Приказ Федеральной миграционной службы от 5 декабря 2007 г. N 452 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах" стр. 2

Приказами:
МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы"*(34);
МВД России, МЧС России, Минобороны России, МНС России, Минюста России, ГТК России, СВР России, Федеральной службы воздушного транспорта России, ФСЖВ России, ФМС России, ФСБ России, ФСНП России, ФСО России, ФПС России, ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. N 643/531/549/АП-3-24/364/331/786/82/112/363/96/423/413/357/620/189 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации"*(35).
4. ФМС России и территориальные органы ФМС России при исполнении государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах взаимодействуют с:
Министерством иностранных дел Российской Федерации (МИД России);
Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и органами внутренних дел Российской Федерации;
Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России), территориальными органами безопасности и органами пограничного контроля ФСБ России;
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России);
Федеральным агентством по образованию (Рособразование).

II. Административные процедуры

5. В зданиях территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, должны быть помещения, предназначенные для ожидания и приема лиц, ходатайствующих о признании беженцем на территории Российской Федерации, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, а также туалет и гардероб.
Помещения должны располагаться на нижних этажах зданий территориальных органов ФМС России с отдельным входом для лиц, ходатайствующих о признании беженцем на территории Российской Федерации.
Прием лиц, ходатайствующих о признании беженцем на территории Российской Федерации, проведение с ними индивидуальных собеседований и заполнение ходатайства осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях, отвечающих условиям конфиденциальности.
Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения, оборудованные пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.
Лица, ходатайствующие о признании беженцем на территории Российской Федерации*(36), должны обладать информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудников, которые с ними работают. Для этого сотрудники обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.
Информация о государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах предоставляется территориальными органами ФМС России непосредственно в помещениях для ожидания в виде информационных стендов, а также по телефону, электронной почте, посредством размещения информации на Интернет-сайтах ФМС России и территориальных органов ФМС России.
Электронный адрес для направления обращений в ФМС России, а также информация о месте нахождения территориальных органов ФМС России (приложение N 1 к Административному регламенту), почтовом и электронном адресах для направления обращений, контактных телефонах размещены на официальном сайте ФМС России по электронному адресу: www.fms.gov.ru.
6. Основными требованиями к информированию заявителей о порядке признания беженцем являются:
достоверность предоставляемой информации;
четкость в изложении информации;
полнота информирования;
наглядность форм предоставляемой информации;
удобство и доступность получения информации;
оперативность предоставления информации.
7. На стендах территориальных органов ФМС России, участвующих в исполнении государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, а также на интернет-сайтах ФМС России и территориальных органов ФМС России размещается следующая информация:
о порядке исполнения настоящей государственной функции;
о правах и обязанностях лица, ходатайствующего о признании беженцем, получившего свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу либо признанного беженцем;
о режиме работы соответствующего территориального органа ФМС России;
адреса официальных интернет-сайтов ФМС России и территориальных органов ФМС России;
номера телефонов и адреса электронной почты справочных служб ФМС России и территориальных органов ФМС России.
Размещаются образцы следующих форм документов:
ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 2 к Административному регламенту);
анкеты лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 3 к Административному регламенту);
опросного листа лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (приложение N 4 к Административному регламенту).
8. Информация по электронной почте или через интернет-сайт предоставляется в режиме вопросов-ответов не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем получения вопроса.
9. Консультирование заявителей по вопросу признания беженцем проводится в рабочее время. Обеспечиваются личные консультации, письменные консультации и консультации по телефону.
Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по телефону.
Сотрудник территориального органа ФМС России, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, принимает все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.
Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица сотрудник территориального органа ФМС России осуществляет не более 10 минут.
Если для подготовки ответа требуется продолжительное время, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованным лицам обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное для заинтересованных лиц время для устного консультирования.
Для обеспечения индивидуального устного консультирования в подразделениях территориального органа ФМС России выделяются отдельные сотрудники.
При устном обращении заинтересованных лиц (по телефону или лично) сотрудники, осуществляющие прием и консультирование, дают ответ самостоятельно. Если сотрудник, к которому обратился заявитель, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заявителю обратиться письменно либо назначить другое удобное для заинтересованного лица время для получения информации.
При ответе на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование территориального органа ФМС России. Во время разговора необходимо произносить слова четко, избегать "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат. В конце консультирования сотрудник, осуществляющий прием и консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).
В случае поступления письменного запроса о консультации подразделение территориального органа ФМС России обязуется ответить на него в установленном порядке в течение 30 дней.
Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя. Ответ подписывается руководителем территориального органа ФМС России или лицом, исполняющим его обязанности*(37).
10. Исполнение государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах осуществляется в отношении:
иностранных граждан, заявивших о желании быть признанными беженцами, которые из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений;
лиц без гражданства, заявивших о желании быть признанными беженцами, которые из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своего прежнего обычного местожительства и не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.
11. Основанием для начала исполнения государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах является письменное ходатайство иностранного гражданина или лица без гражданства, которое подается:
а) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) заявителя, если он еще не прибыл на территорию Российской Федерации;