максимальную экономию земельных ресурсов, отводимых для размещения проектируемых объектов;
предотвращение загрязнения водных бассейнов и подземных вод жидкими и твердыми отходами, а также попадания в поверхностные и подземные воды загрязненных стоков;
устранение вредного влияния на окружающую среду пыления грузов при транспортировании, погрузке и выгрузке;
рекультивацию земель после завершения строительства;
максимальное уменьшение загрязнения почвы;
условия безопасного обращения с отходами;
максимально возможную защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ;
защиту от шума и вибрации жилых районов, животноводческих хозяйств и мест обитания диких животных, создаваемых объектами промышленного транспорта.
Для объектов промышленного транспорта, располагаемых на территории предприятия, необходимые данные передаются генпроектировщику для учета при разработке раздела по охране окружающей среды по предприятию в целом.
12.1.7 При проектировании объектов промышленного транспорта в сложных климатических и геологических условиях северных и восточных районов, в условиях тайги, тундры и лесотундры вопросам максимального сохранения природного комплекса необходимо уделять приоритетное значение.
12.1.8 Природоохранные мероприятия должны учитывать специфику окружающей флоры и фауны, климата местности, почвенно-геологических, гидрологических и гидрогеологических условий района (площадки) проектирования.
12.1.9 В случае выделения при строительстве сооружений промышленного транспорта этапов природоохранные мероприятия последующего этапа разрабатываются с учетом негативного воздействия на окружающую среду предыдущего. На завершающем этапе проектирования учитываются все показатели негативного воздействия для разработки природоохранных мероприятий по сооружению в целом.
12.1.10 Расчеты по определению концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, акустического загрязнения, оценку воздействия на животный и растительный мир, почвы, недра, водные объекты и т.д. производят для существующего положения, полного развития схемы транспорта, по расчетным этапам развития промрайона (промзоны). Негативное воздействие по всем показателям загрязнения окружающей среды рассчитывается для периодов строительства и эксплуатации проектируемого объекта.
При этом в случае одновременной разработки проектов железнодорожного, автомобильного и других видов транспорта расчет показателей негативного воздействия на окружающую среду (приземные концентрации вредных веществ, уровень шума, показатели электромагнитных полей и др.) должен производиться с учетом всех видов транспорта.
12.2 Инженерно-экологические изыскания
12.2.1 Для оценки современного (фактического) состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды под влиянием антропогенной нагрузки в соответствии с СП 47.13330, [51], выполняются инженерно-экологические изыскания, которые должны обеспечивать:
комплексное изучение природных и техногенных условий территории, ее хозяйственного использования и социальной сферы;
оценку современного экологического состояния отдельных компонентов природной среды и экосистемы в целом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способности к восстановлению;
разработку прогноза возможных изменений природных (природно-технических) систем при строительстве, эксплуатации объекта;
разработку рекомендаций по предотвращению вредных и нежелательных экологических последствий инженерно-хозяйственной деятельности и обоснование природоохранных и компенсационных мероприятий по сохранению, восстановлению и оздоровлению экологической обстановки;
разработку мероприятий по сохранению социально-экономических, исторических, культурных, этнических и других интересов местного населения.
12.2.2 В состав инженерно-экологических изысканий входят:
сбор, обработка и анализ опубликованных и фондовых материалов и данных о состоянии природной среды, поиск объектов - аналогов, функционирующих в сходных природных условиях;
маршрутные наблюдения с покомпонентным описанием природной среды и ландшафтов в целом, состояние наземных и водных экосистем, источников и признаков загрязнения;
эколого-гидрологические исследования;
опробование почв и грунтов, поверхностных и подземных вод и определение в них комплексов загрязнителей:
исследование и оценка радиационной обстановки;
почвенные исследования;
изучение растительного и животного мира;
социально-экономические исследования;
санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования;
стационарные наблюдения (экологический мониторинг);
газогеохимические исследования;
составление отчета.
12.2.3 В результате выполненных почвенных исследований определяется категория загрязнения почв и грунтов площадки строительства по санитарно- химическим, санитарно-паразитологическим, бактериологическим показателям в соответствии с СанПиН 2.1.7.1287, СанПиН 42-128-4433, ГН 2.1.7.2511, ГН 2.1.7.2041, ГОСТ 17.4.1.02, ГОСТ 17.4.2.01, ГОСТ 17.4.3.04.
Радиационное загрязнение оценивается в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.2523, СП 2.6.1.2612.
По категории загрязнения почв и грунтов устанавливается возможность применения их при производстве строительных работ (для отсыпки насыпи, засыпки котлованов и т.д.), а также использование почв и грунтов для рекультивации нарушенных земель.
12.2.4 Если исследованные пробы почвы и грунта участка строительства не соответствуют требованиям нормативных документов, то в зависимости от категории загрязнения следует проводить санацию загрязненного грунта или утилизировать его в установленном порядке на специализированных полигонах.
12.3 Охрана атмосферного воздуха
12.3.1 Основным видом негативного воздействия объектов промышленного транспорта на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами вредных веществ.
12.3.2 Выбросы в атмосферу, содержащие взвешенные и газообразные загрязняющие вещества, характеризуются объемом, интенсивностью выброса, температурой, классом опасности, концентрацией загрязняющих веществ. Их негативное воздействие рассматривается в зоне влияния проектируемого объекта.
12.3.3 Зоной влияния проектируемого объекта на атмосферный воздух в соответствии с [20] считается территория, на которой суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников выбросов данного объекта, в том числе низких и неорганизованных превышает 0,05 ПДК.
12.3.4. Источниками воздействия на атмосферный воздух являются точечные, линейные или площадные объекты выброса взвешенных и химических веществ, тепла.
12.3.5 К источникам выброса в атмосферу вредных веществ проектируемых объектов промышленного транспорта относятся: тепловозы, локомотиво-вагонные депо, пункты экипировки локомотивов, пункты подготовки вагонов, котельные, погрузочно-выгрузочные пункты, промыво-пропарочные станции, автомобильный транспорт и др.
К источникам выброса в атмосферу вредных веществ при строительстве объектов промышленного транспорта относятся: дорожно-строительная техника и автомобильный транспорт. Загрязнение воздуха вредными веществами необходимо учитывать также при землеройных работах, транспортировании, разгрузке и хранении сыпучих строительных материалов, при металлообработке, сварочных, окрасочных работах, при укладке асфальтобетона и разогреве битума.
12.3.6 Для оценки негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ на окружающую среду выполняются расчеты концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе в соответствии с [20].
12.3.7 Количественный и качественный состав химических и взвешенных веществ выбросов источников загрязнения устанавливают и рассчитывают по следующим материалам: ГОСТ Р 50953, [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28].
12.3.8 В расчеты по определению выбросов необходимо закладывать паспортные данные агрегатов, устройств и сооружений или данные, полученные эмпирическим путем на существующих, аналогичных предусматриваемым проектом агрегатах, устройствах и сооружениях.
12.3.9 Количество выбросов в атмосферу от тепловозов, работающих на подъездных путях, станциях, технологических путях предприятий, определяется в зависимости от типа локомотива, характера его работы (поездной, маневровый), степени его загрузки по времени (в проектах - холостой ход, 25, 50, 75 и 100% использования мощности локомотива).
12.3.10 К загрязняющим веществам, выделяющимся в атмосферный воздух работающими локомотивами относятся: окись углерода (СО), окись и двуокись азота , сернистый ангидрид , сажа (С) и керосин.