Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 746 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 222900 Нанотехнологии и м стр. 4

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и /или углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и/или обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ООП, раздела
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- методы синтеза и исследования моделей;- методологические основы и принципы современной науки;- основные закономерности исторического процесса в науке и технике, этапы исторического развития нанотехнологии, место и значение нанотехнологии в современном мире;уметь:- адекватно ставить задачи исследования и оптимизации сложных объектов на основе методов математического моделирования;- осуществлять формализацию и алгоритмизацию функционирования исследуемой системы;- готовить методологическое обоснование научного исследования и технической разработки в области нанотехнологии;владеть:- методами расчета параметров и основных характеристик моделей, используемых в предметной области;- практическими навыками работы с программными пакетами математического моделирования;- навыками методологического анализа научного исследования и его результатов.
14-24
4-8
Методы математического моделированияИстория и методология науки и техники в области нанотехнологииОК-1-3ПК-3
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные задачи, направления, тенденции и перспективы развития нанотехнологии, а также смежных областей науки и техники;- основные исторические этапы и предпосылки возникновения нанотехнологии;- передовой отечественный и зарубежный научный опыт и достижения в области нанотехнологии;- основные физико-химические модели процессов, явлений и объектов в области нанотехнологии;- типовые программные продукты, ориентированные на решение научных, проектных и технологических задач нанотехнологии;- физическую основу процессов, протекающих при реализации нанотехнологии, возможности и характеристики материалов, используемых в нанотехнологиях;- физико-химические основы процессов, протекающих на границах раздела фаз в различных нано- и микросистемах;- физические принципы и механизмы, лежащие в основе построения и функционирования наноструктур;- основные методы высокочувствительной сверхлокальной избирательной диагностики для изучения наносистем;- основные механизмы физических явлений, происходящих на наноуровне;уметь:- предлагать новые области научных исследований и разработок, новые методологические подходы к решению задач в области нанотехнологии;оценивать научную значимость и перспективы прикладного использования результатов исследований в области нанотехнологии;- применять методы и компьютерные системы моделирования и анализа материалов и компонентов нано-и микросистемной техники;- анализировать свойства наночастиц и наноматериалов, возможные способы их получения;- применять современные методы расчета и анализа нано-и микросистем;- уметь прогнозировать изменение свойств и характеристик наноструктур при изменении внешних условий или воздействий;владеть:- современной научной терминологией и основными теоретическими и экспериментальными подходами в передовых направлениях нанотехнологии;- навыками анализа и идентификации новых проблем и областей исследования в области нанотехнологии; навыками и методиками разработки физико-математических моделей процессов, явлений и объектов в области нанотехнологии;- современными программными средствами (CAD) моделирования, оптимального проектирования и конструирования материалов и компонентов нано- и микросистемной техники; навыками работы в области туннельной и атомно-силовой микроскопии, проведении операций зондовых нанотехнологии;- навыками реализации современных способов нанесения, удаления и модифицирования материалов при создании элементной базы нано- и микросистемной техники;- навыками работы на оборудовании, используемом в нанотехнологии.
36-46 10-14
Актуальные проблемы современной нанотехнологииКомпьютерные технологии в научных исследованияхМикро- и наносистемы в технике и технологииОК-2ПК-1ПК-3-5ПК-7-14ПК-14ПК-16-34ПК-36-42
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
М.3
Практики и научно-исследовательская работа
57
М.3.01
Практикипрактические умения и навыки определяются ООП вузаОК-1-9ПК-1-44
М.3.02
Научно-исследовательская работа в семестрепрактические умения и навыки определяются ООП вузаОК-1-9ПК-1-42
М.4
Итоговая государственная аттестация
3
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и организации внеаудиторной работы (семинаров, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, вузовских и межвузовских телеконференций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-конструкторской, технологической), является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики и являющийся основой корректировки содержания индивидуальных учебных планов магистров. Учебный процесс должен предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должен составлять не менее 40 процентов от общего объема аудиторных занятий. Лекционные занятия не могут составлять более 20 процентов общего объема аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 20 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (например, чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и выполнение групповых проектов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать:
лабораторные практикумы по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области микро- и наносистем в технике и технологии;
практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области методов математического моделирования, компьютерных технологий в научных исследованиях, микро- и наносистем в технике и технологии;
лабораторные практикумы и/или практические занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Требования к организации практик обучающихся.
Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик:
производственная;
научно-исследовательская;
научно-производственная;
педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Требования к организации научно-исследовательской работы обучающихся.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;