Приказ Федерального агентства связи от 28 октября 2009 г. N 265 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи"

На основании пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
В.Н. Бугаенко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 декабря 2009 г.
Регистрационный N 15379

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи (утв. приказом Федерального агентства связи от 28 октября 2009 г. N 265)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федерального агентства связи (далее - Порядок) разработан в целях организации деятельности Федерального агентства связи (далее - Россвязь) по выявлению в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов Россвязи положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующему устранению.
2. Для целей настоящего Порядка коррупционными факторами признаются положения проектов нормативных правовых актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении нормативных правовых актов, в том числе стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их:
факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи;
факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
факторы системного характера.
2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий Россвязи, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий Россвязи и иных органов государственной власти (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Россвязью (ее должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя Россвязью (ее должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Россвязи (ее должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Россвязи (ее должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.2. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте нормативного правового акта и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте нормативного правового акта нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Россвязью (ее должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для Россвязи (ее должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных гражданских служащих Россвязи;
д) отсутствии мер ответственности должностных лиц Россвязи - отсутствии норм о юридической ответственности государственных гражданских служащих Россвязи, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за Россвязью (ее должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Россвязи (ее должностных лиц, государственных гражданских служащих Россвязи);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Россвязи (ее должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
2.3. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта нормативного правового акта, - нормативные коллизии. Для целей настоящего Порядка под нормативной коллизией понимаются противоречия, в том числе внутренние, между положениями нормативного правового акта, создающие для Россвязи (ее должностных лиц) возможность произвольного выбора положений, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения Россвязи (ее должностных лиц).
3. Для целей настоящего Порядка коррупциогенными нормами признаются положения проектов нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.

II. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

4. Проекты приказов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, проходят независимую экспертизу на коррупциогенность в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность в целях выявления в приказах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, проекты приказов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте Россвязи в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на рассмотрение в юридическую службу Россвязи.
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность устанавливается Россвязью при размещении указанных проектов в сети Интернет и составляет не менее 7 дней.
5. Подготовленные проекты приказов до их согласования с заместителями руководителя Россвязи направляются в юридическую службу Россвязи для проведения правовой экспертизы, в том числе в целях выявления в проектах коррупциогенных норм.
6. При направлении проекта приказа на правовую экспертизу в юридическую службу Россвязи к нему прилагается справка, в которой указываются:
1) основания издания приказа:
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми Россвязи поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке);
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию Россвязи в случае издания приказа по инициативе Россвязи;
2) сведения о всех действующих приказах, изданных Россвязью и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации с указанием регистрационных номеров и даты регистрации. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие приказы информация об этом также должна быть отражена в справке;
3) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке проекта приказа (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в проекте приказа ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации;
4) сведения о необходимости согласования приказа с иными федеральными органами исполнительной власти и другими организациями;
5) сведения о размещении проекта приказа на официальном сайте Россвязи в сети Интернет для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность с указанием даты размещения проекта приказа, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (при наличии).