СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (с Изменениями N 1, 2) стр. 23

6.4 Земляное полотно

6.4.1 Ширину однопутного земляного полотна (основной площадки) поверху на прямых участках пути с открытым балластным слоем после полной осадки следует принимать по таблице 6.9.
Таблица 6.9
Категория и назначение пути
Ширина земляного полотна, м, на прямом участке пути на грунте
глинистый и не дренирующие пески мелкие и пылеватые
скальный, крупнообломочный и песчаный дренирующий
Подъездные и технологические пути с поездным характером движения категории:
I-пу
4,0
3,8
II-пу
3,8
3,6
III-пу
3,5
3,3
Технологические пути (кроме соединительных с поездным характером движения)
3,2
3,0
Ширину земляного полотна технологических путей с поездным характером движения допускается принимать на одну категорию ниже указанной в таблице.
6.4.2 Ширину выемок понизу при устройстве подпорных стен, а также выемок в устойчивых скальных породах (слабовыветривающихся при отсутствии падения пластов массива в сторону полотна), допускается уменьшать. При этом расстояние от оси крайнего пути до подпорных стен или откосов в уровне подошвы шпалы должно быть не менее 2,25 м и 2 м в противоположную сторону. В указанных выемках через 300 м с каждой стороны пути следует проектировать камеры шириной 4 м, глубиной 2 м и высотой 2,8 м. В промежутках между камерами через 60 м с каждой стороны следует устраивать ниши шириной 3 м, глубиной 1 м и высотой 2 м.
6.4.3 Ширину земляного полотна для раздельных пунктов следует устанавливать в соответствии с проектируемым путевым развитием. При этом расстояние от оси крайних станционных путей до бровки земляного полотна должно быть не менее половины ширины, приведенной в таблице 6.9, а на стрелочных улицах и вытяжных путях - не менее 2,25 м.
6.4.4 Ширину земляного полотна для кривых участков пути следует увеличивать с наружной стороны кривой на 0,2 м при радиусах 600 м и менее на путях категорий I-пу и II-пу и 300 м и менее на путях категории III-пу, а также на технологических путях при расчетной скорости движения поездов (подач) более 15 км/ч. На станционных и погрузочно-разгрузочных путях уширение земляного полотна не предусматривается.
6.4.5 Земляное полотно под укладку путей с заглубленным балластным слоем допускается проектировать только на планируемых территориях при необходимости обеспечения требований благоустройства и застройки промышленной площадки. При этом расстояние от оси пути до края корыта (в уровне верха балластного слоя), в котором помещается балластный слой, следует принимать не менее 1,2 м.
6.4.6 Поперечное очертание верха однопутного земляного полотна (сливной призмы) из не дренирующих грунтов с открытым балластным слоем следует проектировать в виде трапеции шириной поверху 1,2 м, высотой 0,1 м и с основанием, равным ширине земляного полотна. Верх земляного полотна, сооружаемого под два пути, следует проектировать в виде треугольника высотой 0,15 м с основанием, равным ширине земляного полотна.
Верх земляного полотна пристраиваемого второго пути из не дренирующих грунтов проектируют односкатным с поперечным уклоном от существующего полотна, равным 0,04 для выемок и 0,02 - для насыпей.
6.4.7 Поперечное очертание верха земляного полотна станционных площадок в зависимости от числа путей и вида грунта следует проектировать односкатным или двускатным. При значительной ширине площадки допускается применять пилообразный поперечный профиль с устройством в междупутьях с пониженными отметками закрытых продольных лотков с уклоном не менее 2.
Верх однопутного и двухпутного земляного полотна, а также станционных площадок из скальных, крупнообломочных и песчаных дренирующих грунтов следует проектировать горизонтальным.
6.4.8 Высоту насыпей над поверхностью болота по условию прочности верхнего строения пути следует определять расчетом. По условию прочности верхнего строения пути высота насыпи должна быть не менее указанной в таблице 6.10.
При круглогодичной эксплуатации железной дороги минимальная высота насыпи уточняется из условия снегозаносимости.
Таблица 6.10
Вид грунта насыпи
Высота насыпи, м, при влагосодержании торфа, г/г, в природном состоянии болота
5,0
7,5
10,0
12,5
Песок:
крупный гравелистый
0,60
0,60
0,60
0,60
средней крупности
0,60
0,60
0,60
0,85
мелкий
0,60
0,60
0,75
1,00
пылеватый
0,60
0,80
1,20
1,50
Супесь легкая крупная
0,60
0,70
1,05
1,35
Примечание - Для промежуточных значений влагосодержания высоту насыпи определяют интерполяцией.
6.4.9 Земляное полотно на подходах к нижним складам и на складских путях лесозаготовительных предприятий, а также на путях с сезонным характером работы допускается проектировать затопляемым при соответствующем укреплении его от размыва, а верхнее строение пути - от сноса.
6.4.10 Бровка земляного полотна должна возвышаться над наивысшим уровнем грунтовых вод или над уровнем длительного (более 20 сут) стояния поверхностных вод на значение, достаточное для предохранения земляного полотна от пучения и просадок.
При соответствующем обосновании вместо повышения отметок бровки земляного полотна допускается предусматривать понижение уровня грунтовых вод, замену грунта.
6.4.11 Ширину бермы между подошвой откоса насыпи и бровкой резерва или водоотводной канавы следует предусматривать не менее 2 м. Для насыпей высотой до 2 м, отсыпаемых из резервов, допускается уменьшать ширину до 1 м. Поверхности берм следует придавать уклон 0,02 в сторону канавы или резерва. Ширина бермы между подошвой откоса и бровкой водоотводной канавы на болотах должна быть не менее 3 м.
В благоприятных гидрогеологических условиях насыпи высотой до 1 м допускается проектировать с переходом откоса насыпи в откос резерва или канавы без оставления бермы. При этом крутизну откоса насыпи и внутреннего откоса резерва (канавы) следует принимать равной 1:3 или криволинейного очертания: в верхней части - 1:1,5 и в нижней - с уплотнением до 1:5.
6.4.12 Размеры поперечного сечения нагорных канав и водосбросов следует определять по расходам воды с вероятностью превышения 1:20 (5%) на подъездных путях и 1:10 (10%) - на технологических путях и на лесовозных ветках.
Размеры поперечного сечения продольных (у насыпей) и поперечных водоотводных канав следует определять по расходам воды с вероятностью превышения 1:10 (10%).
Бровка канавы должна возвышаться не менее чем на 0,2 м над уровнем воды, соответствующим расходу с указанной вероятностью превышения.
Размеры водоотводных канав для технологических путей надлежит определять по расходу воды с вероятностью превышения, принятой для предприятия в целом.
Глубина продольных и нагорных канав и ширина их по дну должны быть не менее 0,6 м на подъездных путях и 0,5 м на лесовозных ветках, а расположенных на болотах - не менее 0,8 м.
Глубину кюветов следует принимать не менее 0,5 м на внешних путях и 0,4 м на лесовозных ветках, а ширину по дну - 0,4 м. Для коротких и неглубоких выемок в районах с сухим климатом допускается уменьшать глубину кювета на внешних путях до 0,4 м.
На водораздельных точках в выемках, расположенных на уклонах менее и на горизонтальных площадках, глубину кюветов допускается уменьшать до 0,2 м при сохранении ширины кюветов по дну и ширины выемки на уровне бровки земляного полотна.
6.4.13 Высота насыпи над поверхностью болот после осадки должна удовлетворять требованиям 6.6.9, но не должна быть менее 0,6 м при полном удалении торфа из-под основания насыпи, а при частичном удалении или сохранении торфа также удовлетворять условию прочности верхнего строения пути.
Для болот, до дна заполненных торфом устойчивой или неустойчивой консистенции со степенью разложения 60-100%, независимо от их глубины, следует применять безвыторфовочный метод проектирования насыпей.
Насыпи, возводимые на болотах, следует предусматривать из дренирующих грунтов.
При наличии поперечного уклона дна болота следует проверять устойчивость насыпи и в необходимых случаях предусматривать соответствующие противодеформационные устройства.
6.4.14 Пути на полях добычи торфа следует проектировать без выторфовывания с учетом предварительного осушения торфяного месторождения.
Высота насыпи над поверхностью торфозалежи должна быть не менее 0,6 м, а путевые канавы, предусматриваемые с двух сторон насыпи, должны иметь глубину 1,0-1,5 м, ширину по дну 0,4 м и продольный уклон не менее 0,01 с выпуском воды в осушительную сеть предприятия по добыче торфа должно приниматься не менее 3 м.
При укладке путей вдоль каналов осушительной сети путевая канава, располагаемая с противоположной стороны пути, должна иметь, как правило, поперечное сечение, равное сечению канала.
6.4.15 Высоту насыпей над поверхностью болота следует определять расчетом в зависимости от вида грунта насыпи, физико-механических характеристик торфяного основания, типа подвижного состава, конструкции верхнего строения пути.
По условию прочности верхнего строения пути высота насыпи должна быть не менее указанной в таблице 6.10.
6.4.16 Конечную осадку насыпи, возводимой на болоте, следует определять расчетом, а ориентировочно допускается определять по таблице 6.11.
Таблица 6.11
Высота насыпи, м
Конечная осадка насыпи в процентах глубины торфяного слоя, при влагосодержании торфа, г/г в природном состоянии болота
5,0
7,5
10,0
12,5
0,6
20
25
30
35
1,0
25
30
35
40
1,5
30
35
40
45
2,0
35
40
45
50
2,5
40
45
50
55
Примечание - Для промежуточных значений влагосодержания высота насыпи определяется интерполяцией.
6.4.17 Земляное полотно на участках распространения подвижных песков в районах с засушливым климатом, где в любое время года обеспечивается полное впитывание атмосферных осадков, следует проектировать без сливной призмы, а выемки, кроме того, - без кюветов. При этом ширину выемок понизу (в уровне подошвы шпал) необходимо принимать не менее 4,5 м.
В проекте следует предусматривать также мероприятия по защите земляного полотна от выдувания и песчаных заносов.

6.5 Верхнее строение пути

6.5.1 Мощность верхнего строения пути в зависимости от категории и назначения путей, а также от нагрузки на ось локомотива следует принимать по таблице 6.12.
Для кривых участков радиусом менее 600 м для дорог категорий I-пу и II-пу и менее 300 м - для дорог категории III-пу число шпал на 1 км пути следует увеличивать на 125 шт.
Таблица 6.12
Категория и назначение пути
Нагрузка на ось локомотива, кН
Тип рельса
Число шпал на 1 км
Толщина балластного слоя под шпалой, см
Подъездные и технологические пути с поездным характером движения категорий:
I-пу
Свыше 60
Р24
1750
25
Св. 45 до 60
Р24
1625
20
II-пу
Свыше 60
Р24
1750
25
Св. 45 до 60
Р24
1625
20
45 и менее
Р24
1625
20
III-пу
Св. 45 до 60
Р24
1625
20
45 и менее
Р18
1500
15
Технологические пути с поездным характером движения
Свыше 60
Р24
1625
20
60 и менее
Р18
1500
15
6.5.2 Рельсы следует предусматривать новые в соответствии с ГОСТ 5876 и ГОСТ 6368. Допускается применение старогодных рельсов не тяжелее Р43.
Рекомендуется укладка длинномерных рельсовых плетей со сваркой на базах или на месте укладки в путь.