способностью анализировать поставленную задачу исследований в области лазерной техники и лазерных технологий на основе подбора и изучения литературных, патентных и других источников информации (ПК-9);
готовностью моделировать процессы и объекты на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, разрабатывать, отладить и настроить компьютерные программы и их отдельные блоки для решения задач лазерной техники и лазерных технологий (ПК-10);
способностью проводить оптические, фотометрические, тепловые и электрические измерения и исследования различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработкой результатов (ПК-11);
готовностью и способностью составлять описания проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовить данные для составления отчетов, обзоров и другой технической документации (ПК-12);
способностью проводить наладку, настройку, юстировку и опытную проверку лазерных приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах (ПК-13);
проектная деятельность:
способностью анализировать поставленную проектную задачу в области лазерной техники и технологии на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-14);
готовностью участвовать в разработке функциональных и структурных схем на уровне модулей узлов и элементов лазерной техники и этапов лазерных технологий по заданным техническим требованиям (ПК-15);
готовностью и способностью рассчитывать, проектировать и конструировать в соответствии с техническим заданием типовых систем, приборов, деталей и узлов лазерной техники на схемотехническом и элементном уровнях, в том числе с использованием стандартных средств компьютерного проектирования (ПК-16);
готовностью и способностью оценивать технологичность и проводить технологический контроль простых и средней сложности конструкторских решений, разрабатывать типовые процессы контроля параметров механических, оптических и оптико-электронных деталей и узлов лазерной техники (ПК-17);
способностью применять современную элементную базу, электротехники, электроники и микропроцессорной техники при разработке систем, приборов и узлов лазерной техники (ПК-18);
готовностью разрабатывать, составлять и использовать отдельные виды технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы (ПК-19);
готовностью участвовать в монтаже, наладке настройке, юстировке, испытаниях, сдаче в эксплуатацию опытных образцов, сервисном обслуживании и ремонте лазерной техники (ПК-20);
производственно-технологическая деятельность:
способностью рассчитать нормы выработки, технологические нормативы на расход материалов, заготовок, инструмента, осуществить выбор типового оборудования, дать предварительную оценку экономической эффективности техпроцессов (ПК-21);
способностью разработать технические задания на конструирование отдельных узлов приспособлений, оснастки и специального инструмента, предусмотренных технологией (ПК-22);
готовностью участвовать в работах по доводке и освоению техпроцессов в ходе технологической подготовки лазерных технологий (ПК-23);
способностью организовать входной контроль материалов и комплектующих изделий (ПК-24);
готовностью внедрять технологические процессы производства, метрологическое обеспечение и осуществлять контроль качества элементов лазерной техники различного назначения (ПК-25);
организационно-управленческая деятельность:
готовностью участвовать в организации работы производственных коллективов (ПК-26);
способностью разработать планы на отдельные виды конструкторско-технологических работ и осуществить контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием (ПК-27);
готовностью находить оптимальные решения при создании отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности, а также экологической безопасности (ПК-28);
готовностью к разработке порядка выполнения работ и организации маршрутов технологического прохождения элементов и узлов лазерных приборов и систем в процессе их изготовления (ПК-29);
способностью размещать технологическое оборудование, техническое оснащение и организовать рабочие места, рассчитать производственные мощности и загрузку оборудования по действующим методикам и нормативам (ПК-30);
способностью к осуществлению технического контроля и участию в управлении качеством производства изделий лазерной техники, включая внедрение систем менеджмента качества (ПК-31);
способностью контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-32).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (Зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- движущие силы и закономерности исторического процесса;- основные этапы исторического развития России;- основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, структуру философского знания;- мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;- профессиональную лексику на иностранном языке;- базовые положения экономической теории и экономических систем;- экономические основы производства и финансовой деятельности предприятия;уметь:- определить место человека в системе социальных связей и в историческом процессе;- анализировать социально-значимые процессы и явления;- переводить общие и профессиональные тексты наиностранном языке;- использовать основные экономические категории и экономическую терминологию;владеть:- навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям;- навыками толерантного восприятия социальных и культурных различий;- навыками социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм;- пониманием социальной значимости своей будущей профессии;- культурой мышления, способностью к восприятию информации, обобщению и анализу;- одним из иностранных языков на уровне разговорного;- основами рыночной экономики. | 30-40 15-20 | Иностранный языкФилософияИсторияЭкономика | ОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-11ОК-13ПК-26 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, дифференциальное и интегральное исчисление;- векторный анализ и элементы теории поля; дифференциальные уравнения и уравнения математической физики;- функции комплексного переменного; теорию вероятностей и математическую статистику, дискретную математику;- физические основы механики, электричества и магнетизма, физики колебаний и волн, квантовой физики, электродинамики, статистической физики и термодинамики, атомной и ядерной физики; методы описания световых полей и основные законы геометрической оптики; принципы голографии и нелинейной оптики;фундаментальные понятия, законы и теории классической и современной физики;- математические программы для использования возможностей электронно-вычислительной машины (ЭВМ) при построении математических моделей;- общие понятия теории информации;- технические и программные средства реализации информационных процессов; алгоритмизация, формализация, этапы решения задач на ЭВМ;- современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования,- глобальные и локальные сети ЭВМ; основные физические явления;- современную научную аппаратуру; методику и технику измерений;- химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений; структуру биосферы; экосистемы;- взаимоотношения организма и среды;- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экологического права;уметь:- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;- использовать математические методы в технических приложениях;- выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности;- использовать возможности вычислительной техники - формализовать задачу и разработать алгоритм её решения;- прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности сточки зрения биосферных процессов;- составлять и анализировать химические уравнения, соблюдать меры безопасности при работе с химическими реактивами;- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;владеть:- методами математического анализа;- средствами и методами компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов);- методами математического описания физических явлений и процессов, определяющих принципы работы различных технических устройств;- основными методами работы на персональной ЭВМ с прикладными программными средствами;прикладными математическими пакетами;- методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды. | 65-75 33-38 | МатематикаИнформатикаФизикаХимияЭкология | ОК-12ОК-14ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.З | Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- правила оформления чертежей, конструкторской документации,- инструментальные программные средства инженерной и компьютерной графики, работу с прикладными пакетами и графическими редакторами инженерной графики; законы механики;- основы теории механизмов и деталей приборов;- основные виды конструирования механизмов и деталей приборов;конструкционные материалы и технологию их обработки;- элементную базу электронных устройств и микропроцессорную технику, используемую в изделиях лазерной техники;- основные показатели качества, системы стандартизации, сертификации продукции;- основные типы, характеристики оптических систем, оптико-электронных и лазерных систем, комплексов и технологий, элементную базу лазерной техники;- основные виды источников и приемников лазерного излучения;- принципы формирования лазерных пучков;- методы лазерных измерений;- методы исследования элементов, узлов и лазерных приборов, систем и комплексов;уметь:- оформлять чертежи и конструкторско-технологическую документацию оптических, оптико-электронных и лазерных приборов и систем с использованием персональной ЭВМ;- конструировать типовые детали и функциональные устройства лазерной техники, оценивать их технологичность, рассчитывать показатели качества;- использовать контрольно-измерительные приборы для решения задач лазерной техники;- пользоваться информационными ресурсами для решения профессиональных задач;- осуществлять корректный выбор элементов оптических систем, источников и приемников лазерного излучения;- анализировать взаимодействие лазерного излучения с веществом;- рассчитывать оптические схемы для формирования лазерных пучков;владеть:- типовыми методиками и техникой выполнения лазерных измерений различных величин и характеристик;- методиками применения прикладных пакетов и графических редакторов инженерной графики;- прикладными пакетами программ расчета и автоматизированного проектирования оптических, оптико-электронных и элементов, узлов лазерных приборов и систем и комплексов. | 110-120 55-60 | Инженерная и компьютерная графикаЭлектротехникаЭлектроника и микропроцессорная техникаМатериаловедение и технология материаловПрикладная механикаТехника физического эксперимента и метрологияОсновы квантовойэлектроникиВзаимодействие лазерного излучения с веществомКогерентная оптикаНелинейная оптикаЛазерные измеренияПриемники лазерного излученияОптические материалы и технологияБезопасность жизнедеятельности | ОК-6ОК-7ОК-8ОК-10ОК-12ОК-14ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31ПК-32 |
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-15 | |
Б.5 | Учебная и производственная практикипрактические умения и навыки определяются ООП вуза | 12-15 | ОК-6ОК-7ОК-10ПК-12ПК-13ПК-19ПК-24ПК-25ПК-26ПК-30ПК-31 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1 - 2ОК-7ОК-9ОК-11 - 12ОК-14ПК-1ПК-2ПК-5ПК-6ПК-14ПК-16ПК-19ПК-21ПК-22ПК-24ПК-25ПК-28 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.