При необходимости оценки воздействия вибрации и электромагнитного излучения нормируемые параметры и предельно допустимые уровни вибрации и электромагнитного излучения устанавливаются на основании СН 2.2.4/2.1.8.566, СанПиН 2.1.2.2645.
12.5.2 Внешние железнодорожные пути промышленных предприятий необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м.
Расстояние от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
При реконструкции путей и дорог в условиях сложившейся застройки, если уровень шума и концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают нормативные значения, должны быть предусмотрены природоохранные мероприятия, снижающие негативное воздействие на окружающую среду.
12.6 Охрана поверхностных и подземных вод от истощения и загрязнения
12.6.1 Для охраны и рационального использования водных ресурсов, а также предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод района размещения объекта промышленного транспорта при разработке подраздела по охране поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения должен быть учтен режим водопотребления и водоотведения проектируемого объекта. Следует руководствоваться следующими нормативными документами: ГОСТ 17.1.1.03, ГОСТ 17.1.1.04, ГОСТ 17.1.3.04, ГОСТ 17.1.3.05, ГОСТ 17.1.3.06, ГОСТ 17.1.3.11-84, ГОСТ 17.1.3.13, ГОСТ 2761, ГОСТ Р 51232, СанПиН 2.1.5.980, ГН 2.1.5.1315.
12.6.2 При разработке проектной документации необходимо предусматривать:
экономное и рациональное использование водных ресурсов;
предотвращение и устранение загрязнений поверхностных и подземных вод отходами производства (сбор и хранение отходов на специализированных площадках с твердым покрытием);
разработку инженерных мероприятий по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;
минимальное отчуждение земель под строительство водоохранных сооружений;
предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих им загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;
реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в вопросах очистки сточных вод.
12.6.3 Основными источниками загрязнения водного бассейна на объектах промышленного транспорта являются сточные воды: производственные, поверхностные, бытовые и дренажные.
12.6.4 Производственные сточные воды образуются в технологическом процессе на ремонтных заводах, локомотиво-вагонных депо при обмывке подвижного состава, очистке узлов и деталей, гальванической обработке деталей, промывке аккумуляторов, регенерации умягчительных фильтров, гидравлических испытаний различных емкостей, обмывке полов, смотровых канав, промывке цистерн и грузовых вагонов, обмывке промывочных эстакад, путей, лотков, спуске подтоварной воды из отстойных резервуаров и прочее.
В этих процессах вода загрязняется нефтепродуктами, минеральной и органической взвесью, щелочами, кислотами, поверхностно-активными веществами, солями металлов (хрома, никеля, железа, меди и др.), остатками перевозимых в вагонах грузов, фенолами и другими органическими соединениями. При промывке цистерн горячей водой, стоки имеют повышенную температуру (термическое загрязнение).
12.6.5 Бытовые сточные воды образуются в служебных и производственных зданиях, столовых. Эти воды содержат минеральные (частицы почвы, песок, растворенные соли), органические (остатки пищи, пищевых продуктов, бумага, физиологические выделения людей и др.) и бактериальные загрязнения.
12.6.6 Поверхностные сточные воды включают дождевые и снеговые стоки с крыш, проездов, станционных площадок, путей отстоя подвижного состава и других территорий.
Эти воды смывают и выносят нефтепродукты, копоть, производственную пыль, частицы почвы, различный мусор и прочее. Особенностью является непостоянство их расхода и состава, которые зависят от интенсивности, частоты и продолжительности дождя (интенсивности таяния снега), от степени загрязненности территории, вида ее покрытия и др.
Объем поверхностных стоков допускается рассчитывать по [30].
12.6.7 Дренажные воды - это грунтовые воды, просачивающиеся в шахты насосных станций, трубопроводы и другие сооружения, расположенные ниже уровня земли.
Усредненные данные о составе сточных вод различных видов железнодорожных объектов, а также поверхностных стоков с их территории приведены в таблице 12.1.
Таблица 12.1
Вид стоков | Температура воды,°С | Водородный показатель, pH | Содержание, мг/л | Потребность в кислороде, мг/л | |||
эфирорастворимых веществ | взвешенных веществ | прочих примесей | биохимическая, БПК | химическая, ХПК | |||
Производственные стоки: | |||||||
локомотивных и вагонных депо промыво-пропарочных станций при: | 10-12 | 7-9 | 500 | 400 | ПАВ*-10 | 50 | 100 |
внутренней промывке цистерн | 50-60 | 7-9 | 800 | 400 | Ф*-20 | 150 | 300 |
наружной обмывке цистерн | 4-60 | 12-13 | 5000 | 2000 | - | - | |
пунктов подготовки грузовых вагонов к перевозкам | 10-30 | 7-9 | 100 | 200 | - | 150 | 300 |
дезинфекционно-промывочных станций | 20-30 | 7-9 | 200 | 2000 | - | 400 | 800 |
рельсосварочных поездов | 10-20 | 7 | 50 | 100 | - | - | 100 |
автобаз | 15-20 | 7-8 | 900 | 3000 | - | 100 | 200 |
щебеночных заводов | 10-20 | 7 | 100 | До 10000 | - | - | - |
котельных | 50-80 | 5-8 | 50 | 20 | ХЛ*-500-3000 | - | - |
Поверхностные стоки с территорий: | |||||||
станций | 2-20 | 6,5-7 | До 300 | 500 | - | 80 | 100 |
депо | 2-20 | 7 | 300 | 300 | - | 20 | 45 |
приемо-отправочных путей | 2-20 | 7,5 | 300 | 200 | - | 30 | 50 |
ремонтных заводов | 2-20 | 7,5 | 200 | 1000 | - | 50 | 50 |
* Примечание - ПАВ - поверхностно-активные вещества; Ф-фенолы; ХЛ - хлориды. |
12.6.8 Загрязнение поверхностного стока с автодорог происходит за счет растворения вредных веществ атмосферными осадками, а также за счет смыва с поверхности полотна и прилегающих территорий пыли, частиц почв, мусора.
Качественный состав поверхностного стока в холодный период года, включая талые воды от ранее выпавшего снега, дополнительно может содержать химические реагенты, используемые при удалении снега:
пескосоляные смеси - 150-300 мг/л;
специальные смеси, в том числе хлорид кальция, ингибированный суперфосфатами, смесь хлорида натрия с хлоридом кальция, комплексное соединение нитрата кальция с мочевиной и с добавлением поверхностно-активных веществ, нитрит-нитрат-хлорид кальция.
Максимально возможные расчетные концентрации загрязняющих веществ в дождевых и талых водах для автодорог составляют:
по взвешенным веществам - 1000 мг/л;
нефтепродуктам - 70 мг/л;
по ХПК - 100-150 мг/л;
по солесодержанию - 500 мг/л.
12.6.9 Качественный состав сточных вод характеризуется показателями, которые определяют физическими и химическими методами анализа и используют для выбора требуемой степени и способа очистки сточных вод, схемы очистных сооружений, контроля технологического процесса очистки и оценки качества очищенной воды.
12.6.10 Очистку сточных вод от объектов промышленного транспорта (кроме стоков, имеющих специфический характер загрязнения) следует предусматривать, как правило, на очистных сооружениях промышленного предприятия, а захоронение вредных отходов - на специальных полигонах.
Условия сброса сточных вод следует предусматривать с учетом требований 5.9.8.
12.6.11 В целях экономии воды на производственные нужды следует предусматривать создание систем повторного и оборотного водоснабжения; создание локальных оборотных систем (мойки вагонов, тепловозов и пр.), включающих локальные очистные сооружения для очистки загрязненных стоков.
12.6.12 Поверхностные сточные воды с территории объектов промышленного транспорта собираются в систему ливневой канализации и отводятся на очистные сооружения, схема и способ работы которых зависит от объема, качественного и количественного состава стоков.
12.6.13 Концентрации загрязняющих веществ в очищенных сточных водах должны соответствовать требованиям к показателям качества воды водоемов различного назначения. Оценка качества очищенной воды определяется путем сопоставления ее показателей с ПДК санитарно-гигиенических нормативов: СанПиН 2.1.5.980, ГН 2.1.5.1315, СП 2.1.5.1059.
12.6.14 Сброс производственных сточных вод в городскую канализацию разрешен только в тех случаях, когда эти воды отвечают следующим требованиям:
не содержат взвешенные и всплывающие вещества в концентрациях, опасных для засорения труб (более 500 млг/л), и не содержат нерастворенные вещества, которые могут отлагаться на стенках труб;
не содержат горючие примеси и растворенные газообразные вещества, способные образовывать взрывоопасные и пожароопасные смеси в сетях, сооружениях водоотведения;
не содержат радиоактивные, токсичные и бактериальные загрязнения;
не оказывают разрушающего действия на материал труб или на стенки и днища различных емкостей и других сооружений;
имеют температуру не выше 40°С.
12.6.15 Предупреждение истощения и загрязнения подземных вод осуществляется с помощью следующих мероприятий:
учет использования подземных вод на проектируемом объекте;
запрещение (за исключением особо оговоренных случаев) использования подземных вод для нужд технического водоснабжения промышленных объектов;
строгое соблюдение установленных лимитов на воду;
принятие мер по сокращению водооборота, а также переоценка запасов воды там, где практикой эксплуатации подземных вод не подтвердились их утвержденные запасы;