Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 1000) (утв. Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализаци

Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений об операциях с денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 1000) (утв. Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (протокол заседания Президиума от 30 августа 2006 г. N 7)

Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений об операциях c денежными средствами в наличной форме, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 1000).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) обязательному контролю подлежат операции c денежными средствами в наличной форме, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, и по своему характеру операция относится хотя бы к одному из следующих видов операций:
- Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;
- Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом;
- Продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;
- Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;
- Получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
- Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
- Внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме
Обязанностью банка является выявление операций, имеющих указанные признаки, документальное фиксирование и своевременное представление сведений о них в уполномоченный орган.
В целях эффективной реализации этой обязанности и, исходя из специфики каждого из перечисленных видов операций с денежными средствами в наличной форме, предлагается придерживаться изложенных ниже рекомендаций.
1. Снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности (код вида операции - 1001), или
зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности (код вида операции 1002).
При выявлении операций с кодами 1001 и 1002 следует помнить, что речь идет только об операциях с наличными денежными средствами. Поэтому для того, чтобы ответить на вопрос, подлежит или не подлежит совершаемая по счету клиента (юридического лица или индивидуального предпринимателя) операция обязательному контролю, необходимо ответить на вопрос, связано ли зачисление или списание наличных денег с той хозяйственной деятельностью, которой занимается клиент, или оно осуществляется вне рамок этой деятельности.
Как показывает практика, основную трудность представляет выяснение, какой деятельностью занимается клиент, тем более что в распоряжениях на зачисление на его счет или списание с него наличных денег информации о ней не содержится.
Для того чтобы определить характер хозяйственной деятельности клиента, необходимо обратиться к одному или нескольким источникам информации, которые помогут дать необходимый ответ. К ним, в частности, относятся:
1. Анкета (досье) клиента.
Анкета (досье) клиента содержит в концентрированном виде всю необходимую о клиенте информацию, зафиксированную на основании представленных клиентом официальных документов и документов, проходящих через банк, достоверно отражающих реальную деятельность клиента.
2. Документы, содержащиеся в юридическом деле клиента:
- устав и/или учредительный договор, в которых указываются цели создания и виды деятельности юридического лица;
- письмо Госкомстата России о присвоении кодов форм государственного статистического наблюдения (ОКОПФ, ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- лицензии на право осуществления определенных видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В ходе работы с документами, содержащимися в юридическом деле клиента, следует учитывать, что в учредительных документах обычно содержится указание на многочисленные виды хозяйственной деятельности, которыми вправе заниматься клиент. Однако это не означает, что реально осуществляемая им деятельность связана со всеми заявленными в учредительных документах видами деятельности. В этом случае определить, какой деятельностью реально занимается клиент, может быть затруднительно или вообще невозможно, особенно если клиент неизвестен на рынке и недавно открыл счета в банке.
Из письма Госкомстата России также не следует, что реальная деятельность клиента соответствует указанным в этом документе кодам. В то же время, информация, содержащаяся в данном документе, сужает круг поиска, поскольку количество видов деятельности, обозначенных кодами ОКВЭД и перечисленных в письме Госкомстата России, обычно меньше, чем количество видов деятельности, зафиксированных в учредительных документах клиента. То же самое можно сказать и о выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Более точный ответ о характере деятельности клиента могут дать сведения об имеющихся у него лицензиях на право осуществления тех или иных видов деятельности. Однако сведения о лицензиях позволяют точно определить только те виды деятельности, которые подлежат лицензированию.
3. Документы, которыми оформляется проведение банковских операций. Характер хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя также может быть определен путем изучения совершаемых им операций (назначение платежа в денежно-расчетных документах, обороты, остатки по счетам, направления и объемы денежных потоков, контрагенты по денежным расчетам и т.п.).
После установления характера осуществляемой клиентом хозяйственной деятельности, следует определить, каким образом она соотносится с целью зачисления на счет клиента или снятия с его счета наличных денежных средств.
При подготовке сведений о выявленных операциях с кодами 1001 и 1002 следует учитывать, что:
- при внесении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на свой счет, а также при снятии со своего счета наличных денежных средств плательщиком и получателем будет одно и то же юридическое лицо - клиент банка;
- при зачислении на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя наличных денежных средств, поступивших в кассу банка от физического лица, в разделе "Сведения о плательщике" указываются сведения о физическом лице, а в разделе "Сведения о получателе" указываются сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, на счет которого зачисляются денежные средства.
В качестве иллюстрации ниже приведено несколько типичных примеров совершения операций, подлежащих обязательному контролю с кодами 1001 и 1002.
1. Юридическое лицо представило в банк чек для снятия наличными 750 000 рублей с целью покупки оборудования для строительных работ. В то же время из учредительных документов клиента следует, что данное предприятие создавалось с целью оказания услуг населению по ремонту и чистке одежды. Кроме того, операции, которые ранее совершал клиент, не относились к операциям, связанным с каким-либо строительством
Вывод: операция подлежит обязательному контролю по коду 1001.
2. Индивидуальный предприниматель представил в банк заявление на снятие наличными со счета 10 000 000 рублей, поступивших накануне на его счет в безналичном порядке из другого банка. При снятии денежных средств наличными клиент заявил, что снятые средства будут использованы на хозяйственные нужды. До проведения данной операции клиентом ежемесячно в течение года снималось со счета не более 100 000 рублей.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю по коду 1001.
3. Физическое лицо внесло на счет клиента - юридического лица 3 000 000 рублей наличными за консультационные услуги. Из содержащейся в анкете клиента информации следует, что клиент занимается производством пиломатериалов и ранее консультационных услуг никому не оказывал.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю по коду 1002.
4. Индивидуальным предпринимателем в объявлении на взнос наличными в сумме 650 000 рублей указано, что данные денежные средства являются выручкой от реализации сельхозпродукции. В то же время, согласно имеющимся в юридическом деле клиента документам, клиент осуществляет деятельность в сфере информационных услуг и обслуживания вычислительной техники.
Вывод: операция подлежит обязательному контролю по коду 1002.
2. Покупка наличной иностранной валюты физическим лицом (код вида операции - 1003).
Операция подлежит обязательному контролю, если сумма приобретаемой физическим лицом иностранной валюты при пересчете по курсу Банка России равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру операция представляет собой:
- покупку физическим лицом наличной иностранной валюты за наличные рубли;
- покупку физическим лицом наличной иностранной валюты за рубли в безналичной форме;
- покупку физическим лицом наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную или безналичную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия);
- покупку физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за наличные рубли или наличную иностранную валюту;
- покупка физическим лицом дорожных чеков, номинированных в иностранной валюте, за рубли или иностранную валюту в безналичной форме.