Государственный стандарт Союза СССР ГОСТ 17751-79 (СТ СЭВ 3968-83) "Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 30 марта 1979 г. N 1209)

Jet fuel. Method of test for thermal oxidation stability under dynamic conditions

Срок действия установлен с 1 января 1980 г. до 1 января 1985 г.
Взамен ГОСТ 17751-72
Настоящий стандарт распространяется на реактивное топливо и устанавливает метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях на установке ДТС-1М.
Метод заключается в оценке склонности топлива к образованию нерастворимых продуктов окисления под воздействием высоких температур в условиях однократной прокачки через трубчатый подогреватель с оценочной трубкой и подогреватель с контрольным фильтром.
Образующиеся продукты окисления отлагаются на оценочной трубке, изменяя ее цвет и забиванием пор контрольного фильтра, вызывая увеличение перепада давления на указанном фильтре.
Стандарт соответствует СТ СЭВ 3968-83 по основным разделам (см. справочное приложение).

1. Отбор проб

1.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517-80, объем средней пробы топлива (100+-5) дм3.
1.2. Пробу топлива отбирают в емкость, промытую испытуемым топливом, в количестве (10+-2) % от объема емкости.
1.3. Емкость, используемую для отбора пробы впервые, предварительно промывают растворителем, взятым в количестве (2+-0,5) % от объема емкости.
1.4. Маркировка, транспортирование и хранение пробы топлива, отобранной для испытания, - по ГОСТ 1510-76.
1.5. Пробу топлива перед испытанием фильтруют через фильтровальную бумагу в емкость, подготовленную по п. 1.2 или п. 1.3.

2. Аппаратура, реактивы и материалы

Установка лабораторная ДТС-1М.
Секундомер по ГОСТ 5072-72.
Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-72.
Толуол по ГОСТ 9880-76 или по ГОСТ 14710-78,
Ксилол по ГОСТ 9949-76 или по ГОСТ 9410-78
Бензол по ГОСТ 5955-75 или бензол нефтяной по ГОСТ 9572-77 или ацетон технический по ГОСТ 2768-79.
Растворитель - спиртобензольная, спиртоксилольная или спиртоацетоновая смесь 1:4 (по объему).
Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026-76.
Паста ГОИ или шлифовальный порошок по ГОСТ 3647-80, зернистостью материала 6-8.
Щетка волосяная или капроновая, ерш.
Салфетки марлевые или из хлопчатобумажной светлой ткани, не дающие ворса.
Емкости для проб топлива: бочки алюминиевые или из нержавеющей стали, бидоны из белой жести или оцинкованные, бутыли стеклянные.
Присадка нафтенат меди по ГОСТ 9549-80.
Присадка ХТ-5.
Никелевая сетка саржевого плетения 80/720 диаметром 16 мм.

3. Подготовка к испытанию

3.1. Подготовка установки
3.1.1. Перед пуском установки, а также после проведения каждого испытания производят очистку основных узлов топливной системы установки.
3.1.2. Внутреннюю поверхность топливного бака установки протирают салфеткой, смоченной растворителем.
3.1.3. Фильтры, установленные на линии заправки и на рабочей линии перед подогревателем, разбирают, внутренние полости корпусов фильтров промывают испытуемым топливом; фильтроэлементы погружают в топливо и продувают воздухом под давлением 50-100 кПа (0,5-1,0) кгс/см2.
3.1.4. Внутренние поверхности трубчатого подогревателя и корпуса контрольного фильтра очищают ершом, смоченным растворителем.
3.1.5. Внутреннюю поверхность соединительного трубопровода между трубчатым подогревателем и контрольным фильтром очищают, протягивая при помощи проволоки куски салфетки, смоченной растворителем, и промывают им.
3.2. Подготовка контрольного фильтра
3.2.1. Камеру контрольного фильтра и ее детали чистят при помощи ерша или щетки, смоченных растворителем, и промывают растворителем.
3.2.2. Контрольный фильтрующий элемент перед монтажом промывают растворителем. Герметичность сборки штуцера с фильтрующим элементом, а также отсутствие повреждений сетки контрольного фильтрующего элемента оценивают на приборе ППФ-1А, входящем в комплект установки. Пригодным считают фильтрующий элемент с сопротивлением (3900+-200) Па (400+-20) мм вод. ст.
Контрольный фильтрующий элемент используют однократно.
3.3. Подготовка оценочной трубки подогревателя
3.3.1. Наружную поверхность оценочной трубки очищают при помощи щетки, смоченной растворителем, до полного удаления смолистых отложений, после чего полируют пастой ГОИ или шлифовальным порошком до получения однородного металлического цвета, очищают от пасты ГОИ и шлифовального порошка салфеткой, смоченной растворителем, и промывают испытуемым топливом.
3.3.2. Трубки, имеющие на поверхности царапины и другие повреждения, к испытаниям не допускаются.
3.4. Узлы и детали, подготовленные по пп. 3.1-3.3, монтируют в топливную систему установки без контрольного фильтрующего элемента.
3.5. Закачивают в бак установки по линии заправки последовательно через фильтры, обеспечивающие фильтрацию с тонкостью 12-16 и 5-8 мкм, 10+-2 л топлива, подготовленного по п. 1.5.
3.6. Промывают топливом рабочую линию гидравлической системы установки путем однократной прокачки заправленного топлива через узел трубчатого подогревателя и камеру контрольного фильтра на слив. При этом электроподогреватели топлива в трубчатом подогревателе и в камере контрольного фильтра не включают.
3.7. В топливный бак установки закачивают (40+-2) дм3 л топлива аналогично п. 3.5.
3.8. Устанавливают в камеру контрольного фильтра контрольный фильтрующий элемент, подготовленный по п. 3.2.

4. Проведение испытания