способностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям, требованиям безопасности и другим нормативным документам (ПК-12);
готовностью к проведению предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов установок и приборов (ПК-13);
способностью к подготовке исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа (ПК-14);
для производственно-технологической деятельности:
готовностью к организации рабочих мест, их техническому оснащению, размещению технологического оборудования (ПК-15);
способностью к контролю за соблюдением технологической дисциплины и обслуживанию технологического оборудования (ПК-16);
способностью к организации метрологического обеспечения технологических процессов, к использованию типовых методов контроля качества выпускаемой продукции (ПК-17);
готовностью к эксплуатации современного физического оборудования и приборов, к освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новых материалов, приборов, установок и систем (ПК-18);
способностью к наладке, настройке, регулировке и опытной проверке оборудования и программных средств (ПК-19);
готовностью к монтажу, наладке, испытанию и сдаче в эксплуатацию опытных образцов приборов, установок, узлов, систем и деталей (ПК-20);
способностью к приемке и освоению вводимого оборудования, составлению инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний (ПК-21);
способностью к оценке инновационного потенциала новой продукции (ПК-22);
готовностью к оценке ядерной и радиационной безопасности, к оценке воздействия на окружающую среду, к контролю за соблюдением экологической безопасности, техники безопасности, норм и правил производственной санитарии, пожарной, радиационной и ядерной безопасности, норм охраны труда (ПК-23);
готовностью разрабатывать способы применения ядерно-энергетических, плазменных, лазерных, СВЧ и мощных импульсных установок, электронных, нейтронных и протонных пучков, методов экспериментальной физики в решении технических, технологических и медицинских проблем (ПК-24);
для организационно-управленческой деятельности:
способностью к организации защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия (ПК-25);
способностью к составлению технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-26);
способностью к выполнению работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-27);
готовностью к организации работы малых коллективов исполнителей, планированию работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-28);
способностью к разработке оперативных планов работы первичных производственных подразделений (ПК-29);
способностью к проведению анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений (ПК-30);
способностью осуществлять и анализировать исследовательскую и технологическую деятельность как объект управления (ПК-31).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:иностранный язык в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе;закономерности развития общества, социальные организации и социальные движения, современные социологические теории, многообразие культур и цивилизаций; теоретические основы функционирования рыночной экономики, экономические основы производства и ресурсы предприятия, понятие себестоимости и классификация затрат на производство и реализацию продукции; научные философские, религиозные картины мира, взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу; роль государства и права в жизни общества, основные правовые системы современности, основы системы российского права, особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности, законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны, понятие фирмы как объекта менеджмента, организацию инновационных процессов, комплексную подготовку производства, начальную маркетинговую разработку, организацию производственных процессов, методы сетевого планирования;уметь:анализировать социально-политическую и научную литературу, применять экономическую и правовую терминологию, применять основные экономические категории; проводить укрупненные расчеты затрат, определять экономическую целесообразность принимаемых технических и организационных решений; оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения;владеть:основами методов менеджмента; разработкой планов работы первичных подразделений; методами разработки производственных и исследовательских планов и программ, отвечающих требованиям норм, стандартов и рынка | 40-50 20-25 | Иностранный языкОтечественнаяИсторияЭкономикаФилософияПравоведение | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-12ПК-4ПК-13ПК-22ПК-23ПК-25ПК-26ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2. | Математический и естественнонаучный цикл Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать: понятия и методы математического анализа: дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и функции многих переменных; аналитическую геометрию; линейную алгебру; векторный и тензорный анализ; теорию функций комплексного переменного; обыкновенные дифференциальные уравнения; теорию вероятностей и математическую статистику; физику: механику, молекулярную физику и основы статистической термодинамики, электричество и магнетизм, волны и оптику; химию: химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования вещества;экологию: структуру биосферы, экосистемы, экологические принципы рационального использования природных ресурсов, основы экологического законодательства; информатику: прикладные программы для использования ЭВМ, законы и методы накопления, передачи и обработки информации, характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий;уметь:использовать математические методы в технических приложениях, рассчитывать основные числовые характеристики случайных величин, решать основные задачи математической статистики; решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам; применять методы решения задач анализа и расчета характеристик механических, электромагнитных и ядерных энергетических систем, использовать основные приемы обработки экспериментальных данных; составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения; использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ПЭВМ; представлять техническое решение средствами компьютерной графики и геометрического моделирования; решать типовые расчетные задачи, вводить экспериментальную информацию в компьютер, использовать программные средства и сетевые технологии для решения конкретных задач;владеть:методами математического анализа и моделирования; методами решения задач анализа и расчета характеристик физических систем, основными приемами обработки экспериментальных данных; основными методами работы на ПЭВМ, в том числе, методами работы с прикладными программными продуктами; основами экологического обеспечения производства. | 80-90 40-45 | МатематикаФизикаХимияЭкологияИнформатика | ОК-1ОК-2ОК-8ОК-10ОК-11ОК-12ПК-1ПК-2ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-9ПК-23 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:методы инженерной и компьютерной графики, элементы начертательной геометрии и инженерной графики; основы оформления конструкторской документации; теоретические основы электротехники и электроники, основные понятия и законы электрических и магнитных цепей; методы анализа цепей постоянного и переменного токов; материалы электронной техники и их электрофизические свойства, физические основы электроники, характеристики и параметры р-n - переходов, принципы действия полупроводниковых и электронных приборов; теоретические основы метрологии и сертификации средств измерения; основы теоретической механики: принцип наименьшего действия, уравнения Лагранжа, интегралы движения, канонические преобразования; принципы и методы расчетов на прочность элементов систем при простейших видах нагрузки, основы теории напряженно-деформируемого состояния; основы механики машин и механизмов, типовых деталей и узлов, способов их сопряжения;свойства материалов и их характеристики; основы физиологии труда и безопасности жизнедеятельности; физические задачи, приводящие к уравнениям в частных производных, общую схему и методы решения уравнений в частных производных, специальные функции математической физики; основы взаимодействия физических полей и частиц с веществом; закономерности проявления физических эффектов; области и возможности применения физических явлений; фундаментальные законы в области физики атомного ядра и частиц, конденсированного состояния вещества, экологии; фундаментальные явления и эффекты в области физики атомного ядра и частиц, конденсированного состояния вещества, экологии, экспериментальные, теоретические и компьютерные методы исследований в этих областях; системы и методы теоретических оценок, расчетов и проектирования в области ядерной физики и ядерных технологий, основного технологического оборудования ядерно-физического комплекса и принципов его работы, методы анализа явлений и их использование при проектировании физического оборудования;уметь:представить техническое решение средствами компьютерной графики и геометрического моделирования; выбрать оптимальное конструкторское решение;применять численные методы расчета электрических цепей; рассчитать параметры полупроводниковых и электронных приборов по их вольтамперных характеристикам, грамотно использовать их в простейших электронных цепях; выбрать оптимальное конструкторское решение, назначить допуски и посадки; использовать технические средства для измерения тока, напряжения, мощности, частоты и фазы, исследовать форму сигнала и анализировать его спектр; измерять параметры образцов материалов и компонент, выбирать типы, типономиналы и типоразмеры компонент, отвечающие функциональным, конструктивным и эксплуатационным требованиям; грамотно действовать в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказывать первую помощь пострадавшим; решать задачи механики методом Гамильтона-Якоби, применять основные методы аналитической механики; применять методы решения уравнений в частных производных, включая общую схему разделения переменных и метод конечных разностей;владеть:использованием закономерности проявления физических эффектов для их технической реализации; математическим описанием систем управления процессов и установок, анализом и обеспечением их качества; методами расчетов и проектирования в области ядерной физики и ядерных технологий, установок ядерно-физического комплекса;математическими методами анализа явлений; | 75-85 35-42 | Инженерная и компьютерная графикаЭлектротехника и электроникаМетрология, стандартизация и сертификацияТеоретическая механикаСопротивление материаловДетали машин и основы конструированияМатериаловедениеБезопасность жизнедеятельностиУравнения математической физикиАтомная физикаВведение в ядерную физику. | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-6ОК-7ОК-8ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-24ПК-27 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 (400 час.) | ОК-7ОК-13 | |
Б.5 | Практики и (или) научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза) | 12-15 | ОК-6ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-26ПК-27 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 45 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.