ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке стр. 11

а) ручное перемещение кабины с помощью специального устройства:
- прилагаемое усилие, необходимое для перемещения кабины с номинальной нагрузкой, не должно превышать 400 Н. Применение в устройстве штурвала со спицами или кривошипной рукоятки не допускается, если это может привести к травмированию обслуживающего персонала в случае неконтролируемого движения кабины.
Если указанное усилие превышает 400 Н, то необходимо предусмотреть средства для электрического аварийного управления из машинного помещения, отвечающие требованиям 5.4.3.10, перечисление б).
Съемный штурвал следует хранить в машинном помещении. При нахождении в машинном помещении нескольких лебедок съемные штурвалы должны иметь соответствующую маркировку (окраску) лебедки соответствующего лифта. Электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.4.28, должно размыкать цепь безопасности не позднее установки штурвала на лебедку.
При наличии промежуточного устройства (редуктора или аналогичного) между штурвалом и шкивом (барабаном, звездочкой) электрическое устройство безопасности, отвечающее требованиям 5.5.4.28, должно размыкать цепь безопасности не позднее установки устройства на лебедку.
Направление движения кабины при вращении штурвала должно быть указано на лебедке или непосредственно на штурвале.
При перемещении кабины штурвалом должна быть предусмотрена возможность контроля из машинного помещения нахождения кабины в зоне отпирания дверей;
б) перемещение кабины за счет дополнительного (резервного) источника электропитания.
Энергии источника должно быть достаточно для перемещения кабины до ближайшей этажной площадки, открытия дверей (если это требуется конструктивно) и их удержания для обеспечения выхода пассажиров;
в) перемещение кабины за счет разницы фактических масс кабины и противовеса (уравновешивающего груза):
- устройство для ручного или электрического растормаживания тормоза лебедки должно быть расположено в машинном помещении, а при его отсутствии в запираемом шкафу согласно 5.3.4.10. При воздействии на устройство должны быть приняты конструктивные и/или организационные меры по предотвращению движения кабины со скоростью большей скорости, предусмотренной для срабатывания ограничителя скорости, как вверх, так и вниз,
- отсутствие движения кабины при воздействии на устройство растормаживания при размещении в кабине груза, равного половине номинальной грузоподъемности ±10%, не является браковочным фактором. Конструкцией и/или руководством по эксплуатации лифта должны быть предусмотрены меры по изменению баланса кабина/противовес (уравновешивающий груз) и/или перемещение уравновешенной кабины без изменения баланса,
- устройство для электрического растормаживания должно иметь дополнительный (резервный) источник питания (аккумулятор). Запас энергии этого источника должен обеспечивать число и время циклов растормаживания, необходимые для однократного перемещения кабины лифта до ближайшей этажной площадки в сторону неуравновешенности при самом неблагоприятном варианте загрузки лифта в течение 1 ч с момента исчезновения основного электропитания.
5.4.3.11 При применении барабанной лебедки должны быть выполнены следующие требования:
а) барабан должен иметь нарезанные по винтовой линии канавки, соответствующие диаметру каната;
б) при нахождении кабины (противовеса) на полностью сжатых буферах на барабане должно оставаться не менее полутора запасных витков каждого закрепленного на барабане каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
в) на барабане должен быть намотан только один слой каната;
г) угол отклонения канатов относительно оси канавок должен быть не более 4°;
д) барабан должен иметь реборды, возвышающиеся над навитым канатом на высоту не менее одного диаметра каната. Со стороны (сторон) крепления каната реборду допускается не выполнять.
5.4.3.12 Лебедка должна быть оборудована автоматически действующим механическим тормозом нормально-замкнутого типа:
а) тормозной момент должен создаваться с помощью пружины сжатия или груза;
б) тормоз должен состоять из двух систем торможения, все механические элементы тормоза, задействованные в процессе приложения усилия к тормозному барабану или диску, должны дублироваться, в том числе толкатель электромагнита;
в) каждая из систем торможения должна создавать усилие торможения, достаточное для остановки и удержания кабины с грузом, масса которого равна номинальной грузоподъемности лифта;
г) применение ленточных тормозов не допускается;
д) лебедка, для которой предусмотрено ручное перемещение кабины по 5.4.3.10, должна быть оборудована устройством для ручного растормаживания. При прекращении воздействия на это устройство действие тормоза должно автоматически восстанавливаться.
5.4.4 Кабина
5.4.4.1 Кабина лифта должна быть рассчитана на нагрузки, возникающие при рабочем режиме и испытаниях лифта.
5.4.4.2 Ограждение кабины
5.4.4.2.1 Кабина лифта, допускающая транспортирование людей, должна иметь сплошные стены, пол, потолочное перекрытие(крышу) и входные проемы для доступа пользователей и/или грузов. В потолочном перекрытии(крыше) допускаются проемы для аварийных люков и в стенах кабины для аварийных дверей.
5.4.4.2.2 Стены кабины должны выдерживать нагрузку 300 Н, равномерно распределенную по круглой или квадратной площадке площадью 5 см и приложенную под прямым углом в любой ее точке изнутри кабины с упругой деформацией, не превышающей 15 мм, при этом остаточная деформация не допускается.
5.4.4.2.3 Для ограждения кабины допускается применение многослойного стекла в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 - Плоские стеклянные панели, используемые для стен кабины
Тип стекла Минимальная толщина, мм, при диаметре вписанной окружности, м
Не более 1 Не более 2
Многослойное закаленное 8 (4+4+0,76) 10 (5+5+0,76)
Многослойное 10 (5+5+0,76) 12 (6+6+0,76)
Каждое стекло должно иметь маркировку с указанием следующей информации:
а) наименования и торговой марки фирмы - поставщика стекла;
б) типа стекла;
в) толщины [например 8 (4+4+0,76)].
Стена кабины со стеклом, установленным ниже 1100 мм от уровня пола, должна быть оборудована поручнем, установленным на высоте 900-1100 мм и закрепленным независимо от стекла. Поручни должны выдерживать горизонтальную нагрузку 440 Н и вертикальную нагрузку - 1270 Н, приложенные разновременно в любой точке.
При использовании многослойного стекла, не отвечающего требованиям таблицы 2, проводят испытания на удар маятника в соответствии с ГОСТ Р 53781.
5.4.4.3 Потолочное перекрытие (крыша кабины), на которую возможен выход персонала
5.4.4.3.1 Зона на крыше кабины в любом месте должна выдерживать без остаточной деформации нагрузку 2000 Н, приложенную на площадке размером 200х400 мм.
5.4.4.3.2 На крыше кабины должна быть предусмотрена свободная площадка для персонала площадью не менее 0,12 м . Размер меньшей стороны площадки должен быть не менее 250 мм.
5.4.4.3.3 Если зазор, измеренный в горизонтальной плоскости, перпендикулярной к внешнему краю крыши кабины, до ограждения шахты превышает 300 мм, то крыша кабины со стороны этого зазора должна быть оборудована ограждением.
При измерении зазора имеющиеся в ограждении шахты ниши размером менее 300х300 мм (ширина высота) не учитывают.
5.4.4.3.3.1 В конструкцию ограждения должны входить поручень, обшивка понизу высотой 0,1 м и поперечина, расположенная на половине высоты ограждений. Ограждение должно выдерживать горизонтальную нагрузку 300 Н, приложенную к поручню.
Высота ограждения должна составлять не менее:
а) 700 мм - при зазоре не более 850 мм;
б) 900 мм - при зазоре более 850 мм.
Допускается использовать складные ограждения, положение которых должно контролироваться электрическим устройством безопасности согласно 5.5.4.35.
Вместо обшивки ограждения понизу допускается использовать отбортовку края крыши кабины высотой не менее 30 мм.