Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1121"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060602 Меди стр. 3

способностью и готовностью понимать и анализировать процессы и явления молекулярной биофизики, механизмы возникновения в организме патологических процессов, обусловленные нарушением структуры и функции макромолекул, использовать методы (спектрофотометрия, спектрофлуориметрия, магнитно-резонансная томография (МРТ), компьютерная томография (КТ), моделирование структуры белковых молекул с использованием вычислительной техники, инфракрасная спектроскопия (ИКС), электронный парамагнитный резонанс (ЭПР), ядерно-магнитный резонанс (ЯМР), компьютерная дермография (КД), дисперсия оптического вращения (ДОВ) в научно-исследовательской и диагностической деятельности (ПК-24);
способностью и готовностью понимать и анализировать биофизические и физико-химические процессы и явления, происходящие в клетках различных тканей организма человека (виды транспорта различных веществ через клеточные мембраны, механизмы генерации мембранных потенциалов, механизмы действия различных антибиотиков на проницаемость клеточных мембран, механизмы клеточной рецепции, межклеточные взаимодействия), а также методы их исследования (ЭПР, ЯМР, КД, ДОВ, ИКС, биолокационный метод (БЛМ), электропроводность клеточных мембран, электрический пробой, калориметрия) (ПК-25);
способностью и готовностью анализировать процессы и явления, изучаемые медицинской биофизикой (биофизические механизмы возникновения внешних электрических полей тканей и органов, биофизические основы регистрации электрокардиограммы (ЭКГ), клеточный генез ЭКГ, клеточный генез электроэнцефалографии (ЭЭГ), механические свойства мышц, костей и стенки кровеносных сосудов, биомеханические явления в легких, гемодинамические процессы, механизмы транспорта веществ через эпителий кишечника, нефронов, альвеол) (ПК-26);
способностью и готовностью анализировать биофизические и физико-химические механизмы возникновения патологических процессов в клетках человеческого организма (основные виды повреждения структуры и функции биологических мембран клетки: перекисное окисление мембранных липидов, осмотическое нарушение структуры и функции мембран клетки, электрический пробой как механизм нарушения барьерной функции клеточных мембран, адсорбция белков и нарушение конформации мембранных белков, нарушение клеточных и межклеточных взаимодействий, нарушение структуры и функции нуклеиновых кислот) (ПК-27);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью работать на персональных компьютерах, использовать основные пакеты программ, в том числе и по обработке экспериментальных данных биофизического исследования, проводить аналитическую работу с информационными источниками - учебными, научными, библиографическими, справочными и другими (ПК-28);
способностью и готовностью анализировать и использовать в профессиональной деятельности различные медико-биологические и информационные, в том числе нанобиотехнологии (ПК-29);
способностью и готовностью разрабатывать новые диагностические методы исследования, новые методы восстановительной медицины, в том числе основанные на высоких технологиях, включая нанобиотехнологии (ПК-30);
в педагогической деятельности:
способностью и готовностью к чтению лекций, проведению лабораторных, практических, клинико-практических занятий с обучающимися по естественнонаучным, медико-биологическим и клиническим дисциплинам в медицинских вузах и колледжах (ПК-31);
способностью и готовностью к созданию учебно-методических пособий и разработок по профессиональной деятельности с указанием роли отечественных ученых-биофизиков, врачей и других выдающихся деятелей (ПК-32);
способностью и готовностью реализовать этические, деонтологические и юридические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинским персоналом, пациентами (ПК-33).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический, естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура, аспирантура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История Отечества", "История медицины", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" объединено с "Медициной катастроф".
Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

Код УЦ ООП
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
26-30
ОК-1 - 4ОК-6 - 8ПК-1ПК-20ПК-31 - 33
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;основные принципы и положения государственного, трудового, гражданского, административного и семейного права;морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основания современного медицинского законодательства;влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе, представление о медицинских системах и медицинских школах, учение о здоровом образе жизни;лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;основные направления психологии, психологию личности и малых групп;основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире.Уметь:анализировать и оценивать социальную информацию, планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.Владеть:иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников;навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа логики различного рода рассуждений.
26
5
Философия
3
Биоэтика
3
История Отечества
2
История медицины
2
Правоведение
3
Иностранный язык
3
Латинский язык
3
Психология, педагогика
2
Экономика
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
4
С.2
Математический, естественнонаучный цикл
131 -135
ОК-1ПК-1 - 4ПК-6ПК-8ПК-11ПК-21 - 32
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основы высшей математики: математический анализ и аналитическая геометрия, линейная алгебра, теориявероятности и математическая статистика, теория дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных, элементы прикладной математики, математическое моделирование и обработка результатов измерения;теоретические основы информатики; современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных;методы сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения информации в медицинских и биологических системах; использование электронно-вычислительных машин (ЭВМ) в здравоохранении;основные законы физики; физические явления и процессы; законы механики, оптики, атомной физики, электродинамики, физики волновых явлений; физические основы функционирования медицинской аппаратуры; устройство и назначение медицинской аппаратуры, и принципы ее работы;химическую природу веществ; основные законы и понятия; химические явления и процессы в организме;общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека; законы генетики; биосфера и экология; феномен паразитизма;строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов; развитие и индивидуальные особенности; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;аункциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды; закономерности функционирования отдельных органов и систем;классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и их идентификацию; роль и свойства микроорганизмов; распространение и влияние на здоровье человека; методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;классификацию и основные характеристики лекарственных средств;молекулярные основы действия лекарственных веществ; фармакодинамика и фармакокинетика; показания и противопоказания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты;основные закономерности развития патологических процессов и состояний; структурные основы болезней и патологических процессов; морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах; причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов; закономерности нарушений функций органов систем;теоретические и методологические основы биохимии; физико-химические основы функционирования живых систем; химическое строение живой материи; биохимические процессы в живом организме; строение и обмен биологически-важных молекул; биохимию патологических процессов; энзимологию; принципы регуляции метаболизма в живых клетках и тканях; моделирование биохимических процессов с помощью вычислительной техники; создание новых лекарственных препаратов с помощью компьютерного моделирования;химическую природу, строение и характеристику антигенов; аллергены; специфичность, гетерогенность и строение антител; классы иммуноглобулинов; основные иммунологические методы исследования; иммунная система; трансплантационную иммунологию, иммунологию опухолей, радиационную иммунологию; иммунный статус; болезни иммунной системы;факторы окружающей среды, оказывающие влияние на здоровье и жизнедеятельность человека; механизмы воздействия различных факторов на организм человека; основы здорового образа жизни человека как фактора его безопасной жизнедеятельности;Уметь:применять необходимые методы математического анализа обработки экспериментальных данных, выбрать соответствующий математический аппарат для решения и контроля правильности решения;использовать программные системы для обработки экспериментальных и клинических данных, изучения биохимических процессов в организме;строить физические модели изучаемых явлений, выбирать экспериментальные методы и электронную аппаратуру, адекватные поставленным задачам;осуществлять постановку качественных и количественных химических исследований, окислительно-восстановительных реакций;рассчитывать стандартные характеристики протекания химического процесса;определять класс химических соединений;анализировать микроскопические препараты, микро- и электронные микрофотограммы биологических объектов в норме и патологии;количественно и качественно оценить физиологические и патофизиологические показатели деятельности различных органов и систем в норме и патологии;идентифицировать чистые культуры аэробных и анаэробных микроорганизмов из исследуемого материала, проводить идентификацию представителей нормальной микрофлоры человека;использовать теоретические и методические знания для изучения природы и механизмов развития патологических процессов;формулировать и планировать задачи исследований в теоретической и практической биохимии, молекулярной фармакологии, иммунологии, медицинской генетике и общей патологии;воспроизводить современные биохимические, молекулярно-биологические, иммунологические, генетические методы исследования и разрабатывать новые методические подходы для решения задач медико-биологических исследований;анализировать данные иммунологического и аллергического обследования больного и участвовать в обосновании применения иммунокоррегирующих препаратов;использовать теоретические и методические знания для изучения природы и механизмов развития патологических процессов;определять и оценивать возможности моделирования патологических процессов;пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для реферативной работы по медико-биологическим дисциплинам.Владеть:методиками планирования и разработки схемы медико-биологических экспериментов;методами математического аппарата, биометрическими методами обработки экспериментальных медико-биологических и клинических данных;методами работы в различных операционных системах, с базами данных, с экспертными системами;методами работы с аппаратурой для электрических, магнитных, оптических и спектроскопических измерений;методами постановки химических реакций;методами работы с биологическим, фазово-контрастным, поляризационным, люминесцентным микроскопом;экспериментальными навыками, позволяющими исследовать физиологические функции организма в норме и при различных заболеваниях;основными микробиологическими методами исследования;методами изучения действия лекарственных препаратов, оценкой роли иммунного компонента в патогенезе заболеваний человека;методами проведения специфических профилактических мероприятий по обследованию условий внешних факторов и производственной среды; методами оценки здоровья и физического развития населения, оценки функционального состояния центральной нервной системы и умственной работоспособности;основами врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях с иммунными нарушениями.
131
12
Высшая математика
9
Информатика, медицинская информатика
14
Физика
12
Химия
12
Биология, эволюционная биология
15
Морфология:
Анатомия человека
Гистология
Цитология
10
Физиология
6
Микробиология, вирусология
9
Молекулярная фармакология
12
Общая патология:
Патологическая анатомия
Патофизиология
9
Биохимия
7
Общая и клиническая иммунология
4
Гигиена, экология человека
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
4
С.3
Профессиональный цикл
115-139
ОК-1ОК-8ПК-1 - 14ПК-16 - 26ПК-28 - 33
Базовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:Знать:факторы, формирующие здоровье человека; заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием различных факторов; общую семиотику внутренних болезней; этиологию и патогенез основных заболеваний человека; основные симптомы и синдромы; осложнения и исходы; клинические и лабораторно-инструментальные методы исследования центральной нервной системы (ЦНС), органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови, почек, желудочно-кишечного тракта и печени и их возможности при исследовании функции различных органов и систем; биохимические методы исследования биологическихжидкостей; принципы лечения основных заболеваний;основные методы асептики и антисептики, основные принципы местного и общего обезболивания, термических поражений, основные методы гомеостаза у хирургических больных и принципы их коррекции, основы инфузиологии и трансфузиологии, принципы лечения гнойных заболеваний и осложнений, оказание первой помощи при кровотечениях; основные клинические проявления, методы диагностики, принципы консервативного и оперативного лечения наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний органов брюшной полости, кровеносных сосудов, эндокринных органов; организацию, обеспечение и оснащение хирургического эксперимента, содержание экспериментальных животных, основные типы оперативных вмешательств, выполняемые в экспериментальной хирургии, методику формирования моделей заболеваний и патологических состояний;общие вопросы развития структуры и функции мозга человека в норме и патологии; двигательные нарушения; нарушения общей чувствительности; болевые синдромы; патологию специальных анализаторов; вегетативную нервную систему в норме и патологии; глубокие структуры мозга в норме и патологии; высшие психические функции в норме и патологии; отек мозга, изменение внутричерепного давления, дислокационные синдромы; сосудистую патологию головного и спинного мозга; эпилепсию и другие пароксизмальные расстройства; заболевания периферической нервной системы; инфекционные заболевания нервной системы; демиелинизирующие заболевания; дегенеративные и нервно-мышечные заболевания; черепно-мозговую травму; опухоли нервной системы; лабораторные и инструментальные методы исследования в неврологи; основы нейрохимии;анатомо-физиологические особенности детского возраста; этиологию и патогенез основных заболеваний ребенка;основы военной гигиены иэпидемиологии; особенности развития заболеваний в экстремальных ситуациях, методы диагностики и принципы лечения на различных этапах медицинской эвакуации;основы фотобиофизики: фотобиологические процессы, фитотерапевтические технологии, количественные закономерности поглощения света, фотолюминесценции биологическими объектами; хемилюминесценцию биообъектов;фотохимические превращения биомолекул, механизмы действия ультрафиолетового излучения на белки, нуклеиновые кислоты, липиды;биофизические механизмы фотобиологических процессов в коже (индукция эритемы, фотоканцерогенез, фотосинтез витамина Д);основы молекулярной биофизики: международную белковую базу данных, компьютерные программы визуализации структуры белков;структуру человеческого сывороточного альбумина (ЧСА) и его модификации при болезнях человека, физико-химические свойства ЧСА, механизм токсичности медных комплексов ЧСА (роль тиоловой группы и жирных кислот); принципы метода рентгеноструктурного анализа белков;структуру воды и гидрофобное взаимодействие; роль внутримолекулярных сил взаимодействия в стабилизации высших структур белка; методы исследования вторичной структуры белков;компьютерное моделирование структуры белка; клеточные механизмы формирования и стабилизации структуры белка;основы биофизики клетки: основные физические характеристики клетки; молекулярную организацию и биофизические свойства мембранных структур, современные представления о структуре мембран, методы изучения физических свойств и состояния липидов в бислое, фазовые переходы в фосфолипидном бислое, особенности строения различных биомембран, связь их структурной организации с выполняемой функцией;транспорт веществ через биологические мембраны (количественные законы переноса веществ через мембраны, проницаемость биологических и модельных мембран), решение уравнения электродиффузии в приближении постоянного поля, основные типы транспорта веществ в живой клетке;биофизические механизмы генерации мембранных потенциалов (ионная природа потенциалов покоя и действия, связь величины потенциала покоя и действия с клеточным метаболизмом, биофизические механизмы генерации потенциала действия);биофизику рецепции; биофизику межклеточных взаимодействий;основы медицинской биофизики: внешние электрические поля тканей и органов; пассивные механические явления в тканях и органах; гемодинамика;механические явления при сокращении мышц;транспорт веществ через эпителий;биофизика органов чувств;физико-химические механизмы патологии: роль повреждения различных структур клетки в ее патологии; фосфолипазное повреждение мембран; перекисное окисление липидов; осмотическое нарушение структуры и функции клеток;электрический пробой как механизм нарушения барьерной функции мембран в патологии;нарушение структуры и функций мембран при адсорбции белков и изменение состояния липопротеидов;нарушение клеточной поверхности и межклеточных взаимодействий;основы вычислительной техники для использования в биофизических исследованиях: устройство компьютера и его операционные системы;программное обеспечение: текстовые редакторы, графические редакторы, программа управления базами данных, презентационные программы, программы-броузеры сети Интернет, программы для работы с библиографической информацией, базы данных библиографической информации;теоретические основы нанобиотехнологии, нанобиомедицины;основные методы нанотехнологических экспериментов; физико-химические свойства и прикладное значение наночастиц;основные свойства наноматериалов и их практическое значение в медицине;основы создания биосенсеров и микрочипов;основы нанотоксикологии и биобезопасности;основные методы и аппаратуру, используемые в клинической лабораторной диагностике; клинико-диагностическое значение лабораторных показателей;современные основные методы лучевой диагностики и терапии, используемые в клинике; физические основы этих методов; механизм действия- излучений на организм;основные клинические методы функциональной диагностики, физические основы методов функциональной диагностики;физические основы радиобиологии;радиочувствительность органов, тканей и клеток животных; радиационное поражение животных и человека; методы оценки биологической эффективности разных типов ионизирующий излучений;радиоиндикаторные методы в биологии и медицине; гигиеническое нормирование радиационных воздействий, радиационные аварии;первичные радиобиологические процессы в организме человека;радиобиологические эффекты и механизмы их формирования; клеточные и молекулярные эффекты ионизирующей радиации;радиационную фармакологию;радиобиологические основы лучевой терапии;основы общей и медицинской генетики;основные методы исследования: генетический анализ при полигенном наследовании, близнецовый метод, популяционно-статистические методы, цитогенетический метод;молекулярно-генетические методы: рестрикция, полимеразная цепная реакция (ПЦР), электрофорез, блотинг, гибридизация с использованием молекулярных зондов, метод секвентированиядезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), генетическое картирование, генетическая "дактилоскопия";хромосомные и генные болезни; болезни с наследственным предрасположением;диагностику, профилактику и лечение наследственных заболеваний;основы медицинской электроники; медицинской информации: аналоговую и цифровую обработку информации в современных медицинских приборах и в аппаратуре для научных исследованиях;резонансные устройства в медицинской аппаратуре;электроды и микроэлектроды в медицине и биофизике;механоэлектрические преобразователи в медицине;термодатчики, фотодатчики и их использование в медицинской аппаратуре;современную диагностическую аппаратуру;электронную аппаратуру для медицинского лабораторного анализа;физиотерапевтическую электронную аппаратуру;электронные стабилизаторы в медицинской технике;электронные измерительные приборы;основы физиологической кибернетики: теории систем;основные принципы и методы математического моделирования и реализации моделей на персональном компьютере;математическое моделирование систем транспорта веществ в организме, ферментативных систем в клетке, иммунной системы и систем клеточных популяций, взаимодействующих в организме, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, эндокринной регуляции репродуктивной функции, инициации сокращения миокарда и косвенный метод исследования механизма действия кардиотропных препаратов;основы компьютерных методов анализа физиологических сигналов и данных медико-биологических экспериментов.Уметь:провести расспрос терапевтического, хирургического и неврологического больного, физикальное обследование, выделить основные симптомы и синдромы; сформулировать предварительный диагноз; составить схему лабораторно-инструментального обследования больного и оценивать ее результаты;поставить окончательный диагноз, схему патогенеза заболевания и определить тактику лечения; оказывать первую медицинскую помощь при травмах, кровотечении, острой неврологической патологии;оценивать анатомо-физиологический статус ребенка и его изменения;проводить качественный и количественный фотометрический анализ;регистрировать производные и дифференциальные спектры поглощения биологически важных веществ;учитывать артефакты при спектрофотометрии суспензий биочастиц и устранять их, проводить качественный и количественный флуориметрический анализ;измерять квантовые выходы фотолиза и инактивации белков;оценивать структурные перестройки в белках методом флуориметрии; регистрировать хемилюминесценцию, определять параметры биосистемы по кинетическим кривым хемилюминесценции;с помощью метода флуоресцентных зондов определять константу связывания биообъекта с зондом, свободную энергию связывания зонда с биообъектом, относительное сродство зонда к жирным кислотам, белкам и другим, биологически важным соединениям, количество холестерина и нейтральных жиров в суспензии крови человека;с помощью персонального компьютера находить библиографическую информацию по заданной биофизической тематике;применять на практике основные аналитические и препаративные нанобиотехнологии;интерпретировать результаты лабораторных исследований;применять инструментальные методы диагностики и методы лучевой диагностики и терапии в клинике;рассчитывать дозы от внешних источников гамма-излучений;рассчитывать толщину материала защиты от различных типов излучений;применять законы Менделя для оценки генетического прогнозирования на растительных и животных организмах;кариотипировать хромосомы человека;анализировать результаты исследования, полученные с помощью методов медицинской генетики;получать импульсы с заданными параметрами с помощью цифровых интегральных микросхем;определять параметры жидких сред с помощью исследования вольт-амперных характеристик терморезисторов;выполнять монтаж трехкаскадного транзисторного усилителя с обратной связь;моделировать электрические сигналы;строить линейные и нелинейные математические модели кинетики и транспорта веществ в организме, кинетики клеточных популяций, а также основных систем организма человека;находить решения для линейных моделей аналитическим и численным методами, идентифицировать параметры моделей по экспериментальным данным или по результатам клинического исследования;формулировать и планировать задачи исследований в биофизике, медицинской нанобиотехнологии, радиобиологии, медицинской генетике, в лабораторной, функциональной и ультразвуковой диагностике;воспроизводить современные методы исследования и разрабатывать новые методические подходы для решения задач медико-биологических исследований;использовать теоретические и методические подходы для изучения природы и механизмов развития патологических процессов;определять и оценивать возможности моделирования патологических процессов;определять адекватные возможности математического и статистического аппарата для анализа полученных данных в эксперименте и клинике;интерпретировать результаты лабораторных исследований;применять на практике основные аналитические и препаративные нанобиотехнологии.Владеть:основными методами лабораторно-биохимической и инструментальной диагностики терапевтической, хирургической, неврологической и педиатрической патологии;методами экспериментальной хирургии;спектрофотометрическим анализом различных биологических систем;методами флуоресцентного, хемилюминесцентного анализа;методом флуоресцентных зондов, основными пакетами компьютерных программ;методами обработки данных биофизического анализа;основными методами радиометрии и дозиметрии;методами расчета лучевой нагрузки на организм и органы при внешнем и внутреннем облучении радионуклидами;радиоиндикаторным методом для исследования фармакинетики лекарств;расчетом эффективности защиты радиопротекторами по критерию ФИД;клинико-генеологическим методом исследования;принципами определения генетического риска в семье, отягощенной наследственными заболеваниями;методом прогнозирования мультифакторных заболеваний в семьях с использованием таблицы эмпирического риска;методами математического моделирования основных систем организма человека, анализа физиологических процессов и состояний с использованием известных моделей систем организма;методикой клинического автоанализа и правильной трактовкой его результатов;лабораторными методами в разделах: клиническая биохимия, лабораторная гематология, коагулология, лабораторная иммунология, молекулярная диагностика, паразитология, бактериология, вирусология, микология, лабораторная токсикология, лабораторная генетика;навыками работы с автоматическими дозаторами, флуоресцентной микроскопией, основными приемам хроматографии, основными биотехнологическими приемами.
115
11
Внутренние болезни
10
Экспериментальная клиническая хирургия
8
Неврология и психиатрия
8
Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф
3
Педиатрия
24
Общая биофизика, медицинская биофизика, биофизические основы функциональной диагностики
7
Медицинские биотехнологии
8
Клиническая лабораторная диагностика
3
Лучевая диагностика и терапия
2
Инструментальные методы диагностики
9
Общая и медицинская радиобиология
10
Общая и медицинская генетика
7
Медицинская электроника
5
Физиологическая кибернетика
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
24
С.4
Физическая культураЗнать:социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности, принципы здорового образа жизни с помощью занятий физической культурой.Уметь:применять методы физической культуры в профилактике и лечении больных, для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия.Владеть:опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием.
2
Физическая культура
ОК-1 - 2ПК-20
С.5.
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
50
ОК-1 - 4ОК-6 - 8ПК-1 - 2ПК-4 - 8ПК-12ПК-21ПК-23 - 25ПК-27 - 32
Учебная практика
6
Учебная биологическая практика после 1 курса.
Производственная практика
17
- лаборантская (после 3 курса): знакомство с кафедральными и научными коллективами, научными направлениями, методами исследований, основной литературой по изучаемой проблеме, участие в постановке и проведении экспериментальных исследований.
5
биофизическая методическая (после 4 курса):на основе опыта изучения работы кафедры (отдела, лаборатории), овладения навыками работы с современной аппаратурой, вычислительной техникой, научной литературой;
6
научно-исследовательская (после 5 курса):освоение материалов и методов исследования, сбор экспериментального и клинического материала при разработке выпускной квалификационной работы.
6
Научно-исследовательская работа
27
С.6
Итоговая государственная аттестация
4
Защита выпускной квалификационной работы
Общая трудоемкость основной образовательной программы
360
______________________________
* Трудоемкость циклов C.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательньгх программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалистов в части специализаций для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста по очной форме обучения составляет 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.9. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.