4.2.13. Отопление производственных помещений с постоянным пребыванием людей, санитарно-бытовых помещений обеспечивается за счет систем воздушного, водяного и электрического отопления (последнее - на летний период). Производственные помещения с временным пребыванием персонала - путем воздушного и электрического отопления. Графики работы систем отопления должны согласовываться с центром Госсанэпидназора и обеспечивать совместно с системами вентиляции нормативные параметры микроклимата и ограждающих поверхностей.
4.2.14. Системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, качество воды для питьевых нужд и санитарной обработки должны удовлетворять установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
4.2.15. Душевые, умывальники, ножные ванны, предусмотренные в производственных и бытовых помещениях, должны быть с холодным и горячим водоснабжением.
4.2.16. Регламентные работы по текущему содержанию систем канализации и очистки сточных вод должны согласовываться с центром Госсанэпидназора.
4.3. Санитарно-гигиенические требования по содержанию производственных и бытовых помещений
4.3.1. Должна быть обеспечена своевременная уборка мусора и отходов производства в течении смены и после окончания работ. Текущая влажная уборка производственных и бытовых помещений во всех объектах и организациях метрополитена должна проводиться 1 раз в смену, при этом - 1 раз в сутки с использованием дезинфицирующих средств в соответствии с установленными нормами. Генеральная уборка помещений проводится не реже 1 раза в месяц.
4.3.2. Места хранения механизмов и инвентаря для уборки помещений и территории не должны создавать помех для работающих.
4.3.3. Использование источников ультрафиолетового облучения с целью дезинфекции помещений допустимо только при отсутствии в них людей.
4.3.4. Светильники и оконные проемы в производственных помещениях должны содержаться в чистоте и очищаться в надлежащие сроки.
4.3.5. Должны быть обеспечена централизованная и своевременная утилизация отработавших ртутьсодержащих электроламп.
4.3.6. Дератизационные и дезинсекционные мероприятия должны проводиться по графику, утвержденному центром Госсанэпиднадзора. Сведения об этих работах должны заноситься в санитарный паспорт объекта.
4.4. Санитарно-бытовое и медицинское обеспечение персонала
4.4.1. Санитарно-бытовые и медицинские помещения объектов метрополитена запрещается занимать для других целей.
4.4.2. Работники метрополитенов должны проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры.
4.4.3. Персонал, работающий в зонах повышенной опасности, а также специально выделенные лица из числа работающих в смене, должны периодически проходить инструктаж и практическое обучения приемам оказания первой медицинской помощи, с привлечением квалифицированного медицинского персонала. Организация инструктажа и занятий возлагается на руководителя (предприятия) подразделения.
4.4.4. В местах постоянного дежурства (в основных подразделениях предприятия) необходимо иметь набор средств для оказания первой медицинской помощи (аптечки, санитарные сумки), носилки для переноса пострадавших, вывешенные на видных местах плакаты с правилами оказания первой медицинской помощи.
4.4.5. Наличие медикаментов, перевязочных и других средств для оказания первой медицинской помощи пострадавшим, находящихся в аптечке (санитарной сумке), должно систематически контролироваться центром Госсанэпиднадзора. Место размещения аптечек устанавливается руководством предприятия совместно с центром Госсанэпиднадзора.
4.4.6. Работники метрополитенов, труд которых связан с контактом с токсическими и вредными веществами (бензол, толуол, ксилол, скипидар, красочный аэрозоль, свинец, карбидная смола, щавелевая кислота, керосин, мазут, графитные смазки, шпалопропиточные материалы, цементная пыль и др.), должны своевременно обеспечиваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания, кожных покровов и зрения в соответствии с установленными нормами. Должна быть организованы регулярная стирка, чистка и сушка спецодежды.
4.4.7. Оборудование комнат отдыха и приема пищи рабочих и персонала должно быть согласовано с центром Госсанэпиднадзора.
4.5. Организация санитарно-гигиенического контроля за проведением ремонтных и регламентных работ
4.5.1. Графики ремонтных и регламентных работ в помещениях и на системах вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, канализации должны согласовываться с центром Госсанэпиднадзора.
4.5.2. Ввод объекта в эксплуатацию после завершения ремонтных работ может быть осуществлен при положительном санитарно-эпидемиологическом заключении центра Госсанэпиднадзора.
4.5.3. Ремонтные и регламентные работы не должны сопровождаться перепланировкой, нарушающей работу систем вентиляции, снижающей освещенность, уменьшающей полезные и свободные объемы помещения, и приводить к ухудшению эргономических и гигиенических характеристик рабочих мест и помещений.
4.5.4. Материалы, используемые при ремонте, не должны выделять в воздух, почву и грунтовые воды вредные химические вещества в концентрациях, превышающих действующие предельно допустимые концентрации для населенных мест, имеющие соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения. Не допускается использовать новые вещества и материалы, не имеющие санитарно-эпидемиологического заключения.
4.5.5. При ремонте санитарно-бытовых помещений облицовка стен должна предусматриваться на высоту, соответствующую верху дверных проемов, а в душевых и преддушевых - на всю высоту помещений. Стены, перегородки и потолки (выше облицовки) должны быть окрашены влагостойкими паронепроницаемыми красками. Полы необходимо покрывать керамическими плитками, а в местах перехода, одевания и в душевых должны быть уложены влагостойкие коврики.
4.5.6. При проведении противокоррозионных работ (очистка поверхности тюбингов шпателями, обдувка сжатым воздухом поверхности тюбинга после очистки, нанесение грунтовки), закрытии течей из тюбингов с помощью свинцового шнура, нагнетании карбидной смолы и бурении отверстий для нагнетания карбидной смолы в тоннеле должна действовать принудительная общеобменная вентиляция. Указанные работы должны проводиться с использованием средств индивидуальной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения.
4.5.7. Работы, связанные с пайкой изделий, содержащих свинец, должны выполняться на рабочих местах, оборудованных местными отсосами для удаления аэрозолей свинца.
4.5.8. При выполнении ремонтных и регламентных работ, связанных с обслуживанием оборудования и сооружений, работники должны иметь отдельные гардеробные и пользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожных покровов. Спецодежда должна храниться в специальном отделении шкафчика.
4.6. Особенности гигиенических требований по различным службам и хозяйствам метрополитенов
Служба движения
4.6.1. В кабинах у автоматических контрольно-пропускных пунктов и в кабинах дежурных у эскалаторов должны быть обеспечены нормативные параметры микроклимата для постоянных рабочих мест.
4.6.2. При эксплуатации и ремонте автоматических контрольно-пропускных пунктов, подметальных машин и другого технологического оборудования должны быть предусмотрены меры технологического характера по предупреждению поступлений вредных веществ в воздушную среду рабочих помещений, согласованные с центром госсанэпиднадзора.
4.6.3. Уровни освещенности на рабочих столах дежурных по станции, дежурных станционного поста централизации и поездных диспетчеров должны составлять от 270 до 300 лк.
На панели пульта (табло) управления уровень вертикальной освещенности должен находиться в пределах от 150 до 200 лк.
Уровни освещенности на рабочих местах контролеров у автоматических пропускных пунктов должны составлять не менее 150 лк, а у операторов разменных автоматов и электронно-счетных машин - при общем освещении не менее 200 лк, а при комбинированном - не менее 400 лк.
4.6.4. При превышении нормативных параметров шума должна осуществляться индивидуальная защита органов слуха у дежурных по приему и отправлению поездов и дежурных по станции по согласованию с центром госсанэпиднадзора.
Электродепо, мастерские и другие эксплуатационные и ремонтные службы
4.6.5. Линейные пункты технического обслуживания и пункты смены машинистов должны иметь комнату приема пищи, комнату для переодевания спецодежды, комнату операторов, комнату машинистов-инструкторов и комнату машинистов.
4.6.7. В отстойных тупиках должна функционировать система тоннельной вентиляции.
4.6.8. Общее искусственное освещение должно обеспечиваться, как правило, осветительными установками с люминесцентными лампами или светодиодами белого свечения с коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К. Лампы накаливания следует использовать на служебных платформах в тупиках.
Уровни освещенности должны составлять:
в помещениях пунктов смены машинистов на поверхности рабочих столов - не менее 300 лк;
на служебной платформе в тупике от ламп накаливания - не менее 30 лк;
в смотровой канаве - не менее 50 лк;
на ходовых частях вагонов при комбинированном освещении - не менее 150 лк;
в комнатах ночного отдыха локомотивных бригад - не менее 75 лк;
в комнатах отдыха - не менее 150 лк.
4.6.9. Стены оборотных тупиков и пунктов технического обслуживания (ПТО) должны иметь светлую поверхность.
4.6.10. Уборщики подвижного состава должны быть обеспечены противопылевыми респираторами. Осмотрщикам подвижного состава должны выдаваться защитные пасты для кожи рук.
4.6.11. Пол смотровых канав должен быть ровным и регулярно очищаться от смазочных масел и нефтепродуктов. Для удобства очистки от смазочных масел боковые стенки смотровых канав должны быть облицованы материалом, легко поддающимся очистке. Водоотвод должен осуществляться по открытым лоткам с уклоном не менее 3 градусов.