Рекомендации по объединению металлических балок с монолитной железобетонной плитой посредством непрерывных гребенчатых упоров в сталежелезобетонных пролетных строениях мостов ОДМ 218.4.003-2009 (принят распоряжением Федерального дорожного агентства Минтра стр. 4

подвижность - в пределах 6-10 см осадки стандартного конуса;
воздухосодержание - 3-4%;
температуру - не ниже +10°С.

5. Требования к бетонированию плиты

Бетонирование плиты следует выполнять, как правило, при положительной температуре воздуха по специально разработанному регламенту.
Укладка бетонной смеси должна быть организована сразу на всю ширину пролетного строения, отдельными захватками, длина которых зависит от конструкции опалубочной формы, и на всю высоту плиты.
Наличие гребенчатых анкерных устройств не накладывает каких-либо дополнительных требований к технологии укладки бетонной смеси в процессе изготовления плиты. Однако требуется более тщательное вибрирование в узле, где расположен гребень для образования качественных бетонных шпонок в его вырезах.
С целью оценки температурно-усадочных напряжений в бетоне плиты, если это оговорено проектом, в процессе бетонирования устраивают термометрические скважины и изготавливают дополнительные стандартные кубики.
Термометрические скважины выполняют путем установки деревянных пробок, извлекаемых практически сразу же после виброуплотнения бетона. Измерение температур осуществляют с помощью заленивленных ртутных термометров, либо термопарами ХК (хромель-коппель).
Стандартные кубики служат для определения прочности бетона на сжатие в характерные промежуточные сроки твердения бетона, определяемые проектной организацией, как правило, в возрасте бетона 3, 7, 14 и 28 суток.
Сразу же после укладки бетонной смеси она должна быть изолирована от влагообмена с окружающей средой с помощью влагозащитного покрытия.
Покрытие сохраняется в течение всего периода твердения бетона, до набора бетоном марочной прочности или до устройства гидроизоляции.
В качестве влагозащитных покрытий используют полимерную (полиэтиленовую, поливинилхлоридную и др.) пленку толщиной не менее 0,1 мм. Предпочтительно применение пленок, армированных стекловолокном, полипропиленом и т.д.
Пленка должна ложится на поверхность бетона вплотную ("прилипнуть"). Сопряжение полотнищ пленки друг с другом и с опалубкой должно быть качественным и исключать возможность высыхания бетона.
В качестве теплоизоляционных покрытий могут быть применены дорнит, льноватин, поролон или иные рулонные теплоизолирующие материалы.
Допускаемый уровень саморазогрева плиты не должен превышать более чем на 15°С среднюю температуру суток (или равную ей температуру металлических балок).
Максимальная температура в бетоне в результате саморазогрева от экзотермии достигается через 1,5-3 суток после укладки бетонной смеси. Прочность бетона через 7 суток может составить 65-70% от марочной.
Период остывания бетона плиты после его саморазогрева является наиболее ответственным этапом технологического процесса, когда растяжение бетона может быть критическим.
В особых случаях, по решению проектной организации, с целью снижения градиентных усадочных напряжений, действующих во время эксплуатации пролетных строений, открытая нижняя поверхность бетона плиты может быть защищена от высыхания с помощью специальных пленок. Практика показывает, что пленки со временем теряют защитные функции, однако они успевают выполнять свою главную цель - снизить пик напряжений.
В качестве защитной пленки может быть использован вододисперсный пленкообразующий состав ВПС-Д по ТУ 21-33-119-92 или перхлорвиниловая эмаль типа ХВ-124, ХВ-16 или им подобные.
В качестве покрытия может быть применен гидроизоляционный материал "Пахта". В результате активной химической реакции между компонентами материала "Лахта" и цементным камнем образуются кристаллические структуры по своему составу сходные с бетоном. Эти образования, плотно заполняя собой все поры и микропустоты, уплотняют структуру бетона, обеспечивая, таким образом, надежную водонепроницаемость.
"Лахта" повышает, кроме того, морозостойкость бетона.
Примерно такой же эффект оказывает полифункциональная добавка ЦМИД-1.
Пленкообразующие материалы не должны менять естественный цвет бетона. Они наносятся сразу же после снятия опалубки.
Приложение А

Нормативные ссылки

1. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы. Нормы проектирования.
2. СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ.
3. СНиП 2.03.01-84*. Бетонные и железобетонные конструкции. Нормы проектирования.
4. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции.
5. СНиП П-23-81*. Стальные конструкции. Нормы проектирования.
6. СНиП 12-01-2004. Организация строительства.
7. ГОСТ 5781-82*. Сталь горячекатанная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия.
8. ГОСТ 6713-91*. Прокат низколегированный конструкционный для мостостроения. Технические условия.
9. ГОСТ 7473-85*. Смеси бетонные. Технические условия.
10. ГОСТ 10181.7-81. Смеси бетонные. Методы определения удобоукладываемости.
11. ГОСТ 10922-90. Арматурные изделия и закладные детали сварные для железобетонных конструкций. Технические требования и методы испытаний.
12. ГОСТ 14098-91. Соединения сварные арматуры и закладных деталей железобетонных конструкций.
13. Бетон 26633-91. Бетон конструкционный тяжелый. Технические условия.
14. СТО-012-2007. Стальные конструкции мостов. Заводское изготовление.
15. ТУ 5745-001-01386160-001. Смеси бетонные со стальной фиброй, фрезерованной из сляба.
Приложение Б

Термины и определения

1 Мостовое сооружение: инженерное транспортное сооружение, предназначенное для пропуска транспорта, пешеходов, трубопроводов над препятствиями в виде водотоков, водохранилищ, каналов, железных и автомобильных дорог, городских улиц, горных ущелий, магистральных трубопроводов и других инженерных коммуникаций.
2 Пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая все пространство или часть его между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.
3 Сталежелезобетонное пролетное строение: Пролетное строение моста, в котором стальные главные балки или фермы объединены с железобетонной плитой проезжей части для совместной работы по восприятию постоянных и временных нагрузок.
4 Строительный подъем: Выгиб пролетного строения или его конструктивных элементов (балок), противоположный по геометрической форме прогибу от постоянной и части временной нагрузок с целью обеспечения плавности движения транспортных средств.
5 Устойчивость: Способность конструкций сопротивляться внешним усилиям без разрушения, сохраняя первоначальную форму, равновесие и положение.
6 Опора временная: Опора с ограниченным сроком службы на период монтажа пролетного строения, восстановления или ремонта.
7 Надежность: Свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных в проекте сооружения эксплуатационных показателей в заданных пределах.