СП 37.13330.2012 Промышленный транспорт. Актуализированная редакция СНиП 2.05.07-91* (с Изменениями N 1, 2) стр. 43

12.3.11 Выбросы в атмосферу вредных веществ другими устройствами и сооружениями промышленного железнодорожного транспорта такими как: котельные, депо, экипировочные устройства, погрузо-разгрузочные и складские сооружения, определяются по окиси углерода (СО), оксидам азота (в пересчете на ), оксидам серы (в пересчете на ), твердым остаткам от сгорания топлива и пылящим веществам, попадающим в атмосферу при производстве погрузо-разгрузочных работ, перевозке, а также при выполнении технологических операций на объектах промышленного железнодорожного транспорта.
12.3.12 При работе технологического автомобильного транспорта загрязнение воздуха происходит за счет выбросов в атмосферу оксида и диоксида азота, диоксида серы, оксида углерода, бензина, керосина, сажи.
12.3.13. Выбросы загрязняющих веществ служат исходными данными для расчета приземных концентраций. Результаты расчета приводятся в виде карт рассеивания, с изолиниями приземных концентраций загрязняющих веществ.
12.3.14 В случае если результаты расчета приземных концентраций превышают предельно допустимые нормы (ГН 2.1.6.2309, ГН 2.1.6.1338) должны быть предусмотрены мероприятия по уменьшению негативного воздействия выбросов на окружающую среду.
К таким мероприятиям относятся: планировочные, технологические и специальные.
Планировочные мероприятия предусматривают:
взаиморасположение предприятий и жилых массивов с учетом господствующих направлений ветра;
размещение объекта (депо, котельные, погрузочно-разгрузочные и складские территории и другие) таким образом, чтобы исключить попадание пылевых и дымовых осадков на селитебную зону;
наличие заслонов между жилым районом и предприятиями из лесных полос, экранов, повышенных форм рельефа и т.д.;
устройство санитарно-защитных зон с непроизводственными помещениями или производствами, не имеющими вредных выбросов, садовых участков и т.д.
Технологические мероприятия включают:
выбор вида тяги на подъездных железнодорожных путях с учетом воздействия его на воздушную среду;
замена локомотивов при производстве маневровых работ на маневровые устройства - лебедки, подвагонные тележки и т.д.;
перевод автотранспорта на природный газ;
применение для котельных, проектируемых в составе предприятий промышленного транспорта, более "чистого" вида топлива (природного газа);
использование более прогрессивной технологии, производство работ в определенное время суток и года, концентрация "вредных" производств при ремонтах локомотивов в депо в особых зонах, оборудованных очистительными установками повышенного эффекта и др.
К специальным мероприятиям, направленным на сокращение объемов и токсичности выбросов следует отнести: сокращение количества неорганизованных источников выбросов в атмосферу, очистку и обезвреживание вредных веществ из отработавших газов, улучшение условий рассеивания выбросов.
12.3.15 При примыкании подъездных путей к электрифицированным линиям и раздельным пунктам железных дорог общей сети, а также на технологических путях с объемом перевозок более 10 млн т брутто/год (при близких технико-экономических показателях сравниваемых вариантов с электрической и тепловозной тягой) предпочтение следует отдавать варианту с электрической тягой.
12.3.16 При проектировании объектов промышленного транспорта в глубоких карьерах необходимо предусматривать дополнительные мероприятия по снижению уровня загазованности.
Автомашины с двигателями внутреннего сгорания, предназначенные для транспортирования горной массы в карьерах, должны быть оборудованы нейтрализаторами для очистки выхлопных газов.
Постоянные дороги карьера должны иметь твердое покрытие.
Для снижения пылеобразования на карьерных автодорогах должна проводиться обработка проезжей части обеспыливающими материалами. Использование каменноугольного пека, дегтя и смолы для этой цели не допускается.
12.3.17 При проектировании погрузочно-разгрузочных устройств, выборе транспорта и типа подвижного состава для перевозки сыпучих и пылящих грузов должны предусматриваться меры по пылеподавлению, а также меры, исключающие просыпи и выдувание грузов из открытого подвижного состава в пути следования. В местах перегрузки сыпучих и пылящих грузов следует предусматривать системы аспирации.

12.4 Охрана окружающей среды от шумовых воздействий

Расчет уровня шума, шумозащитных конструкций, уровней шума дорожно-строительной техники при производстве строительно-монтажных работ следует определять согласно методикам СП 51.13330, [29].
12.4.1 Шум поезда слагается из шума локомотива и вагонов. При работе тепловозов наибольший шум отмечается у выпускной трубы двигателя, где уровень звукового давления достигает 100-110 дБА. На расстоянии 50 м от крайнего пути наружный шум тепловоза составляет 83-89 дБА.
Шумы возникают от ударов в ходовых частях локомотивов, тележек грузовых вагонов, от колебаний тормозных тяг, колодок, ударов автосцепки и т.д. Большой шум создают также вентиляционные системы, состоящие из мотор-вентиляторов и воздухопроводов.
12.4.2 Основным источником шума вагонов являются удары колес на стыках и неровностях рельсов, а также трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса. Дефекты поверхности рельсов вызывают вибрации и удары, снижают устойчивость рельсов и верхнего строения пути в целом, приводят к повышению шума на 10 дБА.
12.4.3 Шумовыми характеристиками для потоков железнодорожных поездов является эквивалентный уровень звука , дБА, и максимальный уровень звука , дБА, на расстоянии 25 м от оси ближнего к расчетной точке пути.
12.4.4 На уровень шума от движения автомобильного транспорта оказывает влияние:
категория и назначение дорог;
характеристики и структура транспортных потоков:
объем перевозок и интенсивность движения;
неравномерность дорожного движения (оцениваемая величиной суммарных ускорений и замедлений на участках автодорог);
конструктивные особенности дорог (наличие уклонов, эстакад, тоннелей и т.д.);
время суток;
поверхностный покров прилегающей территории, наличие лесонасаждений и строений вдоль автодорог.
12.4.5 Шумовыми характеристиками источников внешнего шума для транспортных потоков на дорогах является эквивалентный уровень звука , дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения.
12.4.6 Расчетные точки на территориях, непосредственно прилегающих к жилым и общественным зданиям, следует намечать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций этих зданий, ориентированных на источник шума, на уровне середины окон первого и верхнего этажей зданий.
В тех случаях, когда защищаемое от шума здание расположено на расстоянии свыше 100 м от источника шума, расчетные точки допускается располагать только на уровне середины окон верхнего этажа.
Расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов, кварталов и групп жилых домов следует намечать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от поверхности (предпочтительно в зоне видимости источника шума).
12.4.7 Акустический расчет должен производиться в следующей последовательности:
выявление источников шума и определение их шумовых характеристик;
установление на графическом материале местоположения расчетных точек;
определение путей распространения шума от источника (источников) до расчетных точек и потерь звуковой энергии по каждому из путей (снижение за счет расстояния, экранирования, звукоизоляции ограждающих конструкций, звукопоглощения и т.д.);
определение ожидаемых уровней шума в расчетных точках - ;
определение требуемого снижения уровней шума на основе сопоставления ожидаемых уровней шума с допустимыми нормативными значениями;
разработка мероприятий по обеспечению требуемого снижения шума;
поверочный расчет ожидаемых уровней шума в расчетных точках с учетом выполнения шумозащитных мероприятий.
Акустический расчет следует проводить по уровням звукового давления L, дБ, в восьми октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц или по уровням звука по частотной коррекции "A" , дБА. Расчет производят с точностью до 0,1 децибела, окончательный результат округляют до целых значений.