Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 г. N 50"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные сист стр. 3

способностью разрабатывать новые программы и интерфейсы систем, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-17);
способностью разрабатывать и модернизировать системы, использующие средства баз данных и лингвистического обеспечения (ПК-18);
способностью разрабатывать алгоритмы и программы автоматических рассуждений интеллектуального и лингвистического анализа данных (ПК-19);
способностью к участию в разработке архитектур интеллектуальных систем (ПК-20);
способностью разрабатывать новые программы и системы, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-21);
способностью формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании информационных систем и систем, основанных на знаниях (ПК-22);
готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-23);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью к разработке логических и алгоритмических средств интеллектуальных систем (ПК-24);
готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-25);
способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты научных исследований (ПК-26);
способностью самостоятельно выполнять исследования для решения научно-исследовательских и производственных задач с использованием современных программных средств и информационных технологий (ПК-27);
способностью строить математические модели и разрабатывать алгоритмы обработки информации с использованием современных математических методов (ПК-28);
способностью применять новые информационные технологии в гуманитарных областях знаний с использованием средств интеллектуального анализа данных и машинного обучения, компьютерной лингвистики и представления знаний (ПК-29);
готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-30);
готовностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-31).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практика и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
12-17
История и методология наукиРусский язык и культура речиОК-1-11ПК-9
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные научные школы, направления, концепции в области интеллектуальных систем, источники знания и приемы работы с ними;методологию научных исследований;основные особенности научного метода познания;классификацию науки и научных исследований;программно-целевые методы решения научных проблем;уметь:самостоятельно анализировать научную литературу;владеть:грамотной письменной и устной речью на государственном языке.
3-6
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основы математических методов логики, алгебры и теории вероятностей и их применения в информатике;уметь:понимать и строить математические модели процессов интеллектуального анализа данных и применять математические методы логики, алгебры и теории вероятностей в задачах представления и анализа данных;владеть:основными понятиями, теоремами и формулами теории моделей, алгебры, теории вероятностей и теорий случайных процессов в приложении к интеллектуальным системам.
14-20
7-10
Логические средства интеллектуальных системДополнительные главы теории вероятностей и случайные процессыПК-1ПК-2ПК-8ПК-16ПК-23ПК-24ПК-25ПК-28
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:современные принципы, методы и системы программирования;принципы, основные математические и алгоритмические модели, лежащие в основе разработки интеллектуальных систем и систем компьютерной лингвистики;уметь:разрабатывать алгоритмы и программы интеллектуального анализа данных, компьютерной лингвистики и представления знаний;уметь пользоваться математическими и программными средствами для построения интеллектуальных систем в гуманитарной области;владеть:языками и приемами программирования для разработки компонентов информационных систем и систем интеллектуального анализа с использованием Веб-технологий;английским языком, достаточным для профессионального общения.
60-70
15-25
Дополнительные главы программированияТеория и методология разработки интеллектуальных системКомпьютерная лингвистикаИнтеллектуальный анализ социологических данныхАнглийский профессиональный языкПК-1-31
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.4
Практика и научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
10-15
ОК-1-11ПК-1-31
М.5
Итоговая государственная аттестация
12
ОК-4ОК-6ОК-12ПК-1-31
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
_____________________________
* Трудоемкость циклов M.1, M.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии социально-личностных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений; чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ ситуаций на основе моделей; преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области информатики, программирования, математики, иностранный язык, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);