по возможности укладка трассы по безлесному водоразделу, желательно избегать пересечения проток, озер;
максимально возможное сохранение растительности;
безопасный сбор и хранение отходов;
недопущение загрязнения отходами горизонтов пресных вод, используемых и перспективных для водоснабжения населения;
обеспечение герметизации трубопроводов и других технических сооружений;
для уменьшения глубины протаивания вечномерзлого грунта в основании насыпей необходимо сохранять и по возможности воспроизводить у подошвы и по откосу насыпей кустарниковую растительность и травяной покров;
рекультивация нарушенных при строительстве объекта земель (методические рекомендации по рекультивации земель, нарушаемых при транспортном строительстве, ГОСТ 17.5.3.04).
12.7.12 Мероприятия по охране животного и растительного мира, рыб, птиц включают в себя:
создание искусственных защитных сооружений, а также искусственных путей миграции для животных через трассы линейные сооружения, экранирующих и светоотражающих устройств, заглубленных транспортных путей и др.;
получение заказчиком в установленном порядке лесопорубочного билета, при необходимости рубки леса в полосе отвода транспортного сооружения;
посадку вдоль дорог хвойных либо других зеленых насаждений, кроме плодово-ягодных (чтобы не привлекать животных к дороге);
строительство рыбопропускных сооружений при плотинах на водотоках, имеющих рыбохозяйственное значение;
обеспечение очистки сточных и ливневых вод до уровня, удовлетворяющего рыбохозяйственным требованиям.
12.7.13 Для сохранения исчезающих видов растений при трассировании транспортных и других коммуникаций необходимо рассматривать варианты трасс, по возможности обеспечивая обход мест популяций редких видов растений.
12.7.14 При проложении автомобильной дороги через лес загрязнение придорожной территории отработавшими газами за пределами полосы отвода (по окиси углерода) не должно превышать: разовая концентрация - 3 , среднесуточная - 1 ;
При проложении трассы через хвойные леса следует учитывать повышение опасности возгорания сухих материалов вследствие выброса с отработавшими газами раскаленных частиц твердых материалов, а также небрежного обращения с огнем водителей и пассажиров.
Правилами противопожарной безопасности предусмотрено устройство минерализированных полос по границам полосы отвода, расположенных в хвойных лесах на сухих почвах. Ширина полосы принимается согласно таблице 12.2.
Таблица 12.2
Характер растительного покрова | Ширина полосы, м |
Лишайник, мох зеленый | 1,0-1,5 |
Ягодник, вереск | 1,5-2,5 |
Травяной покров | 2,5-4,0 |
12.8 Сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение опасных отходов
12.8.1 Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов должны содержать:
характеристику отходов;
краткое описание и обоснование технических решений по сбору отходов в местах их образования на объектах промышленного транспорта и строительных площадках при проведении строительно-монтажных работ, транспортировке отходов, складировании, регенерации и т.д.;
данные, предоставляющиеся заказчиком, об условиях приема отходов на городских (районных) полигонах;
краткое описание мероприятий по переработке и утилизации твердых отходов.
12.8.2 Характеристика отходов производства должна содержать наименование мест образования (производства, цеха, оборудование), периодичность образования, вывоза и способа удаления, класс опасности (токсичности), количество, физико-химические свойства (состав, содержание элементов, состояние, влажность, вес и т.п.) и способы дальнейшего использования отходов.
Количество образования отходов принимается в соответствии с проектом организации строительства объекта [31], [32].
12.8.3 Классификация (перечень) и токсичность отходов (класс опасности) определяются в соответствии с [33], [34], [35], [36].
12.8.4 Технические решения по условиям сбора и временного хранения отходов определяются их видом.
При определении условий, складировании (временном хранении) следует руководствоваться санитарно-экологическими требованиями: СанПиН 4690, СанПиН 2.1.7.1322.
Складирование (временное хранение) отходов следует осуществлять на площадках, расположенных на территориях, непосредственно прилегающих к объекту строительства или эксплуатации в пределах участка отвода, исключающих загрязнение окружающей среды и расположенных с подветренной стороны (в соответствии с розой ветров) по отношению к селитебным территориям и населенным пунктам.
Поверхностный сток с вышерасположенной территории следует отводить от площадки складирования при помощи нагорных канав в пониженные места рельефа.
При неблагоприятных гидрогеологических условиях участка необходимо предусматривать противофильтрационные мероприятия и отвод загрязненного поверхностного стока с площадки складирования на очистные сооружения.
Временное хранение в зависимости от вида отхода осуществляется навалом на специализированных площадках с твердым покрытием (при необходимости с навесом), в контейнерах различной емкости, в герметичной металлической таре, в закрытых помещениях. Периодичность вывоза определяется количеством образования отхода и размерами площадки, объемом контейнера.
12.8.5 Условия утилизации отхода (переработка, регенерация и т.п.) определяются техническими решениями, заложенными в проектной документации.
Неутилизированные отходы периодически сдаются специализированному предприятию (полигону), имеющему лицензию на обращение с отходами.
12.8.6 Не допускается размещение отходов в несанкционированных местах.
12.8.7 Для выполнения экологических требований по обеспечению охраны природной среды от загрязнения отходами предусматриваются следующие мероприятия:
организация раздельного сбора образующихся отходов по их видам и классам с тем, чтобы обеспечить их последующее размещение на предприятиях по переработке, а также вывозу на захоронения;
соблюдение периодичности вывоза отходов, а также соблюдение условий передачи их на другие объекты для переработки или захоронения;
соблюдение условий временного хранения отходов на участке проведения работ в соответствии с требованиями природоохранного законодательства;
соблюдение санитарно-экологических требований к транспортировке отходов;
заключение договоров на передачу отходов специализированным организациям перед началом строительных работ.
12.8.8 Для отсыпки насыпей железных дорог, устройства дорожных одежд и балластного слоя, строительства зданий и сооружений, проведения укрепительных и других работ, в том числе для видов непрерывного транспорта, следует предусматривать максимальное использование имеющихся в районе строительства пригодных для применения в конструкциях и элементах сооружений производственных отходов (шлаков, золошлаковых смесей, отходов горно-рудной промышленности и т.д.). При этом используемые отходы не должны ухудшать качественные характеристики объекта, экологическую обстановку в районе строительства и быть безопасными для обслуживающего персонала при эксплуатации построенных объектов.
Применение балласта, состоящего из смеси песчано-щебеночной из отсевов дробления серпентитов, следует предусматривать с проведением мер, исключающих его пыление в период строительства и эксплуатации железнодорожных путей.
_____________________________
* Далее по тексту - автомобильные дороги.
Приложение А (обязательное) Нормативные ссылки
ГОСТ Р ИСО 17363-2010 Применение радиочастотной идентификации (RFID) в цепи поставок. Контейнеры грузовые
ГОСТ Р 50953-2008 Выбросы вредных веществ и дымность отработавших газов магистральных и маневровых тепловозов. Нормы и методы определения