СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (с Изменениями N 1, 2) стр. 44

12.4.8 Нормы допустимого шума в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц для постоянного и непостоянного шума принимаются согласно СП 51.13330, СН 2.2.4/2.1.8.562, ГОСТ 12.1.003.
На объектах промышленного транспорта шуму, создаваемому при работе компрессорных установок, тормозных систем поездов и грузовых автомобилей, тяговых электродвигателей, дизелей и других машин и механизмов, сопутствуют низкочастотные звуки инфразвукового диапазона, не воспринимаемые слуховым анализатором человека.
Инфразвук - звуковые колебания и волны с частотами, лежащими ниже полосы слышимых (акустических) частот - 20 Гц. Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни инфразвука на рабочих местах, а также допустимые уровни инфразвука в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки устанавливаются согласно СН 2.2.4/2.1.8.583.
12.4.9 В случае, если результаты расчета уровня шума в расчетной точке превышают нормативные значения проектными решениями должны быть предусмотрены шумозащитные мероприятия.
12.4.10 К шумозащитным мероприятиям на объектах автомобильного транспорта относятся:
посадка древесно-кустарниковой полосы вдоль трассы автодороги;
устройство шумозащитных сооружений (барьеров, валов, экранов из различных материалов);
прокладка трассы автодороги в выемке;
улучшение организации движения транспорта;
улучшение состояния дорожного покрытия.
Применение этих мероприятий позволяет добиться существенного снижения шумового воздействия: для различных видов мероприятий это снижение составляет 5-12 дБА.
12.4.11 При проектировании шумозащитной полосы зеленых насаждений следует учитывать быстроту роста, высоту, долговечность, форму и плотность кроны, устойчивость по отношению к выхлопным газам.
В холодное время года шумозащитный эффект лесополос, представленных лиственными породами деревьев, уменьшается до нуля. В шумозащитные полосы необходимо вводить хвойные породы деревьев, которые эффективно снижают шум в течение всего года.
12.4.12 Для экранов должны быть предусмотрены со стороны автодороги звукопоглащающие конструкции в виде резонирующих панелей, звукопоглощающих облицовок или заполнений.
Звукопоглощающие материалы, используемые для облицовок или заполнения экрана, должны обладать стабильными физико-механическими и акустическими показателями в течение всего периода эксплуатации, быть биостойкими и влагостойкими, не выделять в окружающую среду вредных веществ в количествах, превышающих предельно-допустимые концентрации для атмосферного воздуха.
12.4.13 Для защиты от шума при проектировании объектов промышленного железнодорожного транспорта рекомендуется предусматривать следующие мероприятия:
для пропуска грузовых поездов трассу выбирать в обход города, поселка, животноводческих хозяйств, а сортировочные станции по возможности размещать за пределами населенных пунктов и территорий предприятий;
отделять железнодорожные пути и станции от жилой застройки городов, других населенных пунктов, животноводческих хозяйств разрывами согласно действующим санитарным нормам;
строительство зданий нежилого назначения (склады и многоэтажные гаражи ленточного типа) целесообразно осуществлять в полосе между железнодорожными путями и жилыми массивами;
использование при проектировании естественного рельефа местности;
в районах, где железнодорожный путь проходит в непосредственной близости от густонаселенных кварталов или больниц, школ и т.п., необходимо его экранировать с помощью щумопоглощающих экранов (заборов), полосами зеленых насаждений. Изгороди, деревья и другие зеленые насаждения снижают шум при достаточной ширине посадок, например, при ширине полосы зеленых насаждений в 50 м на 5-10 дБА.
12.4.14 На механизированных горках сортировочных станций сосредоточены наиболее интенсивные источники шума. Мощность звука при работе замедлителей достигает 110-120 дБА. В момент отключения замедлителей сжатый воздух поступает в атмосферу, при этом уровень шума от выхлопа составляет 115-120 дБА. При соударении вагонов после роспуска уровень шума достигает 95-105 дБА.
Для борьбы с шумом, создаваемым работой вагонных замедлителей, следует предусматривать установку глушителей шума различного типа.
Кроме того, для снижения уровня шума на сортировочных станциях может применяться установка гофрированных экранов размером 13x2,9 м, наклоненных в сторону горочных замедлителей. Они обеспечивают снижение уровня шума на 25 дБА. Применение железобетонных экранов со слоем стекловаты в качестве шумопоглощающего материала снижает уровень шума на 30 дБА.
Для борьбы с шумом, создаваемым работой вагонных замедлителей, следует предусматривать установку глушителей шума различного типа.
Кроме того, для снижения уровня шума на сортировочных станциях может применяться установка гофрированных экранов размером 13x2,9 м, наклоненных в сторону горочных замедлителей. Они обеспечивают снижение уровня шума на 25 дБА. Применение железобетонных экранов со слоем стекловаты в качестве шумопоглощающего материала снижает уровень шума на 30 дБА.
12.4.15 Для снижения уровня шума от работы громкоговорящей связи железнодорожных станций следует:
при установке репродукторов ориентировать их направленность в сторону от селитебной территории;
заменять мощные громкоговорители менее мощными, с большим числом точек установки;
в ночное время предусматривать снижение громкости передач и отключение ряда точек, расположенных вблизи зданий;
предусматривать при возможности замену звуковых сигналов световыми указателями;
уменьшать высоту подвески громкоговорителя;
уменьшать число подаваемых звуковых сигналов;
применять другие виды связи.
12.4.16 На предприятиях по ремонту подвижного состава снижение шума достигается путем автоматизации производственных процессов, применения безударных технологий, внедрения звукоизолирующих и звукопоглощающих конструкций, глушителей шума.
Применение гидравлических и пневматических прессов взамен ударной правки люков полувагонов, бортов платформ снижают воздействие шума в 5-6 раз. Эффективно также применение специального малошумящего инструмента для заклепочных и обрубочных работ, при разборке обшивки вагонов; применение форсунок низкого давления при работе нагревательных печей, использование полупроводниковых выпрямительных установок на электромашинных выпрямительных агрегатах, звукоизолирующих ограждений в виде отдельных кабин, кожухов, изолированных помещений для деревообделочных станков, процессов обдувки деталей сжатым воздухом, вентиляционных агрегатов, заточных станков и др.
Стенды для силовых испытаний локомотивов должны быть ограничены звукоизолирующими экранами, которые снижают уровень шума до 15 дБ на расстоянии 30 м от источника.
Снижение шума при реостатных испытаниях тепловозов достигается выбором мест испытаний, удаленных от жилых зданий. В пунктах испытаний, расположенных вблизи зданий, применяются закрытые стойла и экранирующие сооружения.
Эффективным способом подавления шума работающих компрессорных установок для нужд железных дорог предприятий является расположение их в отдельных изолированных помещениях, а для мотористов-компрессорщиков использование шумозащитных наушников и других средств индивидуальной защиты.
Применение глушителей в компрессорных установках снижает уровень шума на 15-20 дБ.
Защита от шума при выполнении песко- или дробеструйной обработки и механизированной окраски состоит в автоматизации этих технологических процессов.
12.4.17 Шум, производимый грузоподъемным оборудованием, можно снизить за счет уменьшения скорости движения машин, установки звукоизолирующих кожухов на двигатели, замены некоторых механических агрегатов гидравлическими или пневматическими, установки резиновых прокладок между трущимися металлическими поверхностями.
12.4.18 Выбор средств снижения шума, определение необходимости и целесообразности их применения следует производить на основе акустических расчетов и технико-экономических обоснований.

12.5 Санитарно-защитная зона (санитарный разрыв)

12.5.1 Размещение объектов промышленного транспорта должно предусматриваться с учетом организации санитарно-защитных зон (СЗЗ) и санитарных разрывов, ширина которых устанавливается согласно СП 20.13330 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200.
Ширина санитарно-защитной зоны определяется по результатам расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровня физических воздействий на окружающую среду с учетом санитарной классификации промпредприятий.
Величина санитарного разрыва устанавливается на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов, таких как шум, вибрация, электромагнитное излучение и инфразвук.
В качестве показателя загрязнения атмосферного воздуха рассматриваются создаваемые выбросами концентрации загрязняющих веществ на границах ближайших населенных пунктов и нормативной СЗЗ.
При самых неблагоприятных условиях максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ, создаваемые выбросами объекта при строительстве, должны удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам.
На границе санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва) значения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе с учетом фона должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.6.1032, значения уровня шума - СН 2.2.4/2.1.8.562.