
где α - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени расчетной (низкой) температуры покрытия и расчетного состояния грунта рабочего слоя по влажности, определяемый по таблице К.7;
m- показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого монолитного слоя (таблица К.7);
- расчетное суммарное число приложений расчетной нагрузки за срок службы монолитного покрытия (срок использования дороги), определяемое по формуле (К.5) с учетом числа расчетных суток за срок службы (срок использования дороги) (таблица К.5).
Требования к проверке на морозоустойчивость дорожных конструкций и осушению приведены в [57].
К.2.2.20 Примеры расчета
Пример 1
Требуется запроектировать автомобильную дорогу из карьера на обогатительную фабрику при следующих исходных данных:
- дорога располагается в в дорожно-климатической зоне III, подзона 1;
- категории дороги - I-к;
- заданный срок службы - 10 лет;
- заданная надежность - 0,95;
- грузоподъемность автомобиля - 90 т;
- интенсивность движения на последний год службы - 600 ед./сут;
- расчетный автомобиль-самосвал грузоподъемностью 130 т (заднее колесо груженого автомобиля);
- грунт рабочего слоя земляного полотна - крупнообломочный с содержанием каменных частиц 75% и 25%, дисперсный грунт (глина) с расчетной влажностью
;

- материал основания - щебеночно-гравийно-песчаная смесь;
- высота насыпи - 2,0 м;
- толщина дорожной одежды -1,5 м;
- схема увлажнения рабочего слоя земляного полотна - I;
- глубина залегания грунтовых вод - 2 м.
Предварительно назначают конструкцию дорожной одежды.
Материалы слоя | Толщина слоя, см | Расчет по упругому прогибу, E, МПа | Расчет на сдвиго-устойчивость, E , МПа | Расчет на растяжение при изгибе | |||
E, МПа | R0, МПа | α | m | ||||
Плотный асфальтобетон на битуме БНД 60/90 | 6 | 2800 | 1600 | 3900 | 8,5 | 5,0 | 5,5 |
Пористый асфальтобетон на битуме БНД 60/90 | 25 | 1700 | 1000 | 2400 | 7,0 | 7,1 | 4,3 |
Черный щебень | 30 | 600 | 600 | 600 | - | - | - |
Щебеночно-гравийно-песчаная смесь оптимального состава с заклинкой | 100 | 450 | 450 | 450 | - | - | - |
Крупнообломочный грунт с содержанием 75% щебеночного материала | - | 120 | ![]() ![]() | - | - | - | - |
I Расчет на прочность (расчет по упругому прогибу)
Определяют суммарную интенсивность движения груженых автомобилей по формуле
![]() | |
536 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
Определяют требуемый модуль упругости дорожной конструкции по формуле
![]() | |
325 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
Общий модуль упругости дорожной конструкции вычисляют по формуле
![]() | |
308 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
где
МПа.
![]() | |
380 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
348 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
Требуемый минимальный коэффициент прочности при расчете по допускаемому прогибу
.
![]() | |
225 × 29 пикс.   Открыть в новом окне |
Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности по допускаемому упругому прогибу.
II Расчет на сдвигоустойчивость в грунте
Фактическое напряжение сдвига в грунте определяют по формуле
![]() | |
324 × 48 пикс.   Открыть в новом окне |
Предельное допускаемое напряжение сдвига в грунте вычисляют по формуле
![]() | |
477 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
Предельное допускаемое напряжение сдвига превышает фактическое напряжение. Следовательно, конструкция удовлетворяет условию прочности на сдвиг.
III Расчет на растягивающее напряжение при изгибе
Растягивающие напряжения при изгибе (при h/D от 0,1 до 0,35) определяют по формуле
,
где Ен - модуль упругости на поверхности слоя из черного щебня, определяемый по формуле
![]() | |
269 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
328 × 23 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
248 × 25 пикс.   Открыть в новом окне |
![]() | |
297 × 23 пикс.   Открыть в новом окне |

Допускаемое напряжение растяжения при изгибе определяют по формуле