Рекомендации по объединению металлических балок с монолитной железобетонной плитой посредством непрерывных гребенчатых упоров в сталежелезобетонных пролетных строениях мостов ОДМ 218.4.003-2009 (принят распоряжением Федерального дорожного агентства Минтра стр. 3

Распределение температур и усадки, а также деформаций (напряжений) по толщине плиты (по сечению) принимаются равномерными.

Учет линейных деформаций от температуры и усадки

Линейные - относительные деформации растяжения от приращения (разности) температур следует определять по зависимости
Линейные относительные деформации растяжения от усадки бетона следует определять по зависимости
где - приращение (разность) температур, град. С;
- функция ползучести
;
К - показатель ползучести, усадки и прочности бетона, безразмерная величина.
К принимается по графику нарастания прочности бетона в зависимости от его возраста в сутках.
График нарастания прочности бетона принимается в виде обобщенной кривой, показанной на рисунке 10.
Она может быть заменена фактической кривой нарастания прочности по данным испытаний стандартных кубов на сжатие, которые изготавливаются в процессе бетонирования плиты и испытываются в характерные сроки: 3, 7, 14 и 28 суток.
Суммарные деформации от температуры и усадки следует определять по зависимости
240 × 36 пикс.     Открыть в новом окне
.
При получении вышеприведенных зависимостей были приняты следующие допущения.
1. Твердеющий бетон защищен от влагообмена с окружающей средой.
2. Скорость протекания усадки и ползучести принята равной, т.к. качественно оба эти процесса одинаковы; деформации усадки и ползучести зависят практически от одних и тех же внешних и внутренних факторов.
3. Кривая изменения скорости протекания усадки и ползучести полностью описывается кривой нарастания прочности бетона.
4. Деформации ползучести меняются пропорционально величине напряжений, т.е. все деформации ползучести протекают в линейной области.
5. Воздействие температурных факторов учитывается после достижения бетоном прочности , где - марочная прочность бетона, т.е. через 1-1,5 сутки после укладки бетона.
Воздействие усадки начинается примерно через 4 часа после укладки бетонной смеси, когда начинается схватывание бетона.
Усадка и ползучесть, затухая асимптотически, приближаются к некоторому пределу, который имеет место практически в возрасте бетона 3 года.
6. Относительные деформации усадки одинаковы как для сжатого, так и растянутого бетона.
Относительные деформации ползучести приняты применительно к растянутому бетону. Характеристика ползучести при этом в 1,5 раза превышает характеристику ползучести сжатого бетона.
3043 × 2076 пикс.     Открыть в новом окне
1869 × 2328 пикс.     Открыть в новом окне
7. Конечные (предельные) относительные деформации, которые наступают в возрасте бетона 3 года, составляют:
для усадки - ;
для ползучести - .
8. Армирование бетонной плиты принято на уровне 2%.

Учет температуры на напряженное состояние пролетного строения

Разность температур в плите проезжей части и в главной балке является причиной возникновения в сечении пролетного строения стесненных деформаций и напряжений.
Принципиальным параметром, определяющим уровень напряжений в сечении, является максимальная расчетная разность температур которая принимается в соответствии с рисунком 12, г.
При отсутствии комплекса мер, направленных на снижение перепадов температур в сечении, при расчете температурных напряжений и деформаций следует принимать t =18°С.
В случае применения мероприятий, направленных на снижение разницы температур в плите и в балке, при расчете напряжений и деформаций следует принимать =10°С.
2991 × 1999 пикс.     Открыть в новом окне

4.3. Конструктивно-технологические мероприятия по снижению воздействий температурно-усадочных факторов

Целью проведения всех конструктивных и технологических операций при бетонировании плиты проезжей части является уменьшение разницы температур в плите и в балке и снижение усадочных деформаций.
Уменьшение разницы температур в плите и в балке практически означает необходимость снижения температуры в бетоне в процессе устройства плиты проезжей части или повышения температуры металла.
Опытно-экспериментальным и расчетным путем выявлено, что понижение температуры бетона возможно в случае применения металлической опалубки вместе деревянной, снижения расхода цемента, отказа от укрытия.
Снижение растягивающих температурных напряжений в плите возможно путем искусственного регулирования температур в сечениях пролетного строения. Обеспечение такого регулирования особенно важно впервые 15-36 часов после начала бетонирования, когда саморазогрев бетона в результате экзотермии является максимальным и когда прочность бетона достигает .
Терморегулирование по сечению пролетного строения может быть выполнено путем искусственного отвода тепла в процессе твердения бетона, путем подачи горячего воздуха в короба пролетных строений; устройства кожуха, объемлющего все сечение пролетного строения и устраиваемого на всей длине участка бетонирования (захватки).
Полезным является уменьшение толщины плиты до минимально возможной, с целью снижения ее тепловой инертности и обеспечения ее большей подвижности за изменением температуры воздуха.
Необходимо выполнение следующих основных требований к бетонной смеси.
Для бетонирования плиты проезжей части должна применяться товарная бетонная смесь, приготавливаемая на бетонных заводах.
В качестве крупного заполнителя должен быть использован гранитный щебень фракции 5-20 мм.
В качестве вяжущего должен быть использован портландцемент марки не ниже М500, при не более 8%, бездобавочный или содержащий не более 5% добавок.
Расход цемента должен составлять не более 400 кг на 1  бетонной смеси.
Водоцементное отношение должно быть . Бетонная смесь на месте укладки должна иметь: