МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Утверджены
Федеральной службой
судебных приставов России
Отнесение ст. 157 и 177 Уголовного кодекса Российской Федерации к подследственности органов дознания Федеральной службы судебных приставов увеличило количество уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей ФССП России, что требует совершенствования контроля за ходом их расследования, соблюдением процессуальных сроков дознания и учетно-регистрационной дисциплины.

1. Организация учета преступлений

Порядок учета преступлений регламентирован Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (далее - приказ).
В соответствии с главой XI Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов в регистрационно-учетном подразделении ведется Единый журнал учета преступлений лиц, их совершивших, и движения уголовных дел (далее - Единый журнал).
Сведения в Единый журнал вносятся на основании статистических карточек, после чего в течение суток карточки направляются в ИЦ.
Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью территориального органа либо его структурного подразделения, с указанием количества страниц и подписью лица, ответственного за его ведение.
Следует учитывать, что в соответствии с п. 45 Инструкции Единый журнал подлежит предъявлению прокурору по первому требованию.
Полнота и достоверность записей в Едином журнале должны не реже одного раза в месяц проверяться руководителем территориального органа, начальником подразделения дознания, старшим судебным приставом.
Сведения, внесенные в журнал, необходимо сверять с данными статистических карточек, книги учета сообщений о преступлениях, журналом учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел.
Начальнику подразделения дознания и работникам отдела организации дознания и административной практики следует в обязательном порядке проверять состояние учетно-регистрационной дисциплины при проведении проверок структурных подразделений.

2. Рекомендации по ведению учета уголовных дел

Согласно ч. ч. 3 - 4 ст. 223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором на срок до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе в связи с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Для исключения случаев волокиты при расследовании уголовных дел необходима организация контроля со стороны начальника подразделения дознания.
Учет уголовных дел следует осуществлять с помощью электронного Журнала, введенного в действие письмом ФССП России от 20 декабря 2007 г. N 12/04-14535-ВВ "О ведении электронной версии Журнала учета уголовных дел".
Средством оперативного контроля может служить таблица учета уголовных дел, где по вертикали отмечаются дни календарного месяца, а по горизонтали - структурные подразделения территориального органа, номера уголовных дел, дата составления обвинительного акта, дата окончания дознания, а также иные основные данные по уголовному делу (Приложение N 1 к настоящим рекомендациям).
Каждый дознаватель должен уметь составить план расследования по уголовному делу, в котором содержится: дата возбуждения уголовного дела и принятия его дознавателем к своему производству, Ф.И.О. подозреваемого, избранная мера пресечения, дата составления обвинительного акта (Приложение N 2 к настоящим рекомендациям).
Кроме того, дознавателю и начальнику подразделения дознания рекомендуется составлять план расследования по нескольким уголовным делам в "шахматной" компоновке (Приложение N 3 к настоящим рекомендациям), что позволяет наглядно отражать все процессуальные действия, последовательность процессуальных действий, сроки их выполнения, сроки принятия решений по возбужденным уголовным делам, даты составления обвинительного акта, ознакомление лиц с материалами уголовного дела, представление дела надзирающему прокурору.
Особое внимание следует обращать на те уголовные дела, по которым в отношении подозреваемых лиц применена мера пресечения в виде заключения под стражу.
Возможен также учет сроков по уголовным делам с помощью компьютерной программы Outlook (с использованием календаря).

3. Планирование следственных действий

При принятии уголовного дела к производству дознавателю следует тщательно изучить его материалы, после чего составить план расследования (Приложение N 2 к настоящим рекомендациям). При составлении плана следует учитывать следующее:
- в соответствии с требованиями ст. 50 УПК РФ по просьбе подозреваемого участие защитника обеспечивается дознавателем. Таким образом, до проведения допроса подозреваемого необходимо выяснить, нуждается ли он в услугах защитника, и в случае положительного ответа подозреваемого организовать присутствие защитника на планируемом следственном действии, для чего заблаговременно направить запрос в юридическую консультацию;
- в случаях участия защитника организация его присутствия на всех следственных действиях, где необходим его подзащитный, обязательна. С этой целью следует иметь контактные телефоны адвоката и адрес юридической консультации (бюро, коллегии, кабинета), куда необходимо заблаговременно сообщать о планируемом следственном действии телефонограммой либо письменным уведомлением. Это позволит избежать необоснованного затягивания подозреваемым и его защитником срока дознания;
- при планировании допроса следует также предварительно выяснять, владеет ли допрашиваемый русским языком и не нуждается ли в услугах переводчика;
- очную ставку следует планировать только после допроса интересующих следствие лиц, в случаях, если в их показаниях имеются существенные противоречия;
- осмотр места происшествия является неотложным следственным действием, которое можно проводить до возбуждения уголовного дела;
- выемку документов, в отличие от обыска, следует планировать только в том случае, когда дознавателю известно, какой именно документ нужно изъять и где конкретно он находится;
- в целях наибольшей эффективности обыска его рекомендуется проводить на первоначальном этапе расследования;
- обыск производится на основании постановления дознавателя, а для проведения обыска в жилище необходимо заранее получить соответствующее судебное постановление (ч. 3 ст. 182 УПК РФ);
- по общему правилу обыск либо выемка в организациях планируются на начало рабочего дня, обыск в жилище - на вечернее время (в случаях, если лицо, в жилище которого проводится данное следственное действие, днем работает);
- запросы в психиатрические и наркологические диспансеры и требования о судимости рекомендуется направлять в течение суток с момента возбуждения уголовного дела. Это связано с тем, что получение данных из психоневрологического и наркологического диспансеров о психиатрическом заболевании подозреваемого влечет за собой выемку медицинских документов и назначение судебной психиатрической экспертизы.
Кроме того, данные об имеющейся судимости подозреваемого обязывают дознавателя направить запрос в суд для приобщения к материалам уголовного дела копии приговора, в то время как срок исполнения требований о судимости в информационных центрах может быть достаточно длительным. Поэтому целесообразно также осуществлять направление указанных запросов на стадии проверки сообщения о преступлении;
- назначение различного рода экспертиз следует планировать в срок не позднее 10 суток с даты возбуждения уголовного дела;
- по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 части первой ст. 208 УПК РФ (в связи с розыском и временным тяжелым заболеванием подозреваемого), дознание может быть приостановлено и до окончания его срока;
- дату ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следует планировать заранее (рекомендуется не менее чем за 7 суток до окончания срока расследования);
- при продлении срока дознания до 60 суток ходатайство о продлении срока дознания и уголовное дело должны быть представлены надзирающему прокурору не позднее чем за пять суток до истечения срока дознания, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней.

4. Организация заслушивания по расследованию уголовных дел

На основании анализа работы дознавателей начальнику подразделения дознания следует составлять и направлять в структурные подразделения графики заслушивания по расследованию уголовных дел, в которых указываются: название подразделений, номера уголовных дел, время и дата заслушивания (Приложение N 4 к настоящим рекомендациям).
Вопрос обоснованности продления срока дознания следует обсуждать на оперативных совещаниях при руководителях территориальных органов ФССП России:
- начальнике подразделения дознания - в случаях первичного продления сроков дознания на 30 суток;
- заместителе руководителя территориального органа ФССП России - заместителе главного судебного пристава субъекта Российской Федерации - при повторном обращении в органы прокуратуры для продления сроков дознания;
- руководителе территориального органа ФССП России - главном судебном приставе субъекта Российской Федерации - при последующих обращениях.
По результатам заслушивания начальник подразделения дознания дает письменные указания в порядке ст. 40.1 УПК РФ о производстве следственных действий и сроках их исполнения и организует контроль за их своевременным исполнением. Указания начальника подразделения дознания приобщаются к материалам уголовного дела. О выполнении указаний дознаватель докладывает письменным рапортом.
Управление организации дознания
и административной практики

Приложение N 1 Учет уголовных дел на ноябрь 2007 года