Чесменский район - один из важнейших районов уральской житницы - почти 90% его территории занято сельскохозяйственными угодьями. В последние годы начали развиваться добывающая промышленность (Клубовское мраморное месторождение) и малый бизнес.
Перспективы территориального развития района будут определены разрабатываемым градостроительным документом - Схемой территориального планирования района (в стадии разработки).
Предусматривается:
- территориальное развитие населённых пунктов района для обеспечения комплексной застройки и благоустройства - жилищного строительства с развитием социальной и инженерно-транспортной инфраструктур (прил. 28);
- дальнейшее развитие агропромышленного комплекса за счёт строительства:
- молокозавода и мясоперерабатывающего завода в с. Чесма;
- колбасных цехов в п. Черноборский и с. Чесма.
- прохождение по территории района магистральных инженерно-транспортных коммуникаций:
- железнодорожного обхода государственной границы с республикой Казахстан;
- ВЛ 500 кВ "Троицкая ГРЭС - Урал", "Южноуральская ГРЭС-2 - Смеловская";
- территории для размещения новых производств на базе минерально-сырьевых ресурсов района (Татищевского массива месторождений хромовой руды, Тарутинского месторождения меди, Соляноложского и Ново-Темирского месторождений силикатных и никелевых руд, Московского участка месторождений россыпного золота, Берлинского месторождения глины огнеупорной, Редутовского месторождения глины кирпичной, Чесменского месторождения гранитов).
Таблица 5.2.1
Развитие муниципальных образований (по численности населения и территориям населенных пунктов)
N п/п | Наименование муниципального образования | Население, тыс.чел. | Территория, га | ||||||
Исходный год, 2007 г. | Расчетный срок | Исходный год, 2007 г. | Расчетный срок | Разница | |||||
Всего | в т.ч. населенных пунктов | Всего | в т.ч. населенных пунктов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Городской округ: | |||||||||
1 | Челябинский | 1091,5 | 1100,0 -1250,0 | 50 098,2 | 50 098,2 | 50 098,2 | 50 098,2 | - | |
2 | Верхнеуфалейский | 38,3 | 39,0 | 161 282,2 | 6 324,9 | 161 282,2 | 7 685,2 | 1 360,3 | |
3 | Златоустовский | 191,8 | 195,0 - 207,7 | 186 453,2 | 13 145,4 | 186 453,2 | 14 487,3 | 11 341,9 | |
4 | Карабашский | 15,8 | 16,4 | 68 240,3 | 4 067,6 | 68 240,3 | 4 559,8 | 492,2 | |
5 | Копейский | 139,6 | 140,0 | 35 576,1 | 22 296,8 | 35 576,1 | 25 304,6 | 3 007,8 | |
6 | Кыштымский | 43,2 | 44,0 | 76 366,3 | 4 221,6 | 76 366,3 | 6 943,2 | 2 721,6 | |
7 | Локомотивный | 9,9 | 11,0 | 1 033,4 | 1 033,4 | 1 033,4 | 1 033,4 | - | |
8 | Магнитогорский | 410,5 | 410,0 - 450,0 | 39 266,4 | 39 266,4 | 43 382,0 | 43 382,0 | 4115,6 | |
9 | Миасский | 167,5 | 168,0 | 175 644,4 | 15 193,6 | 175 644,4 | 16 489,8 | 1 296,2 | |
10 | Озёрский | 99,4 | 100,0 | 65 731,1 | 17 074,0 | 65 731,1 | 17 482,1 | 408,1 | |
11 | Снежинский | 50,6 | 51,0 | 29 912,9 | 8 092,0 | 29 912,9 | 8 308,0 | 216,0 | |
12 | Трехгорный | 34,7 | 35,0 | 16 284,5 | 16 284,5 | 16 284,5 | 16 284,5 | - | |
13 | Троицкий | 82,5 | 85,0 -100,0 | 13 915,5 | 13 915,5 | 13 915,5 | 13 915,5 | - | |
14 | Усть-Катавский | 28,7 | 29,0 | 67 501,6 | 3 916,1 | 67 501,6 | 5 259,1 | 1 343,0 | |
15 | Чебаркульский | 44,1 | 45,0 - 52,0 | 7 700,8 | 7 700,8 | 9748,8 | 9748,8 | 2 048,0 | |
16 | Южноуральский | 38,9 | 40,0 - 45,0 | 11 057,3 | 11 057,3 | 11 057,3 | 11 057,3 | - | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Муниципальный район | |||||||||
17 | Агаповский | 34,7 | 40,0 | 260 340,4 | 5 066,7 | 256 224,8 | 5 808,4 | 741,7 | |
18 | Аргаяшский | 41,7 | 42,0 | 268 318,3 | 8 958,6 | 268 318,3 | 14 020,9 | 5 062,3 | |
19 | Ашинский | 66,5 | 69,4 | 279 773,9 | 14 231,0 | 279 773,9 | 18 646,6 | 4 415,6 | |
20 | Брединский | 31,6 | 32,0 | 506 822,1 | 5 363,2 | 506 822,1 | 11 614,1 | 6 250,9 | |
21 | Варненский | 29,3 | 30,0 | 385 097,0 | 4 306,7 | 385 067,0 | 4 875,2 | 568,5 | |
22 | Верхнеуральский | 42,3 | 43,0 | 346 939,0 | 6 224,6 | 346 939,0 | 7 732,9 | 1 508,3 | |
23 | Еманжелинский | 52,8 | 55,0 - 61,3 | 11 339,5 | 7900,1 | 11 685,8 | 8262,7 | 362,6 | |
24 | Еткульский | 29,9 | 30,0 | 252 515,4 | 4 598,9 | 250 523,8 | 7 007,5 | 2 408,6 | |
25 | Карталинский | 50,1 | 50,5 | 472 993,9 | 5 277,2 | 472 993,9 | 10 421,5 | 5 144,3 | |
26 | Каслинский | 39,2 | 40,0 - 46,9 | 278 636,8 | 6 537,1 | 278 636,8 | 14 063,9 | 7 526,8 | |
27 | Катав-Ивановский | 35,7 | 36,0 | 327 797,5 | 7 082,2 | 327 797,5 | 9 436,9 | 2 354,7 | |
28 | Кизильский | 26,7 | 27,0 | 441 519,3 | 11 749,5 | 441 519,3 | 12 206,7 | 457,2 | |
29 | Коркинский | 65,5 | 68,3 | 10 276,4 | 4 191,9 | 13 334,8 | 8 170,3 | 3 978,4 | |
30 | Красноармейский | 43,1 | 45,0 | 384 202,4 | 7 732,7 | 384 202,4 | 12 943,6 | 5 210,9 | |
31 | Кунашакский | 30,1 | 30,5 | 314 175,4 | 6 455,6 | 314 175,4 | 7 921,0 | 1 465,4 | |
32 | Кусинский | 30,5 | 31,0 | 153 341,7 | 5 032,3 | 153 341,7 | 6 644,5 | 1 612,2 | |
33 | Нагайбакский | 22,6 | 23,0 | 301 890,1 | 6 667,3 | 301 890,1 | 7 301,9 | 634,6 | |
34 | Нязепетровский | 20,6 | 21,0 | 346 194,9 | 5 105,2 | 346 194,9 | 7 040,5 | 1 935,3 | |
35 | Октябрьский | 27,1 | 27,5 | 435 814,0 | 10 670,6 | 435 814,0 | 13 836,5 | 3 165,9 | |
36 | Пластовский | 26,2 | 26,0 - 32,2 | 175 176,2 | 6 832,9 | 175 176,2 | 8 128,3 | 1 295,4 | |
37 | Саткинский | 87,5 | 88,0 | 241 189,8 | 11 641,4 | 241 189,8 | 14 411,1 | 2 769,7 | |
38 | Сосновский | 58,4 | 100,0 - 314,5 | 207 136,4 | 7 154,0 | 205 723,3 | 34 341,0 | 27 187,0 | |
39 | Троицкий | 31,2 | 31,5 | 395 867,1 | 11 388,6 | 395 867,1 | 15 319,7 | 3 931,1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
40 | Увельский | 31,6 | 32,0 | 229 889,1 | 8 126,4 | 229 889,1 | 10 319,7 | 2 193,3 | |
41 | Уйский | 26,9 | 27,0 | 263 393,3 | 3 680,1 | 263 393,3 | 4 853,4 | 1 173,3 | |
42 | Чебаркульский | 27,3 | 30,5 | 286 332,4 | 8 951,2 | 284 284,4 | 11 873,4 | 2 922,2 | |
43 | Чесменский | 20,3 | 20,5 | 271 684,9 | 2 769,1 | 271 684,9 | 3 744,1 | 975,0 | |
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ | 3,52 млн.чел. | 3,82 - 3,85 млн.чел. | 8 854 721 | 427 383 | 8 854 721 | 542 985 | 115 602 |
1701 × 2000 пикс.   Открыть в новом окне |
5.3 Развитие транспортной инфраструктуры
Роль транспорта в развитии больших социально-экономических систем имеет первостепенное значение. Как показывает опыт промышленно-развитых регионов, развитие экономики государств сегодня невозможно без создания эффективной транспортной инфраструктуры.
Мировая экономика и экономика России претерпевают новый этап в своём развитии. Характерным его свойством является интегрирование экономик стран и регионов в единый экономический механизм, где транспортные системы приобретают определяющее значение.
Стратегия развития транспорта области строится с учётом общенациональных, отраслевых и региональных интересов, исходя не только из тактических, но также из долгосрочных задач развития экономики и социальной сферы.
Автомобильные дороги и автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт имеет значение первостепенной важности для осуществления связей производственного и пассажирского характера как на территории Челябинской области так и за ее пределами. Это обусловлено относительной развитостью автодорожной сети и автомобильного парка.
По территории Челябинской области проходят автодороги федерального значения:
- с запада на восток: а/д федерального значения М-5 "Урал" (Москва - Уфа - Челябинск) и а/д федерального значения М-51 "Байкал" (Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск) являющаяся продолжением автодороги М-5 "Урал". Данные трассы относятся к автомобильным дорогам международной сети "Е" (Е-30);
- с севера на юг: а/д федерального значения М-5 "Урал" (Екатеринбург - Челябинск) и а/д федерального значения М-36 Челябинск - Троицк - Республика Казахстан (Е-123).
Основные магистральные федеральные автодороги М-5 "Урал" и М-36 создают транспортный коридор, который имеет важнейшее значение не только для экономики Южного Урала, но и всей Российской Федерации.
К основным автодорогам территориального значения относятся:
- обход города Челябинска;
- Миасское - Бродокалмак - Русская Теча - Шадринск Курганской области;
- Бродокалмак - Щучье Курганской области;
- а/д М-5 "Урал" - Миасс - Карабаш - Кыштым - Касли - Каменск-Уральский;
- Касли - Верхний Уфалей - Нязепетровск - Арти Свердловской области;
- а/д М-5 "Урал" - Сатка - Межевой - Месягутово республики Башкортостан;
- а/д М-5 "Урал" - Кропачево - Месягутово;
- а/д М-5 "Урал" - Куса - Ситцева - Нязепетровск;
- Ситцева - Верхний Уфалей - Полевской Свердловской области;
- Долгодеревенское - Аргаяш - Кыштым;
- Челябинск - Харлуши - Кулуево - Новоандреевка;
- Аргаяш - Кузнецкое - Байрамгулово - Чебаркуль - а/д М-5 "Урал";
- а/д М-5 "Урал" - Пласт;
- Южноуральск - Магнитогорск - Кизильское - Сибай республики Башкортостан;
- Южноуральск - Щучье;
- Челябинск - Октябрьское - Крутоярский - граница Челябинской области;
- Октябрьское - Троицк;
- Троицк - Степное - Нижнеусцелемово;
- Миасс - Уйское - Карагайский - Верхнеуральск - а/д обход города Магнитогорска;
- Черноречье - Чесма - Варна - Карталы - Бреды;
- Варна - Николаевка - Тобол республики Казахстан;
- Карталы - Магнитогорск;
- обход города Магнитогорска;
- Кизильское - Субутак;