Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2010 г. N 190 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 130405 Подземная разработка месторо стр. 3

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.4. Специалист по горным работам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Ведение технологических процессов горных и взрывных работ.
ПК 1.1. Оформлять техническую документацию на ведение горных и взрывных работ.
ПК 1.2. Организовывать и контролировать ведение технологических процессов на участке в соответствии с технической и нормативной документацией.
ПК 1.3. Контролировать ведение работ по обслуживанию горно-транспортного оборудования на участке.
ПК 1.4. Контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов.
ПК 1.5. Обеспечивать выполнение плановых показателей участка.
5.4.2. Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работ.
ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
5.4.3. Организация деятельности персонала производственного подразделения.
ПК 3.1. Проводить инструктажи по охране труда и промышленной безопасности.
ПК 3.2. Обеспечивать материальное и моральное стимулирование трудовой деятельности персонала.
ПК 3.3. Анализировать процесс и результаты деятельности персонала участка.
5.4.4. Участие в модернизации технологических процессов и реконструкции горных производств.
ПК 4.1. Анализировать эффективность существующей технологии разработки месторождения полезных ископаемых.
ПК 4.2. Участвовать в модернизации схем по внедрению в технологический процесс современного оборудования.
ПК 4.3. Участвовать в реконструкции технологических процессов разработки месторождения полезных ископаемых.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы

6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.

Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки

Таблица 3
Индекс
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть циклов ОПОП
3186
2124
ОГСЭ.00Общий гуманитарный и социально-экономический цикл
648
432
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
48
ОГСЭ.01. Основы философииОК 1 - 10
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира:назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
48
ОГСЭ.02. ИсторияОК 1 - 10
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности
168
ОГСЭ.03. Иностранный языкОК 1 - 10
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни
336
168
ОГСЭ.04. ФизическаякультураОК 2ОК 3ОК 6ОК 10
EH.00Математический и общий естественнонаучный цикл
144
96
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;знать:значение математики в профессиональной деятельности и при освоении основной профессиональной образовательной программы;основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;основы интегрального и дифференциального исчисленияЕН.01. МатематикаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 3.3
уметь:анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;основные источники и масштабы образования отходов производства;основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности:принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей средыЕН.02. Экологические основы природопользованияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
П.00Профессиональный цикл
2394
1596
ОП.00Общепрофессиональные дисциплины
768
512
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;знать:законы, методы и приемы проекционного черчения;классы точности и их обозначение на чертежах;правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;технику и принципы нанесения размеров;типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)ОП.01. Инженерная графикаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5
уметь:подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;собирать электрические схемы;читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;знать:классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;основные законы электротехники;основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;параметры электрических схем и единицы их измерения;принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;способы получения, передачи и использования электрической энергии;устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;характеристики и параметры электрических и магнитных полейОП.02. Электротехника и электроникаОК 1 - 10ПК 1.2 - 1.4
уметь:использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества:оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;знать:задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;формы подтверждения качестваОП.03. Метрология, стандартизация и сертификацияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;определять по геологическим, геоморфологическим, физикографическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород:определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;определять физические свойства и геофизические поля;классифицировать континентальные отложения по типам;обобщать фациально-генетические признаки;определять элементы геологического строения месторождения:выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям;знать:физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;классификацию и свойства тектонических движений;генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;эндогенные и экзогенные геологические процессы;геологическую и техногенную деятельность человека;строение подземной гидросферы;структуру и текстуру горных пород;физико-химические свойства горных пород;основы геологии нефти и газа;физические свойства и геофизические поля;особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых;основные минералы и горные породы;основные типы месторождений полезных ископаемых;основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод; физические свойства; газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации; грунтовые и артезианские воды; подземные воды в трещиноватых и закарстоватых породах; подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород; минеральные, промышленные и термальные воды; условия обводненности месторождений полезных ископаемых; основы динамики подземных вод;основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;основы фациального анализа;способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлогоОП.04. ГеологияОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:определять напряжения в конструкционных элементах;определять передаточное отношение;проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;производить расчеты на сжатие, срез и смятие;производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;собирать конструкции из деталей по чертежам и схемам;читать кинематические схемы;знать:виды движений и преобразующие движения механизмы;виды износа и деформаций деталей и узлов;виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;кинематику механизмов, соединения деталей машин, механические передачи, виды и устройство передач;методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;методику расчета на сжатие, срез и смятие;назначение и классификацию подшипников;характер соединения основных сборочных единиц и деталей;основные типы смазочных устройств;типы, назначение, устройство редукторов;трение, его виды, роль трения в технике;устройство и назначение инструментов и контрольно-измерительных приборов, используемых при техническом обслуживании и ремонте оборудованияОП.05. Техническая механикаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;знать:базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы);методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельностиОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:находить и использовать необходимую экономическую информацию;определять организационно-правовые формы организаций;определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации):знать:действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;основные технико-экономические показатели деятельности организации;методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации:методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях:основные принципы построения экономической системы организации;основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;основы организации работы коллектива исполнителей;основы планирования, финансирования и кредитования организации;особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;общую производственную и организационную структуру организации;современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;формы организации и оплаты трудаОП.07. Основы экономикиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;знать:виды административных правонарушений и административной ответственности;классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов;нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;организационно-правовые формы юридических лиц;основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности;нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника;понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;порядок заключения трудового договора и основания его прекращения;права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;роль государственного регулирования в обеспечении занятости населенияОП.08. Правовые основы профессиональной деятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;оценивать состояние безопасности труда на производственном объекте;применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности;инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам охраны труда;соблюдать правила безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;знать:законодательство в области охраны труда;нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по безопасности труда и производственной санитарии;возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;действие токсичных веществ на организм человека;категорирование производств по взрыво-пожароопасности;меры предупреждения пожаров и взрывов;общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;основные причины возникновения пожаров и взрывов;особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве:порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;предельно допустимые концентрации (ПДК) и индивидуальные средства защиты;права и обязанности работников в области охраны труда;виды и правила проведения инструктажей по охране труда;правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессовОП.09. Охрана трудаОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
68
ОП.10. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
ПМ.00Профессиональные модули
1626
1084
ПМ.01Ведение технологических процессов горных и взрывных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:выемки полезного ископаемого по ситуационному плану;определения фактического объема подготовительных и добычных работ;оформления технологических паспортов ведения горных работ;оформления технической документации с помощью аппаратно-программных средств:определения параметров схемы вскрытия месторождения и действующей системы разработки в данной горной организации;участия в организации производства:подготовительных и добычных работ;работ на складе полезного ископаемого;работ по дегазации шахтного поля;выявления нарушений в технологии ведения горных работ;соблюдения правил эксплуатации горно-транспортного оборудования;оценки и контроля состояния схем транспортирования горной массы на участке;участия в проведении мероприятий по обеспечению безопасности ведения взрывных работ;определения оптимального расположения горно-транспортного оборудования в очистном и подготовительном забоях;участия в организации процесса подготовки очистного и подготовительного забоев к отработке;определения параметров шахтной атмосферы;определения положения точки и ориентирования линий на поверхности и в горных выработках;проведения маркшейдерских съемок на поверхности;анализа схемы вскрытия месторождения и действующей системы разработки на данной шахте;анализа ведения очистных, подготовительных (в том числе буровзрывных) и ремонтно-восстановительных работ;участия в организации производства:подготовительных и добычных работ, буровзрывных работ, работ на складе полезного ископаемого;работ по креплению горных выработок, погрузке и транспортированию горной массы, работ по проведению горных выработок, работ по выемке полезных ископаемых в пластах тонких, средних и мощных при пологом, наклонном и крутом залегании;контроля ведения горных работ в соответствии с технической и технологической документацией;выявления нарушений в технологии горных работ;соблюдения правил эксплуатации горно-транспортного оборудования;регулировки, смазки и технического и профилактического осмотра обслуживаемого оборудования, машин и механизмов;участия в ремонте оборудования, машин и механизмов;монтажа и наладки горнотранспортного оборудования на участке;обслуживания подземных погрузочных пунктов;контроля шахтной атмосферы с применением общешахтных систем автоматизированного контроля метана;анализа схемы электроснабжения участка;участия в ремонте механического и электрооборудования;соблюдения правил эксплуатации электрооборудования;соблюдения правил безопасной эксплуатации стационарных установок;соблюдения правил безопасной эксплуатации вентиляторных установок;пользования приборами контроля расхода воздуха и аэрогазового режима;участия в ремонте стационарных машин;управления горным давлением;участия в организации процесса подготовки и монтажа оборудования добычных забоев и проходческих выработок к последующей отработке;контроля за состоянием технологического и горно-транспортного оборудования и выполнения планово-предупредительных ремонтов:уметь:выполнять и читать технологические схемы ведения горных работ на участке;оформлять технологические карты по видам горных работ;производить оформление технологической документации с применением аппаратно-программных средств;оформлять проекты ведения горных выработок и очистных забоев с применением горных машин, очистных и проходческих комплексов, буровзрывных работ;оформлять технологическую документацию по проветриванию и дегазации горных выработок и очистных забоев;выполнять проектирование вентиляции шахты;выполнять и оформлять технологические проекты по проведению горных выработок и очистных забоев;контролировать ведение очистных и подготовительных работ;определять факторы, влияющие на производительность проходческого оборудования, очистного и горнотранспортного комплексов;читать планы и карты, геодезические и маркшейдерские сети;оценивать горно-геологические условия разработки месторождений полезных ископаемых;рассчитывать параметры схем вскрытия и элементов систем разработки;рассчитывать паспорта забоев:подготовительного механизированным способом, подготовительного буровзрывным способом, добычного различной степени механизации;выбирать схемы ведения горных работ для заданных горно-геологических и горнотехнических условий;производить эксплуатационные расчеты различного горно-транспортного оборудования в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;обосновывать выбор применяемого горнотранспортного оборудования;производить выбор оборудования подземных погрузочных пунктов;обеспечивать высокую надежность транспортных процессов;использовать материалы, применяемые в горной промышленности;читать блок-схемы систем автоматики, автоматизированных горнотранспортных машин и конвейерных линий;выбирать электрооборудование горных машин и комплексов по их рабочим параметрам;работать со схемами электроснабжения участка;выбирать оборудование для организации водоотлива на участке и производить расчет его рабочих параметров;производить расчеты необходимого количества воздуха, выбирать вентиляторные установки и производить их эксплуатационный расчет;пользоваться приборами контроля расхода воздуха и аэрогазового контроля;определять положительные и отрицательные факторы, влияющие на себестоимость работ на участке;определять нормы выработки согласно горно-геологическим условиям и техническим характеристикам комплексов и оборудования очистных и подготовительных работ;определять горно-геологические и горнотехнические факторы, влияющие на производительность горнотранспортного комплекса;знать:требования стандартов ЕСКД и ЕСТД к оформлению и составлению чертежей и схем, к оформлению технической и технологической документации по ведению горных работ;основные понятия и определения стандартизации и сертификации по проведению работ в очистном и подготовительном забоях, ремонтно-восстановительных работ и внутришахтного транспорта;правила проектирования и ведения очистных, подготовительных работ с применением горных машин и буровзрывным способом;горно-графическую документацию горной организации: наименование, назначение, содержание, порядок её оформления, согласования и утверждения;общие вопросы проведения и крепления горных выработок, наклонных и вертикальных стволов;общие сведения о давлении горных пород и управлении горным давлением в очистных и подготовительных выработках;способы газификации угля, борьбы с метаном и запыленностью шахтной атмосферы;маркшейдерские планы горных выработок;маркшейдерское обеспечение рационального использования недр;условия сдвижения горных пород под влиянием горных работ;системы разработки и схемы вскрытия месторождений в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;технологию и организацию ведения буровзрывных работ;технологию и организацию проведения горных выработок в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;способы управления горным давлением;технологию и организацию выемки полезного ископаемого в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;организацию обеспечения безопасного производства подготовительных, добычных и вспомогательных работ;технологию очистных работ при выемке полезного ископаемого с применением гидромеханизации и при безлюдной выемке;технологию очистных и подготовительных работ на пластах, опасных по внезапным выбросам угля или газа;технологию ремонта, восстановления и погашения горных выработок;типовые технологические схемы подземной разработки месторождений полезных ископаемых, нормативные и методические материалы по технологии ведения горных работ на участке;принципы формирования технологических грузопотоков;транспортные схемы в различных горно-геологических и горнотехнических условиях;устройство, принцип действия, условия применения и правила эксплуатации участкового и магистрального транспорта;комплекс автоматизированных подземных погрузочных пунктов;основные сведения о подготовке к эксплуатации и ремонте горнотранспортного оборудования;алгоритмы и методы расчета эксплуатационных характеристик погрузочных машин, призабойных транспортных средств, ленточных и скребковых конвейеров, а также монорельсовых и моноканатных дорог;условия применения, принцип действия, устройство и правила эксплуатации рудничного транспорта;устройство и принцип действия схем электрооборудования горнотранспортных машин;схемы электроснабжения горнотранспортного оборудования;принципы построения и общую характеристику автоматизации конвейерного транспорта;основные виды автоматических электрических защит, блокировок и защитных средств электрооборудования горнотранспортных машин и механизмов;устройство, назначение, принцип действия основных элементов систем горной автоматики;материалы, применяемые в горной промышленности;устройство и принцип действия приводов горных машин и комплексов;принципиальные схемы электроснабжения участка и освещения участка;правила эксплуатации электрооборудования горных машин и комплексов;организацию ремонтных работ в организации;состав рудничного воздуха;способы и схемы проветривания очистных и подготовительных выработок;приборы автоматического контроля расхода воздуха и аэрогазового контроля;устройство, принцип действия и область применения стационарных машин:насосов, компрессоров, вентиляторов;правила эксплуатации стационарных машин;плановое задание и производственную мощность участка и организации;производительность применяемых очистных и подготовительных комплексов, рудничного транспорта; факторы, влияющие на производительность;производительность труда, факторы, влияющие на производительность труда;нормирование труда, нормы выработкиМДК.01.01. Основы горного делаМДК.01.02. Основы маркшейдерского делаМДК.01.03. Технология добычи полезных ископаемых подземным способомМДК.01.04. Механизация и электроснабжение горных работ, электропривод и автоматизация горных машин и комплексовОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5
ПМ.02Контроль за безопасностью ведения горных и взрывных работВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в проведении нарядов на горном участке;контроля за соблюдением требований правил безопасности при проведении подготовительных и очистных работ;участия в контроле за технологическим процессом при работе горного оборудования в опасных зонах;контроля за соблюдением требований правил безопасности при ведении взрывных и транспортных работ;составления паспортов крепления горных выработок;участия в составлении паспортов буровзрывных работ;контроля за состоянием средств пожаротушения согласно табелю противопожарного инвентаря;контроля за сроками поверки огнетушителей при тушении пожаров электроустановок до 1000 V и свыше 1000 V;участия в учениях военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) по ликвидации пожара или аварии согласно плану ликвидации аварий (ПЛА):контроля за соблюдением должностной и производственной инструкции по охране труда на рабочих местах;контроля за использованием персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;участия в разработке комплексного плана по улучшению условий труда на рабочих местах;контроля выполнения комплексного плана и плана ликвидации аварий;проверки объекта горных работ на соответствие требованиям промышленной безопасности и охраны труда;выявления нарушений при эксплуатации горно-транспортного оборудования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;выявления нарушений при ведении горных работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;уметь:контролировать выполнение правил безопасности при ведении подготовительных, добычных и ремонтно-восстановительных работ на участке;анализировать нормативные документы и инструкции;составлять и читать паспорта крепления горных выработок;составлять и читать паспорта буровзрывных работ;применять действующие правила и нормативные документы в области пожарной безопасности;разрабатывать мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах;различать вредные и опасные производственные факторы;анализировать и сопоставлять с требованиями нормативных документов должностные и производственные инструкции по охране труда;пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;владеть методами оказания доврачебной помощи пострадавшим;идентифицировать опасные производственные факторы;разрабатывать перечень мероприятий по локализации опасных производственных факторов;определять перечень мероприятий по ликвидации аварий;определять перечень мероприятий по производственному контролю;анализировать локальные документы организации в области управления охраной труда и промышленной безопасностью;знать:требования межотраслевых (отраслевых) правил и норм по охране труда и промышленной безопасности;требования правил безопасности в соответствии с видом выполняемых работ;правила безопасности при разработке угольных месторождений подземным способом;единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом:единые правила безопасности при ведении взрывных работ;правила технической эксплуатации рудничного транспорта;требования федеральных и региональных законодательных актов, норм и инструкций;содержание паспортов крепления горных выработок и буровзрывных работ;требования правил пожарной безопасности;требования к средствам пожаротушения;действия в чрезвычайных и аварийных ситуациях;содержание и организацию мероприятий по пожарной безопасности;организацию работы горноспасательной службы;основные положения трудового права;требования охраны труда;опасные и вредные производственные факторы;основные положения по обеспечению гигиены труда и производственной санитарии;требования охраны труда по обеспечению работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;методы и средства оказания доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях и авариях;содержание должностной инструкции;содержание инструкций по охране труда;требования по обеспечению безопасности технологических процессов, эксплуатации зданий и сооружений, машин и механизмов, оборудования, электроустановок, транспортных средств, применяемых на участке;требования федеральных законодательных актов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;способы и средства предупреждения и локализации опасных производственных факторов, обусловленных деятельностью организации;организацию, методы и средства ведения спасательных работ и ликвидации аварий в организации;полномочия инспекторов государственного надзора и общественного контроля за охраной труда и промышленной безопасностью;значение и содержание производственного контроля в горной организации;значение и содержание плана ликвидации аварийМДК.02.01. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организацииОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.4
ПМ.03Организация деятельности персонала производственного подразделенияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:проведения инструктажей по охране труда для рабочих;ведения учетной документации по охране труда и промышленной безопасности;составления предложений и представлений о поощрениях и взысканиях персонала;определения технико-экономических показателей деятельности участка;определения затрат по участку;контроля обеспеченности работников участка средствами индивидуальной защиты;оценки несчастных случаев и производственного травматизма на участке;оценки трудовой дисциплины и трудового участия персонала в производственной деятельности участка;уметь:при проведении инструктажей сопоставлять несчастные случаи в родственных организациях с возможными ситуациями на данном участке;анализировать и доводить до подчиненных возможные места и причины возникновения опасных производственных ситуаций;строить и анализировать свою речь, владеть культурой речи;заинтересовать слушателей в процессе обучения;оценивать мотивационные потребности персонала;организовывать мероприятия по здоровьесбережению трудящихся, соревнования по профессии;владеть приемами морального стимулирования персонала;владеть приемами управления конфликтными ситуациями;оценивать уровень технико-экономических показателей по участку;определять нормы выработки для персонала участка;определять факторы, влияющие на производительность труда, затраты и себестоимость по участку;оценивать состояние охраны труда и промышленной безопасности;определять потребность в рабочих кадрах и оценивать состояние трудовой дисциплины по участку;оценивать уровень квалификации персонала участка;знать:виды инструктажей;инструкции по охране труда и промышленной безопасности;должностные инструкции;правила внутреннего распорядка организации;основные положения Трудового кодекса Российской Федерации;систему оплаты труда;мотивации труда, управление конфликтами, этику делового общения;факторы, влияющие на психологический климат в коллективе;психологические аспекты управления коллективом;принципы делового общения в коллективе;основные сведения об экономическом анализе;этапы проведения анализа;способы сбора и обработки информации;формы представления результатов анализа;программное обеспечение для автоматизированной обработки данных и создания информационной базыМДК.03.01. Организация и управление персоналом производственного подразделенияОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.3
ПМ.04Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)
1350
900
Всего часов обучения по циклам ОПОП
4536
3024
УП.00Учебная практика
25 нед.
900
ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.4ПК 3.1 - 3.3
ПП.00Производственная практика (по профилю специальности)
ПДП.00Производственная практика (преддипломная)
4 нед.
ПА.00Промежуточная аттестация
5 нед.
ГИА.00Государственная (итоговая) аттестация
6 нед.
ГИА.01Подготовка выпускной квалификационной работы
4 нед.
ГИА.02Защита выпускной квалификационной работы
2 нед.
Таблица 4

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе: