируемого изделия и осуществлять его на практике;моделировать проектируемые изделия, используя законы формообразования;давать приближенную математическую интерпретацию конфигурации изделия;осуществлять компьютерное эскизирование проектируемого изделия;использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия;владеть:основными приемами выполнения рисунка карандашом или пером, техникой компьютерного рисунка;техникой эскизирования объектов художественного производства;средствами композиции, методами решения композиционных задач;способами моделирования готовой продукции;материаловедческой базой для изготовления моделей;владеть понятиями стиля и художественными стилевыми особенностями;традициями художественной отечественной школы;материаловедческой и технологической базой для разработки оригинального художественного продукта;методами, обеспечивающими единство трех основных составляющих современного дизайна, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность готового изделия. | ||||
Вариативная часть 2 (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-13 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 12-16 | ОК-11ОК-12ОНК-2ОНК-5ОНК-9ОНК-10ПК-2ПК-3ПК-4 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 14 | ОК-5,ОК-6ОК-11ОК-12ОНК-5ОНК-9ОНК-10ПК-2ПК-3ПК-4ПК-6ПК-8ПК-9 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
_____________________________
* трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.