Положение о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Зюраткуль" (утв. МПР РФ 14 июня 2001 г.) стр. 3

- проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и его охранной зоны;
- задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей и правоохранительные органы;
- составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
- производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
22. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
- налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и его охранной зоны;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
23. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами и льготами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
24. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, электрошоковые устройства отечественного производства, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
25. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей разрешено ношение служебного огнестрельного оружия.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
26. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
27. Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственным инспекторам по охране территории национального парка выдается бесплатно форменное обмундирование со знаками различия, удостоверения и нагрудные знаки установленного образца.
28. К охране территории национального парка могут привлекаться общественные инспекции, а также специализированные добровольные народные дружины.
Администрация национального парка по вопросам обеспечения охраны его территории взаимодействует с государственными органами охраны памятников истории и культуры, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и с органами внутренних дел.

VI. Ответственность за нарушение режима национального парка

29. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природной среды и природных ресурсов на территории национального парка, а также его охранной зоны, влечет за собой наложение в административном порядке штрафа: на граждан в размере от 1 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 3 до 40 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.
30. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима национального парка.
31. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах национального парка, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.

VII. Научно-исследовательская деятельность

32. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
33. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится:
- штатными сотрудниками научного отдела и лабораторий национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом национального парка;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, в том числе зарубежными, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Минприроды России.
34. В национальном парке для развития и планирования научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет.
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Минприроды России.
35. Планы лесохозяйственных, биотехнических, регуляционных и реставрационных работ и других мероприятий, намечаемых к реализации на территории национального парка, подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях Научно-технического совета.

VIII. Эколого-просветительская деятельность

36. Эколого-просветительская деятельность в национальном парке направлена на обеспечение посетителей парка познавательной информацией и научно-популярными знаниями о природных экосистемах и объектах природного и историко-культурного наследия на его территории.
37. Просветительская и образовательная деятельность национального парка включает в себя: выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции; организацию визит-центров, музеев и экспозиций под открытым небом; создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов; организацию школьных лесничеств, детских и юношеских экологических центров, лагерей; прохождение учебной и производственной практики студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля; освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации; иные формы и методы экологического и историко-культурного воспитания и образования.

IX. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей национального парка

38. Организация и обслуживание посетителей, деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха осуществляется как самим национальным парком, так и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. В сфере организации туризма и обслуживания посетителей национальный парк обеспечивает обустройство рекреационных зон, эколого-образовательных троп и туристских маршрутов, приютов, развитие сферы платных услуг и информационное обслуживание посетителей.
39. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристского сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется с привлечением средств заинтересованных государственных и частных предприятий и организаций, иных коммерческих структур, в том числе совместных и иностранных, на договорных условиях с дирекцией национальный# парк#.
40. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами национальным парком самостоятельно либо другими заинтересованными лицами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, представляемых дирекцией национального парка, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национального парка и не причиняют ущерба природным и историко-культурным комплексам и объектам.
41. Администрация национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории национального парка в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
42. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией национального парка. Указанные договоры подлежат регистрации в Минприроды России.
Владелец лицензии представляет на согласование дирекции национального парка и Минприроды России проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
Порядок предоставления и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 916 "Об утверждении положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 926 "Об утверждении положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха".
43. В случае отсутствия юридических или физических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк самостоятельно осуществляет эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в смете расходов национального парка.
44. Условия осуществления конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха определяются на основании проектных материалов в соответствии с функциональным зонированием территории национального парка. При этом главными условиями являются:
- сохранность историко-культурных и природных комплексов и объектов;
- целостность ландшафта и сохранение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории;