3) наличия и деятельности здравпункта (врачебного, фельдшерского), обеспечивающего водолазов (лиц, работающих под повышенным давлением);
4) наличия формуляров и санитарно-гигиенических сертификатов на водолазную и медицинскую технику;
5) наличия, ведения, хранения и учета водолазной и медицинской документации;
6) наличия организационных документов по обслуживанию барокамер, сборника инструкций по проведению лечебных мероприятий в барокамере, действия обслуживающего персонала, наличие запасов воздуха и газов;
7) санитарно-гигиенического состояния водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;
8) организации контроля качества воздуха и искусственных газовых дыхательных смесей, регенеративных и поглотительных химических веществ, а также наличия необходимых средств для осуществления указанного контроля;
9) проведения аттестации рабочих мест водолазов (лиц, работающих под повышенным давлением) и мероприятий по улучшению условий труда.
10. Мероприятия по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке. При этом продолжительность указанных мероприятий не может превышать один месяц.
11. Основанием для проведения проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) ФМБА России.
План проведения мероприятий по контролю и надзору составляется ФМБА России ежегодно и утверждается решением руководителя ФМБА России или его заместителя не позднее 30 ноября предпланового года.
12. В течение трех дней после утверждения план проведения мероприятий по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ публикуется на сайте ФМБА России.
В план включается наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на закрепленной территории (объектах) и в отношении которых осуществляется контроль и надзор при проведении ими водолазных и кессонных работ, наименование органа, осуществляющего контроль и надзор, фамилия и инициалы должностного лица, на которое возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятий по надзору.
В план могут вноситься изменения, необходимость которых обусловлена изменением технологической и санитарно-эпидемиологической обстановки, т.е. изменением факторов среды обитания людей (химические, радиоактивные, физические факторы, а также социальные факторы, изменения показателей здоровья людей, в том числе смертности) в случаях технологических аварий и катастроф, связанных с проведением работ под повышенным атмосферным давлением, загрязнения окружающей среды и среды обитания человека (или угроза загрязнения), по обращениям физических и юридических лиц в части проведения надзорных мероприятий в их отношении.
13. Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
Распоряжением руководителя (заместителя руководителя) ФМБА России на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятия по контролю и надзору в указанной сфере, срок проведения мероприятий по надзору может быть продлен не более чем на один месяц в случаях, связанных с необходимостью проведения исследований (испытаний, экспертиз) водолазной техники, оборудования и средств обеспечения безопасного проведения работ при повышенном атмосферном давлении со значительным объемом мероприятий по контролю и надзору, а также в других случаях, предусмотренных медицинским и санитарным законодательством.
Проведение плановых проверок
14. Плановая проверка включает в себя осуществление комплекса работ в соответствии с программой проверки, утверждаемой решением руководителя ФМБА России или руководителя управления ФМБА России, устанавливающей вид проверки, вопросы проверки и их содержание, сроки проверки, показатели контроля.
Плановые проверки выполнения требований в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляются не более чем один раз в два года по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Плановые проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия при проведении водолазных и кессонных работ, как правило, осуществляются одновременно с плановыми проверками соблюдения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны труда.
15. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ (работ под повышенным атмосферным давлением), составляются на основании сведений, полученных от соответствующих органов государственной регистрации.
16. Плановые мероприятия по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю осуществляются в сроки в соответствии с утвержденным планом проведения проверок вне зависимости от сроков проведения внеплановых проверок за деятельностью данного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Проведение внеплановых проверок
17. Предметом внеплановой проверки является контроль за исполнением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по контролю и надзору при проведении водолазных и кессонных работ, а также контроль выполнения указанными лицами обязательных требований.
18. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся ФМБА России или управлениями ФМБА России в следующих случаях:
1) с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате планового мероприятия по контролю;
2) при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя средств обеспечения безопасного пребывания лица, работающего под повышенным атмосферным давлением, водолазного снаряжения и оборудования, которые причинили или могут причинить вред жизни или здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3) при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однотипных средств, обеспечивающих безопасное пребывание лица, работающего под повышенным атмосферным давлением, водолазного снаряжения и мест его размещения на водолазных станциях и постах других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
4) при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований Межотраслевых правил, а также получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
19. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного надзора и контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
20. При проведении внеплановых проверок выполняются административные процедуры, аналогичные тем, которые выполняются при проведении плановых проверок.
При проведении внеплановых проверок объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.
В случае, если при проведении внеплановой проверки выявляются факты нарушений требований в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия при проведении водолазных и кессонных работ, ранее не явившиеся причиной внеплановой проверки, объем проверки и срок ее проведения по решению руководителя ФМБА России (заместителя руководителя) или управления ФМБА России может быть увеличен.
Порядок проведения мероприятий по осуществлению контроля и надзора в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического # работников организаций при проведении водолазных и кессонных работ
21. Мероприятия по осуществлению контроля и надзора при проведении водолазных и кессонных работ проводятся с момента предъявления должностным лицом ФМБА России или управления ФМБА России, осуществляющим данное мероприятие, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю распоряжения о проведении мероприятий по контролю и надзору либо его заверенной печатью копии одновременно со своим служебным удостоверением.
22. В рамках мероприятий по осуществлению контроля и надзора при проведении водолазных и кессонных работ за соблюдением санитарного законодательства осуществляется:
визуальный осмотр объекта контроля и надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям;
изучение и анализ документов;
изучение и анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.
Визуальный осмотр объекта контроля и надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя. В случае, если мероприятие по контролю и надзору является внеплановым и связано с расследованием причин и обстоятельств возникновения утраты трудоспособности, заболеваний, в т.ч. профессиональных, или изменение других показателей здоровья работника, осуществляющего водолазные и кессонные работы, пребывание в барокамере, мероприятие по контролю может осуществляться должностным лицом (должностными лицами) ФМБА или управления ФМБА России единолично либо в присутствии сотрудника проверяемого объекта.
При этом должностное лицо должно принять меры к информированию о проводимой проверке руководителя организации или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя, результаты проверки довести до их сведения в трехдневный срок после ее окончания.
В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, индивидуальному предпринимателю либо сотруднику проверяемого объекта. В последствии факты нарушений обязательных требований вносятся в акт (предписание).
Сроки проведения визуального осмотра определяются величиной объекта, его отдаленностью, наличием филиалов, иными обстоятельствами, но не могут превышать сроков, установленных законодательством.
Анализ документов осуществляется в ходе проверки объекта. Должностное лицо вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом.
К указанной документации относятся свидетельства о государственной регистрации, сертификаты соответствия, медицинская документация, техническая, технологическая документация, наличие и ведение которых регламентируется техническими регламентами, Межотраслевыми правилами, санитарно-эпидемиологическими правилами, иными нормативными правовыми актами. При необходимости указанная документация или ее часть (в виде ксерокопий) может быть изъята для изучения либо приобщения к материалам проверки. В этом случае в акте (предписании) делается соответствующая пометка. При отказе руководителя проверяемого объекта или уполномоченного должностного лица, индивидуального предпринимателя предоставить документацию, необходимую для оценки качества медицинского обеспечения лиц, работающих под повышенным атмосферным давлением, санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом, об этом также делается пометка в акте. При этом непредоставление требуемой документации расценивается как ее отсутствие.
Анализ данных лабораторных, инструментальных исследований осуществляется в случаях, когда проверка сопровождалась проведением исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок.
Исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся в случаях, когда обязательные требования к объекту надзора содержат показатели, оценка которых невозможна без проведения обследований, исследований, испытаний и гигиенических и иных видов оценок.
23. При проведении мероприятий по контролю и надзору должностное лицо ФМБА России или управления ФМБА России не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к полномочиям ФМБА России или управления ФМБА России, от имени которого действует должностное лицо;