На основании пункта 9.8 Положения о Федеральном агентстве связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 320 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2783; 2007, N 24, ст. 2923; N 32, ст. 4151; N 41, ст. 4902; 2008, N 23, ст. 2706; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738), в целях повышения качества подготовки проектов правовых актов Федерального агентства связи и реализации Программы противодействия коррупции в Федеральном агентстве связи на 2008-2010 гг., утвержденной приказом Федерального агентства связи от 23.09.2008 N 214, приказываю:
1. Установить, что:
1.1. Правовые акты издаются Федеральным агентством связи (далее - Россвязь) в виде приказов.
1.2. Приказы Россвязи подписываются руководителем Россвязи либо лицом, исполняющим его обязанности. Структурные подразделения (далее - управления) Россвязи не вправе издавать правовые акты.
1.3. Подготовку и согласование проекта приказа осуществляет уполномоченное управление Россвязи с привлечением при необходимости специалистов иных управлений Россвязи.
1.4. Начальники управлений Россвязи, которым поручена подготовка проекта приказа, обеспечивают качество его подготовки и оформления, согласование с заинтересованными управлениями Россвязи, юридической службой Россвязи, заместителями руководителя Россвязи, в случае необходимости с иными лицами и организациями.
1.5. Одновременно с подготовкой проекта приказа должны быть подготовлены необходимые предложения об изменении или признании утратившими силу ранее изданных приказов или их частей, которые включаются в текст проекта приказа (с указанием изменяемых, дополняемых, отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как отдельные приложения к проекту приказа.
2. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы проектов правовых актов Федерального агентства связи.
3. Установить, что ответственность за качество правовой экспертизы проектов правовых актов Федерального агентства связи несет заместитель начальника Административно-правового управления Н.В. Лисицина.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель | В.Н. Бугаенко |
Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы проектов правовых актов Федерального агентства связи (утв. приказом Федерального агентства связи от 6 апреля 2009 г. N 52)
1. Методические рекомендации по проведению правовой экспертизы проектов правовых актов Федерального агентства связи (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях обеспечения качественной подготовки правовых актов по вопросам, касающимся сферы деятельности Федерального агентства связи (далее - Россвязь), и организации деятельности Россвязи по обеспечению проведения правовой экспертизы проектов правовых актов в целях выявления и предотвращения включения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2. Для целей настоящих Методических рекомендаций коррупционными факторами признаются положения проектов правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении правовых актов, в том числе стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их:
факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи;
факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
факторы системного характера.
2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Россвязи и иных органов государственной власти (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Россвязью (ее должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых требований к гражданам и организациям;
г) отсутствии четкой регламентации прав и обязанностей граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Россвязи (ее должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного правотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию актов, вторгающихся в компетенцию иного органа государственной власти;
ж) принятии правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Россвязи (ее должностных лиц) при принятии правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа положений, регулирующих определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Россвязью (ее должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для Россвязи (ее должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Россвязи;
д) отсутствии мер ответственности должностных лиц Россвязи - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих Россвязи, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за должностными лицами Россвязи - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля за действиями государственных гражданских служащих Россвязи;
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии положений, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Россвязи (ее должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта правового акта, - правовые коллизии. Для целей проведения юридической службой Россвязи предварительной правовой экспертизы под правовой коллизией понимаются противоречия, в том числе внутренние, между положениями правового акта, создающие для Россвязи (ее должностных лиц) возможность произвольного выбора положений, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Россвязи (ее должностных лиц).
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций коррупциогенными нормами признаются положения проектов правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
4. Подготовленные проекты правовых актов до их согласования с заместителями руководителя Россвязи направляются за подписью начальника управления Россвязи, которому поручена подготовка правового акта, в юридическую службу Россвязи для проведения предварительной правовой экспертизы, в том числе в целях выявления в проектах правовых актов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
5. При направлении проекта правового акта на предварительную правовую экспертизу к нему прилагается справка, в которой указываются:
основания издания правового акта: сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата и номер), на основании которых Россвязи поручается разработать приказ, а также дата и номер поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);
перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке приказа;
сведения об актах Россвязи и Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, изданных по данному вопросу;
сведения о необходимости согласования приказа с иными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями.
6. Проект правового акта, не соответствующий законодательству Российской Федерации, должным образом не оформленный, без приложения документов, на основании которых он разработан, юридическая служба Россвязи возвращает в управление Россвязи, которому поручена подготовка правового акта, для доработки.
7. Предварительная правовая экспертиза проектов правовых актов осуществляется в срок, не превышающий 5 дней со дня их поступления в юридическую службу Россвязи со всеми прилагаемыми документами и материалами.
8. Эффективность проведения предварительной правовой экспертизы проектов правовых актов определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Для обеспечения достижения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы проводится экспертиза каждого пункта проекта правового акта, в том числе на коррупциогенность, и излагаются ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
9. По завершении предварительной правовой экспертизы юридическая служба Россвязи направляет проект правового акта в управление Россвязи, которому поручена подготовка правового акта. В случае если в соответствии с замечаниями юридической службы Россвязи проект правового акта требует доработки, такой проект подлежит доработке и согласованию в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.