Постановление Правительства Челябинской области от 24 ноября 2008 г. N 389-П "О схеме территориального планирования Челябинской области" стр. 9

Оренбургская область - 124 тыс. км2
Пермский край - 160,6 тыс. км2
Крупнейшие города Уральского федерального округа: Екатеринбург, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Тюмень, Курган.
По сравнению с другими субъектами Уральского федерального округа Челябинская область является наиболее густо населенной, средняя плотность населения ее составляет - 40 человек на кв. км.
По своему географическому положению Челябинская область является связующей между западной частью страны и восточной. Кроме того, через нее проходят важнейшие направления, связывающие территории Российской Федерации с южными территориями постсоветского пространства.
В экономическом отношении Челябинская область является одним из наиболее крупных субъектов Российской Федерации, занимая двенадцатое место по объему валового регионального продукта и шестое по объему промышленного производства. В Уральском федеральном округе по этим показателям она уступает только Свердловской области.
Челябинская область является урбанизированной. Тем не менее, производство основных видов продуктов питания (молоко, мясо, хлеб, овощи) для своих нужд она обеспечивает собственными силами.
Обладая значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, уникальными природно-климатическими условиями, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-географическим положением, Челябинская область имеет большие потенциальные возможности для развития межрегиональных и международных связей на взаимовыгодных условиях.
По территории области проходят:
- Транссибирская железнодорожная магистраль Москва - Челябинск - Владивосток с ответвлением Челябинск - Троицк - Астана;
- железнодорожные магистрали Оренбург - Челябинск - Екатеринбург, Уфа - Магнитогорск - Астана;
- автодороги федерального и международного значения: Москва - Челябинск- Астана (М- 36 Е-123), Москва - Челябинск - Екатеринбург (М-5 "Урал" Е-30), Челябинск - Курган - Новосибирск (М-51 "Байкал" Е-30)
- магистральные трубопроводы, транспортирующие газ, нефть, нефтепродукты: Бухара - Урал, Туймазы - Омск - Новосибирск, Усть-Балык - Уфа - Альметьевск, Нижневартовск - Самара, Уфа - Петропавловск, Уфа - Омск.

2. Краткий исторический очерк

На территории Челябинской области существуют примеры развития цивилизаций различных эпох.
Древнейшей (17 - 16 века до нашей эры) являются памятники протогородской цивилизации "страны городов", где на сравнительно небольшой территории в южной части области расположено более 20 укрепленных центров, связанных с ними некрополей и мелких не укрепленных поселений. Их объединяет единое архитектурное решение и общая технология строительства. Поселения имеют различные планировочные структуры: овальную, круглую, квадратную. Продуманная компактная планировка и имеющаяся система городского хозяйства (раздельные колодцы для питьевой воды и технических нужд, ливневая канализация, примитивные очистные сооружения и т.д.) позволяют отнести поселения к особому типу "прагородов".
В последующие периоды истории Российского государства освоение территорий шло в центральной части страны в соответствии с системой административного устройства. Характер возникновения поселений на слабо заселенной территории Южного Урала носил достаточно хаотичный характер, коренное население (башкиры) вело кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому строительство населенных пунктов началось в период освоения этих земель русскими. Первоначально оно проходило со стороны реки Исети, в нижнем течении р. Миасса, где на левом берегу возник ряд слобод: Верхне-Миасское (1684 г.), Новопещанская (1687 г.) и др., в которых к 1710 году уже насчитывалось 632 двора. В процессе заселения появились значительные территории, засеянные рожью, овсом, пшеницей, гречихой и другими культурами.
Новая волна переселенческого движения была вызвана освоением Восточного склона Среднего, а с 1750 года - Южного Урала. Наиболее интенсивно заселение территорий шло во второй четверти 18 века в связи с деятельностью Оренбургской экспедиции И.К. Кириллова. Развернувшейся в 18 веке - первой половине 19 века интенсивной градостроительной деятельностью руководит государство, оно выступает инициатором создания градостроительных программ, руководит разработкой проектов и контролирует их исполнение. Продолжается процесс освоения прилегающих к ядру Российского государства территорий, в ходе которого возникают многочисленные города-крепости, представляющие собой самостоятельный тип поселения. Они становятся первым типом поселений, сооружаемых по предварительно составленному регулярному плану и первыми переходят к использованию новых градостроительных норм. Как опорные пункты оборонительных линий на вновь осваиваемых землях, административные и ремесленно-торговые центры, возникают регулярные населенные пункты за Уралом - "крепостцы" Уйской линии: в 1734 г. - Верхне-Яицкая, в 1736 г. - Чебаркульская, Еткульская, Миасская, Челябинская.
Первоначально главной задачей вновь созданной линии было обеспечение коммуникаций между Яицкими крепостями и существующими исетскими слободами - главной базой продовольственного снабжения. Появились крепости и в южной части территории области: Карагайская (1738 г.), Кизильская, Магнитная, Петропавловская, Уйская (1743 г), Троицкая (1744 г.) и др. К 1758 году создана законченная система крепостей.
По мере развития поселений и появления у них новых функций следы крепости утрачивались. Военно-торговым центром двух первых линий - Уральской и Оренбургской стал основанный в 1743 году г. Оренбург. Строительство новых городов велось на основе детально разработанной государственной программы, реализацию которой осуществлял специально созданный орган в 1732 году - главная канцелярия артиллерии и фортификации. Вторым фактором развития поселений на территории области стало развитие производства. В 18 веке были открыты многие месторождения железных и медных руд, драгоценных и поделочных камней и т. п.
Перенесение крепостного права в промышленность, оформленное законом в 1721 году "О посессионных рабочих", способствовало образованию новых типов населенных пунктов - промышленных городов и промышленных поселков, располагавшихся иногда первоначально внутри крепостей. В это время на Урале сложился уникальный тип поселений: город-завод (Верхний Уфалей, Златоуст, Кыштым и др.). Металлургические предприятия здесь стали возникать в конце 17 - начале 18 веков. В первой половине 19 века на Урале было более 260 заводов, в 1767 году по объему выплавляемого чугуна он занимал первое место в мире, по выплавке меди - первое место в России.
Города - заводы имели четкую пространственно-планировочную организацию: их градостроительным ядром был завод, расположенный на берегу пруда с плотиной, рядом находились главная городская площадь с домами начальства, церковью, торговыми рядами и другими общественными зданиями. Многие из них быстро выросли в города с многотысячным населением и задолго до 1917 года, несмотря на отсутствие у них соответствующего ранга, обладали всеми экономическими функциями городов (например - Златоуст). В 1763 году последовал указ "О сделании# всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо", по которому предписывалась перепланировка на началах регулярности всех без исключения городов страны. Она стала программой переустройства архитектурного пространства Российской империи.
Одновременно были разработаны и образцовые проекты жилых и общественных зданий, которые активно использовались в провинции. В зависимости от официального статуса города (губернского, уездного, без уездного) назначался обязательный состав административных и общественных зданий (ратуш, торговых домов, бирж, воспитательных учреждений, смирительных и сиротских домов, больниц, бань и др.). Понятие регулярности предполагало геометрически правильную сетку прямых широких улиц, соблюдение красных линий путем расположения домов или ее архитектурного оформления. С использованием этого приема спроектированы практически все уездные города. На местах перестройка городов по регулярным планам растягивалась на многие годы, власти не требовали немедленного переноса деревянных домов, оказавшихся на линии предусмотренных планом улиц на другое место, откладывая его до времени, когда это превратится в необходимость, либо из-за естественного износа зданий, либо из-за пожара.
В соответствии с системой управления государством, разработанным законодательством Екатерины II, город выделялся в особую административную единицу, территория его разделялась на части в 200 - 700 домов каждая, а те - на кварталы по 50 - 100 домов. Эта система сохранялась в основе неизменной вплоть до революции 1917 года. Позднее часть поселений приобретает новое значение - торгового или транспортно-перевалочного пункта на пути в центральные районы страны, а также Сибирь и Среднюю Азию. К середине 18 века Урал превратился в важнейший промышленный район России, обеспечивающий вывоз товаров за рубеж. Мощный толчок развитию городов области дало строительство железных дорог через ее территорию (Самара - Златоуст - Челябинск - 1892 г.; Челябинск - Курган - 1894 г.; Екатеринбург - Челябинск - 1896 г.).
К началу XX века крайне обострились противоречия развивающихся городов: в связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта численность населения городов резко возросла, однако от этого роста значительно отставали темпы постройки жилых и общественных зданий, ухудшилось санитарное состояние, вновь возникающие фабрики и заводы стали возводиться не только на окраинах, но часто и в центре. Усилилась и противоположность в застройке центральных районов и окраин. Не продуманная градостроительная политика данного периода (или отсутствие таковой) привела к хаотичности планировки, скученности жилья, применение дерева в качестве основного строительного материала служили источниками частых пожаров, что было характерно для всех Уральских городов того времени. На окраинах ряда городов в связи с приобретшим большой размах в конце 19 - начале 20 веков переселенческим движением возник новый тип поселков - переселенческие пункты.
После завершения восстановительного периода народного хозяйства в конце 1920-х годов внимание градостроителей было сосредоточено на общих проблемах социалистического расселения и на разработке принципа структуры соцгорода. В 1930-х годах в связи с интенсивным развитием промышленности на Урале идет рост территорий существующих населенных пунктов, где возникали новые жилые районы и кварталы, поселки при заводах (типа соцгородов), а также развитие новых городов, таких как Магнитогорск, которые в отличие от промышленных поселков, стихийно возникающих и стихийно развивающихся, строились по специальным планам.
Строительство велось параллельно с разработкой в столичных проектных организациях генеральных планов, по которым неблагоустроенные прежде городки и поселки намечалось превратить в современные большие города (Челябинск - 1936 г., Магнитогорск - 1934 г.). В конце 1940 - начале 1950-х годов продолжилось проектирование новых городов - закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) для размещения в них объектов военной промышленности. В этот же период в институте "Ленгипрогор" велась разработка послевоенных генеральных планов крупнейших городов (Магнитогорск, Челябинск - 1947 г.). Работа над созданием малых городов области и сельских населенных пунктов проходила в 1950-1980-е годы силами институтов "Челябинскгражданпроект" и "Агропромпроект". Разработка градостроительной документации велась с использованием принципов микрорайонного проектирования, обеспечивающего близость жилья, мест обслуживания и, частично, места приложения труда, а также с учетом ограничения роста территорий крупных городов путем создания или развития городов спутников (Копейск, Коркино и др.).
Период 1990-х годов характерен резкой сменой политической, экономической, социальной формаций Российского государства. На смену централизованному плановому хозяйству пришли рыночные отношения. В этих условиях в достаточно короткий срок требуется создание такой системы градостроительного регулирования, которая на базе потенциальных возможностей позволила бы сделать территорию субъекта Российской Федерации открытой и привлекательной для инвестиций, обеспечила комплексное ее развитие и как производная от этих двух элементов обеспечила создание благоприятных условий проживания граждан. Важнейшим элементом в этой системе является данный документ - "Схема территориального планирования Челябинской области".

3. Природные условия и ресурсы

3.1. Климатическая характеристика

Климат Челябинской области - континентальный. Факторами определяющими климатические условия являются:
- расположение области в глубинах Евразии, на большом удалении от морей и океанов;
- наличие Уральских гор, создающих препятствия на пути движения западных воздушных масс;
- различие циркуляционных процессов в умеренных широтах над Европейской и Азиатской частями России;
- преобладание в течение года континентальных воздушных масс.
Зимой Южный Урал находится под влиянием Азиатского антициклона. Континентальный воздух, поступающий из Сибири (западный острог Сибирского атмосферного максимума), приносит морозную и сухую погоду. Наблюдаются также частые вторжения холодных воздушных масс с севера. В горной части области складываются благоприятные условия для инверсий.
Весной усиливается меридиональная циркуляция атмосферы. Идет частая смена полярных и умеренных воздушных. Погода отличается неустойчивостью, периоды потеплений сменяются резкими похолоданиями.
Летом на территории области преобладает низкое давление. Сюда приходят арктические воздушные массы с Баренцева и Карского морей, а с юга перемещаются тропические массы из Казахстана и Средней Азии. С вхождением континентального тропического воздуха устанавливается жаркая и сухая погода. Западные ветры с Атлантического океана приносят влажную и неустойчивую погоду.
Осенью вновь усиливается меридиональный тип циркуляции атмосферы, активизируется воздействие полярных воздушных масс. В конце сезона с возрастанием роли Сибирского атмосферного максимума, температура воздуха заметно понижается и устанавливается зимний режим погоды.
Среднемесячная температура наиболее холодного месяца (января) изменяется от -15.8 до -16.4°С, среднемесячная температура наиболее теплого месяца (июля) находится в пределах +17,6° - +18,4°С.
В связи с низкими среднегодовыми температурами воздуха, территория Челябинской области характеризуется значительной глубиной промерзания грунтов, которая составляет от 2,1 м до 2,7 м, и неравномерным распределением атмосферных осадков. Наиболее увлажненными являются районы горно-лесной части области.
На западных склонах хребтов, перехватывающих Атлантические воздушные массы, осадков выпадает в 1,5 - 2,0 раза больше чем на восточных. Наибольшее количество осадков выпадает в северной (горной) части области.
Основная масса атмосферных осадков выпадает в теплое время года с максимумом в июле. Меньшая доля осадков приходится на холодный период с минимумом в феврале. Летом осадки выпадают в виде кратковременных, но интенсивных ливней. В остальную часть года в основном выпадение осадков носит продолжительный характер и умеренную интенсивность.
Снежный покров более мощный (50 - 100 см и более) и продолжительный (160 - 180 суток) бывает в горно-лесной зоне. Влага. полученная от снега, составляет здесь не менее 30%. В лесостепной зоне средняя мощность снежного покрова достигает 34 - 38 см, при продолжительности 140 - 160 суток. В общей сумме осадков влага от снега здесь составляет до 25%. Наименьшими показателями характеризуется снежный покров в степной зоне. Средняя мощность его 20 - 40 см, при продолжительности 140 - 155 суток, удельный вес твердых осадков не превышает 22% годовой их суммы.
Таким образом, горно-лесная зона по количеству осадков является районом избыточного увлажнения, лесостепная зона - районом умеренного увлажнения, степная - районом недостаточного увлажнения.
В соответствии со СНиП 2.01.07-85* "Нагрузки и воздействия" территория Челябинской области расположена в трех снеговых районах Российской Федерации: III, IV, V с расчетной нагрузкой снегового покрова 180 кгс/м2, 240 кгс/м2, 320 кгс/м2 соответственно.
Ветровой режим на территориях области формируется барико-циркуляционными процессами, происходящими в атмосфере и физико - географическими особенностями местности. Уральские горы вносят существенные изменения в распределение ветровых потоков. В горно-лесной части области направление ветров определяется циклоническими процессами, происходящими на Европейской части и субмеридиональной ориентацией горных хребтов. В лесостепной и степной частях на ветровой режим существенную роль оказывает сезонное распределение атмосферного давления над Азиатской частью России и Северным Казахстаном. Среднегодовая повторяемость направлений ветра и штилей приведены ниже, в таблице 1:
NN
п. п.
Станция
Повторяемость направлений ветра и штилей (%)
Повторяемость скорости ветра 0-1м/с
С
СВ
В
ЮВ
Ю
ЮЗ
З
СЗ
штиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Челябинск
14
5
3
9
22
16
14
17
24
36
2
Троицк
10
9
5
6
15
20
21
14
13
31
3
Верхний Уфалей
9
6
6
11
5
20
29
14
24
40
4
Карабаш
9
7
4
5
15
17
28
15
14
17
5
Златоуст
4
2
6
6/20
20/6
6/4
4/26
26/32
32/40
40/47
6
Сатка
4
7
12
4
4
27
43
9
43
65
7
Аша
9
9
3
13
10
3
17
19
19
30
8
Магнитогорск
15
12
2
3
18
21
15
14
28
30
9
Карталы
14
12
4
5
7
22
21
5
7
27
В горно-лесной зоне области преобладающими являются ветры западного и северо-западного направлений. В лесостепной и степной зонах преобладают ветры западного и юго-западного направлений. Наиболее частая повторяемость штилей и слабых ветров наблюдается в горной части области, где происходит застой воздуха в межгорных долинах и котловинах. Наименьшая повторяемость штилей и слабых ветров отмечается на хорошо продуваемых восточных равнинах области.
Кроме направления ветра важнейшим фактором для хозяйственной деятельности является скорость и сила ветра. Максимальные скорости ветра находятся в пределах 21-24 м/сек., зафиксированы случаи со скоростью ветра до 40м/сек. В соответствии со СНиП 2.01.07 - 85* Челябинская область находится в III ветровом районе с нормативной нагрузкой 38кгс/м2.