Обучение по учебным циклам | 84 нед. |
Учебная практика | 25 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 23 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 4482 | 2988 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 930 | 620 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения:знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 238 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей:знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 476 | 238 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 144 | 96 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисления | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 3.3 | |||
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов. условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды | ЕН.02. Экологические основы природопользования | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 3408 | 2272 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 768 | 512 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД) | ОП.01. Инженерная графика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5 | |||
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полей | ОП.02. Электротехника и электроника | ОК 1 - 10ПК 1.2 - 1.4 | |||
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качества | ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;определять по геологическим, геоморфологическим, физикографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;определять физические свойства и геофизические поля;классифицировать континентальные отложения по типам;обобщать фациально-генетические признаки;определять элементы геологического строения месторождения;выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых; определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;знать:физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;классификацию и свойства тектонических движений;генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;эндогенные и экзогенные геологические процессы:геологическую и техногенную деятельность человека;строение подземной гидросферы;структуру и текстуру горных пород;физико-химические свойства горных пород;основы геологии нефти и газа;физические свойства и геофизические поля;особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;основные минералы и горные породы;основные типы месторождений полезных ископаемых;основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;основы фациального анализа;способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого | ОП.04. Геология | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:определять напряжения в конструкционных элементах;определять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудования | ОП.05. Техническая механика | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности | ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты труда | ОП.07. Основы экономики | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения | ОП.08. Правовые основы профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда;соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво-пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов | ОП.09. Охрана труда | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.10. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 2640 | 1760 | ||
ПМ.01 | Ведение технологических процессов горных и взрывных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выемки полезного ископаемого по ситуационному плану;определения фактического объема подготовительных и добычных работ;оформления технологических паспортов ведения горных работ;оформления технической документации с помощью аппаратно-программных средств;определения параметров схемы вскрытия месторождения и действующей системы разработки в данной горной организации;участия в организации производства:подготовительных и добычных работ;работ на складе полезного ископаемого;работ по дегазации шахтного поля;выявления нарушений в технологии ведения горных работ;соблюдения правил эксплуатации горно-транспортного оборудования;оценки и контроля состояния схем транспортирования горной массы на участке;участия в проведении мероприятий по обеспечению безопасности ведения взрывных работ;определения оптимального расположения горно-транспортного оборудования в очистном и подготовительном забоях;участия в организации процесса подготовки очистного и подготовительного забоев к отработке;определения параметров шахтной атмосферы;определения положения точки и ориентирования линий на поверхности и в горных выработках;проведения маркшейдерских съемок на поверхности;анализа схемы вскрытия месторождения и действующей системы разработки на данной шахте;анализа ведения очистных, подготовительных (в том числе буровзрывных) и ремонтно-восстановительных работ;участия в организации производства:подготовительных и добычных работ, буровзрывных работ, работ на складе полезного ископаемого;работ по креплению горных выработок, погрузке и транспортированию горной массы, работ по проведению горных выработок, работ по выемке полезных ископаемых в пластах тонких, средних и мощных при пологом, наклонном и крутом залегании;контроля ведения горных работ в соответствии с технической и технологической документацией;выявления нарушений в технологии горных работ;регулировки, смазки и технического осмотра оборудования, машин, механизмов;участия в ремонте оборудования, машин и механизмов;монтажа и наладки горнотранспортного оборудования на участке;обслуживания подземных погрузочных пунктов;контроля шахтной атмосферы с применением общешахтных систем автоматизированного контроля метана;анализа схемы электроснабжения участка;участия в ремонте механического и электрооборудования;соблюдения правил эксплуатации электрооборудования;соблюдения правил безопасной эксплуатации стационарных установок;соблюдения правил безопасной эксплуатации вентиляторных установок;пользования приборами контроля расхода воздуха и аэрогазового режима;участия в ремонте стационарных машин;управления горным давлением:участия в организации процесса подготовки и монтажа оборудования добычных забоев и проходческих выработок к последующей отработке;контроля за состоянием технологического и горно-транспортного оборудования и выполнения планово-предупредительных ремонтов;уметь:выполнять и читать технологические схемы ведения горных работ на участке;оформлять технологические карты по видам горных работ;производить оформление технологической документации с применением аппаратно-программных средств;оформлять проекты ведения горных выработок и очистных забоев с применением горных машин, очистных и проходческих комплексов, буровзрывных работ;оформлять технологическую документацию по проветриванию и дегазации горных выработок и очистных забоев;выполнять проектирование вентиляции шахты;выполнять и оформлять технологические проекты по проведению горных выработок и очистных забоев;контролировать ведение очистных и подготовительных работ;определять факторы, влияющие на производительность проходческого оборудования, очистного и горнотранспортного комплексов;читать планы и карты, геодезические и маркшейдерские сети;оценивать горно-геологические условия разработки месторождений полезных ископаемых;рассчитывать параметры схем вскрытия и элементов систем разработки;рассчитывать паспорта забоев:подготовительного механизированным способом, подготовительного буровзрывным способом, добычного различной степени механизации;выбирать схемы ведения горных работ для заданных горно-геологических и горнотехнических условий;производить эксплуатационные расчеты различного горнотранспортного оборудования в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;обосновывать выбор применяемого горнотранспортного оборудования;производить выбор оборудования подземных погрузочных пунктов;обеспечивать высокую надежность транспортных процессов;использовать материалы, применяемые в горной промышленности;читать блок-схемы систем автоматики, автоматизированных горнотранспортных машин и конвейерных линий;выбирать электрооборудование горных машин и комплексов по их рабочим параметрам;работать со схемами электроснабжения участка;выбирать оборудование для организации водоотлива на участке и производить расчет его рабочих параметров;производить расчеты необходимого количества воздуха, выбирать вентиляторные установки и производить их эксплуатационный расчет;пользоваться приборами контроля расхода воздуха и аэрогазового контроля;определять положительные и отрицательные факторы, влияющие на себестоимость работ на участке;определять нормы выработки согласно горно-геологическим условиям и техническим характеристикам комплексов и оборудования очистных и подготовительных работ;определять горно-геологические и горнотехнические факторы, влияющие на производительность горнотранспортного комплекса;знать:требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем, к оформлению технической и технологической документации по ведению горных работ;основные понятия и определения стандартизации и сертификации по проведению работ в очистном и подготовительном забоях, ремонтно-восстановительных работ и внутришахтного транспорта;правила проектирования и ведения очистных, подготовительных работ с применением горных машин и буровзрывным способом;горно-графическую документацию горной организации: наименование, назначение, содержание, порядок её оформления, согласования и утверждения;общие вопросы проведения и крепления горных выработок, наклонных и вертикальных стволов;общие сведения о давлении горных пород и управлении горным давлением в очистных и подготовительных выработках;способы газификации угля, борьбы с метаном и запыленностью шахтной атмосферы;маркшейдерские планы горных выработок;маркшейдерское обеспечение рационального использования недр;условия сдвижения горных пород под влиянием горных работ;системы разработки и схемы вскрытия месторождений в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;технологию и организацию ведения буровзрывных работ;технологию и организацию проведения горных выработок в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;способы управления горным давлением;технологию и организацию выемки полезного ископаемого в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;организацию обеспечения безопасного производства подготовительных, добычных и вспомогательных работ;технологию очистных работ при выемке полезного ископаемого с применением гидромеханизации и при безлюдной выемке;технологию очистных и подготовительных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля или газа;технологию ремонта, восстановления и погашения горных выработок;типовые технологические схемы подземной разработки месторождений полезных ископаемых, нормативные и методические материалы по технологии ведения горных работ на участке;принципы формирования технологических грузопотоков;транспортные схемы в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;устройство, принцип действия, условия применения и правила эксплуатации участкового и магистрального транспорта;комплекс автоматизированных подземных погрузочных пунктов;основные сведения о подготовке к эксплуатации и ремонте горнотранспортного оборудования;алгоритмы и методы расчета эксплуатационных характеристик погрузочных машин, призабойных транспортных средств, ленточных и скребковых конвейеров, а также монорельсовых и моноканатных дорог;условия применения, принцип действия, устройство и правила эксплуатации рудничного транспорта;устройство и принцип действия схем электрооборудования горнотранспортных машин;схемы электроснабжения горно-транспортного оборудования;принципы построения и общую характеристику автоматизации конвейерного транспорта;основные виды автоматических электрических защит, блокировок и защитных средств электрооборудования горнотранспортных машин и механизмов;устройство, назначение, принцип действия основных элементов систем горной автоматики;материалы, применяемые в горной промышленности;устройство и принцип действия приводов горных машин и комплексов;принципиальные схемы электроснабжения участка и освещения участка;правила эксплуатации электрооборудования горных машин и комплексов;организацию ремонтных работ в организации;состав рудничного воздуха;способы и схемы проветривания очистных и подготовительных выработок;приборы автоматического контроля расхода воздуха и аэрогазового контроля;устройство, принцип действия и область применения стационарных машин:насосов, компрессоров, вентиляторов;правила эксплуатации стационарных машин;плановое задание и производственную мощность участка и организации;производительность применяемых очистных и подготовительных комплексов, рудничного транспорта; факторы, влияющие на производительность;производительность труда, факторы, влияющие на производительность труда;нормирование труда, нормы выработки | МДК.01.01. Основы горного делаМДК.01.02. Основы маркшейдерского делаМДК.01.03. Технология добычи полезных ископаемых подземным способомМДК.01.04. Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексов | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5 | ||
ПМ.02 | Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в проведении нарядов на горном участке;контроля за соблюдением требований правил безопасности при проведении подготовительных и очистных работ;участия в контроле за технологическим процессом при работе горного оборудования в опасных зонах;контроля за соблюдением требований правил безопасности при ведении взрывных и транспортных работ;составления паспортов крепления горных выработок;участия в составлении паспортов буровзрывных работ;контроля за состоянием средств пожаротушения согласно табелю противопожарного инвентаря;контроля за сроками поверки огнетушителей при тушении пожаров электроустановок до 1000 V и свыше 1000 V;участия в учениях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по ликвидации пожара или аварии согласно плану ликвидации аварий (ПЛА);контроля за соблюдением должностной и производственной инструкции по охране труда на рабочих местах;контроля за использованием персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;участия в разработке комплексного плана по улучшению условий труда на рабочих местах;контроля выполнения комплексного плана и плана ликвидации аварий;проверки объекта горных работ на соответствие требованиям промышленной безопасности и охраны труда;выявления нарушений при эксплуатации горно-транспортного оборудования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;выявления нарушений при ведении горных работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;уметь:контролировать выполнение правил безопасности при ведении подготовительных, добычных и ремонтно-восстановительных работ на участке;анализировать нормативные документы и инструкции;составлять и читать паспорта крепления горных выработок;составлять и читать паспорта буровзрывных работ;применять действующие правила и нормативные документы в области пожарной безопасности;разрабатывать мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах;различать вредные и опасные производственные факторы;анализировать и сопоставлять с требованиями нормативных документов должностные и производственные инструкции по охране труда;пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;владеть методами оказания доврачебной помощи пострадавшим;идентифицировать опасные производственные факторы;разрабатывать перечень мероприятий по локализации опасных производственных факторов;определять перечень мероприятий по ликвидации аварий;определять перечень мероприятий по производственному контролю;анализировать локальные документы организации в области управления охраной труда и промышленной безопасности;знать:требования межотраслевых (отраслевых) правил и норм по охране труда и промышленной безопасности;требования правил безопасности в соответствии с видом выполняемых работ:правила безопасности при разработке угольных месторождений подземным способом;единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом;единые правила безопасности при ведении взрывных работ;правила технической эксплуатации рудничного транспорта;требования федеральных и региональных законодательных актов, норм и инструкций;содержание паспортов крепления горных выработок и буровзрывных работ;требования правил пожарной безопасности;требования к средствам пожаротушения;действия в чрезвычайных и аварийных ситуациях, содержание и организацию мероприятий по пожарной безопасности;организацию работы горноспасательной службы;основные положения трудового права;требования охраны труда;опасные и вредные производственные факторы;основные положения по обеспечению гигиены труда и производственной санитарии;требования охраны труда по обеспечению работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;методы и средства оказания доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях и авариях;содержание должностной инструкции;содержание инструкций по охране труда;требования по обеспечению безопасности технологических процессов, эксплуатации зданий и сооружений, машин и механизмов, оборудования, электроустановок, транспортных средств, применяемых на участке;требования федеральных законодательных актов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;способы и средства предупреждения и локализации опасных производственных факторов, обусловленных деятельностью организации;организацию, методы и средства ведения спасательных работ и ликвидации аварий в организации;полномочия инспекторов государственного надзора и общественного контроля за охраной труда и промышленной безопасностью;значение и содержание производственного контроля в горной организации;значение и содержание плана ликвидации аварий | МДК.02.01. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организации | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.4 | ||
ПМ.03 | Организация деятельности персонала производственного подразделенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения инструктажей по охране труда для рабочих;ведения учетной документации по охране труда и промышленной безопасности;составления предложений и представлений о поощрениях и взысканиях персонала;определения технико-экономических показателей деятельности участка;определения затрат по участку;контроля обеспеченности работников участка средствами индивидуальной защиты;оценки несчастных случаев и производственного травматизма на участке;оценки трудовой дисциплины и трудового участия персонала в производственной деятельности участка;уметь:при проведении инструктажей сопоставлять несчастные случаи в родственных организациях с возможными ситуациями на данном участке:анализировать и доводить до подчиненных возможные места и причины возникновения опасных производственных ситуаций;строить и анализировать свою речь, владеть культурой речи:заинтересовать слушателей в процессе обучения;оценивать мотивационные потребности персонала;организовывать мероприятия по здоровьесбережению трудящихся, соревнования по профессии;владеть приемами морального стимулирования персонала;владеть приемами управления конфликтными ситуациями;оценивать уровень технико-экономических показателей по участку;определять нормы выработки для персонала участка:определять факторы, влияющие на производительность труда, затраты и себестоимость по участку;оценивать состояние охраны труда и промышленной безопасности;определять потребность в рабочих кадрах и оценивать состояние трудовой дисциплины по участку;оценивать уровень квалификации персонала участка:знать:виды инструктажей;инструкции по охране труда и промышленной безопасности:должностные инструкции;правила внутреннего распорядка организации;основные положения Трудового кодекса Российской Федерации;систему оплаты труда;мотивации труда, управление конфликтами, этику делового общения;факторы, влияющие на психологический климат в коллективе;психологические аспекты управления коллективом;принципы делового общения в коллективе;основные сведения об экономическом анализе;этапы проведения анализа;способы сбора и обработки информации;формы представления результатов анализа;программное обеспечение для автоматизированной обработки данных и создания информационной базы | МДК.03.01. Организация и управление персоналом производственного подразделения | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.3 | ||
ПМ.04 | Участие в модернизации технологических процессов и реконструкции горных производствВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:контроля и обеспечения качества выполнения горных работ;контроля обеспечения качества выпускаемой продукции;анализа эффективности существующей технологии разработки;анализа эффективности применяемого горного оборудования;анализа промышленной безопасности и охраны труда при существующей системе разработки;анализа производительности труда при существующей системе разработки;участия в проектировании модернизированного технологического процесса ведения горных работ;участия во внедрении в технологический процесс нового оборудования;определения эффективности принятой системы разработки;участия в реконструкции технологического процесса ведения горных работ;информационного обслуживания рабочих процессов с использованием автоматизированных систем;уметь:оформлять документацию по управлению качеством продукции;оценивать качество и надежность изделий;применять документацию систем качества и государственных стандартов;определять эффективность принятой системы разработки;сопоставлять и оценивать эффективность действующей и проектируемой технологии разработки;сопоставлять и оценивать эффективность от внедрения нового оборудования;оценивать безопасность производства и охраны труда при существующей технологии;оценивать производительность труда при существующей системе разработки;проектировать ведение технологических процессов модернизированных горных работ;выбирать оптимальные параметры систем разработки, производственной мощности, способов отработки, схем разработки;выбирать оптимальные параметры вскрытия, систем разработки и применяемого горного оборудования:оценивать повышение безопасности производства от внедрения новых технологий и модернизированного оборудования:оценивать эффективность действующей и проектируемой системы разработки месторождения;проектировать капитальные выработки для различных залежей полезных ископаемых;проектировать производственные процессы ведения горных работ;оформлять техническую документацию в соответствии с нормативными требованиями и использованием информационных технологий;знать:основные положения систем менеджмента качества;требования к системам менеджмента качества;методы контроля качества продукции и надежности изделий;основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;основные положения систем комплексов общетехнических и организационно-методических стандартов;роль сертификации в управлении качеством производства и повышении конкурентоспособности;технологию существующего производства;применяемое технологическое оборудование;новые внедряемые технологии и оборудование;себестоимость продукции и ее слагаемые компоненты;общие требования к проектной документации модернизации производства;особенность модернизации горных организаций;стадийность модернизации задачи на каждой стадии;зависимость параметров модернизации от горно-геологических условий;федеральные и отраслевые регламентирующие документы, СНИПы, ЕСКД, нормы и правила;принципы составления проектной документации модернизации, пересмотр проектных решений, учет влияния горно-геологических условий;технико-экономическое обоснование проектных решений;методы проектирования аналитические и графоаналитические, методы экспериментов, аналогии и логических рассуждений;основные этапы проектирования, стадии выполнения проектов, содержание общей части, содержание технико-экономической части; содержание технологической части, основные чертежи технологической части;рабочую документацию и сметную документацию;процедуру согласования и утверждения проектных документов;методы оценки эффективности способов разработки, извлекаемую ценность полезного ископаемого;метод определения затрат, понятие суммы дисконтированной прибыли;метод сравнения ущерба от деятельности горных организаций различных способов хозяйствования;метод оценки качества проекта горной организации;критерии оценки проектных решений:технические, экономические и социальные;критерии для сравнения вариантов технологии строительства объекта, этапы оптимизации;стадии реконструкции, проектные институты и их задачи:требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию подземной горной организации;системный подход в проектировании сложных систем;особенность проектирования горных организаций;стадийность проектирования и задачи на каждой стадии;зависимость параметров проектирования от горно-геологических условий;принципы составления проектной документации, пересмотр проектных решений, учет влияния горно-геологических условий;стандарты разработки информационных систем (ИС);применение современных CASE - средств для разработки информационных систем;системный анализ бизнес-процессов на основе IDEF - технологии разработки ИС;автоматизацию разработки моделей с помощью программных средств;защиту информации в ИС;системный подход в проектировании сложных систем;основные понятия Системы автоматизации проектных работ (САПР), методы применения САПР для процесса проектирования горных организаций;логико-информационную модель разработки проекта горной организации | МДК.04.01. Управление качеством продукцииМДК.04.02. Модернизация и реконструкция технологических процессов горной организацииМДК.04.03. Информационные системы в профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 4.1 - 4.3 | ||
ПМ.05 | Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих | ||||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1944 | 1296 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6426 | 4284 | |||
УП.00 | Учебная практика | 29 нед. | 1044 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3ПК 4.1 - 4.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 4 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 119 нед. |
Учебная практика | 29 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 6 нед. |
Каникулярное время | 34 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебнойнагрузке 36 часов в неделю) | 39 нед. |
промежуточная аттестация | 2 нед. |
каникулярное время | 11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.
7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.